Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:03, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа изучаемых аспектов качества продукции определить ее влияние на конкурентоспособность предприятия в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Главные аспекты качества продукции…………………………………4
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………4
1.2 Качество и конкурентоспособность…………………………………………9
Глава 2. Управление качеством продукции. Система качества………………14
2.1 Управление качеством продукции………………………………………….14
2.2 Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции…………18
2.3 Правовое регулирование качества продукции…………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...34
• удовлетворяют требованиям потребителя;
• соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
• отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
• предлагают потребителю продукцию по конкурентоспособным ценам;
• направлены на получение прибыли.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
• улучшение экономического положения предприятия;
• расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов: 1) маркетинг; 2) проектирование; 3) материально-техническое обеспечение; 4) подготовка и разработка продукции; 5) изготовление; 6) контроль, провидение испытаний; 7) упаковка и хранение; 8) реализация; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническое обслуживание; 11) утилизация.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Наряду с системами управления качеством продукции важная роль в изучении и реализации программ качества принадлежит и кружкам качества (или группам качества). Как показывает зарубежный опыт, кружки качества – это форма демократизации капитала, создающая заинтересованность рабочих в качестве, изменяет психологический климат на предприятии. Принципы организации кружков качества таковы:
• добровольность участия;
• стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений;
• моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности;
• поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления организацией (предприятием);
• обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы.
Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.
Кружки качества помогают организациям (предприятиям) решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи. Три – четыре человека, обслуживающие тот или иной технологический процесс или часть этого процесса, остаются после работы и обсуждают так называемые «узкие» места: повышение качества, рост эффективности, снижение затрат. Они могут собираться и обсуждать проблемы (от одной до трех) один – два раза в месяц (один раз в неделю) и обсуждать от одной до трех тем. Обсуждения могут проходить и в рабочее время, стимулироваться материально или морально.
Кружки качества распространены во всем
мире. Они представляют собой важный элемент
общественного участия в управлении
качеством наряду с обществами потребителей.
2.2. Значение и задачи стандартизации и сертификации продукции
Стандартизация
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд национального хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.
Действующая система
• единый технический язык;
• унифицированные ряды
• типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
• систему классификаторов
• достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
Система стандартизации
• защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
• повышение качества
• совместимость и
• содействие экономии
• создание нормативно-
• устранение технических
• безопасность экономических
объектов с учетом риска
• содействие повышению
Концепция системы
• стандарты должны быть
• стандарт должен иметь
• стандарты не должны дублировать друг друга;
• стандартизация должна быть
комплексной, т.е. в странах
должны быть отражены
а) по всем стадиям жизненного цикла продукции – от разработки до утилизации;
б) по всем уровням разукрупнения – от материалов, веществ, технологий до конечной продукции;
в) по всем аспектам обеспечения качества, включая установление в стандартах взаимосогласованных требований к продукции, методам контроля и испытаний, метрологическому обеспечению.
Фонд государственных
• не стать тормозом в
• обладать стабильностью
Взаимосвязь внутри фонда стандартов должна подчиняться следующим правилам:
• большую свободу в выборе
потребительских характеристик
• более жесткие требования
к функциональным
Стандартизация основана на
В настоящее время
• ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;
• ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;
• ГОСТ Р 1.4-92 Государственная
система стандартизации
• ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
Государственные стандарты
• обязательные требования к качеству продукции (работ и услуг), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
Информация о работе Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия