Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:02, контрольная работа
По классическому определению: Экономика- это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Экономика- это область человеческой деятельности, которая служит для удовлетворения человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук, в частности для экономики предприятия .
Целью изучения курса «Экономика предприятия» является приобретение учащимися теоретических и практических навыков в области экономики предприятия различных форм собственности.
Данная дисциплина имеет связь с такими предметами, как основы экономической теории, статистика, маркетинг, менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия и др.
По классическому определению: Экономика- это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Экономика- это область человеческой деятельности, которая служит для удовлетворения человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук, в частности для экономики предприятия .
Целью изучения курса «Экономика предприятия» является приобретение учащимися теоретических и практических навыков в области экономики предприятия различных форм собственности.
Данная дисциплина имеет связь с такими предметами, как основы экономической теории, статистика, маркетинг, менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия и др.
В результате
изучения курса учащиеся должны знать
важнейшие экономические
Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует такие методы исследования, как статистических наблюдений и сравнительного анализа, вероятностныстные и прогнозные методы, экономико- математические методы и др.
Говоря об изучении курса Экономика торгового предприятия (ЭТП), необходимо сформулировать основные его задачи, при этом в основе их лежат следующие положения:
1.предприятие является первичным звеном и экономической основой в народном хозяйстве и от него зависит уровень развития всего народного хозяйства, благосостояния людей.
2.переход к рыночной экономике требует переосмысления действующего ранее хозяйственного механизма.
Основные задачи курса:
1).рассмотрение основных элементов хозяйственного механизма, действующего на предприятии;
2).освоение новых форм и методов хозяйствования;
3).выработка умения ориентироваться в рыночных условиях;
4).оценка эффективности деятельности предприятия;
5).обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия;
6).финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов.
Структура курса экономика предприятия состоит из следующих разделов и тем:
Раздел 1. Торговля в условиях рынка |
Тема
1.1.Торговля в системе |
Тема 1.2.Планирование деятельности торговых предприятий |
Тема 1.3.Спрос на товары народного потребления |
Тема 1.4.Ресурсы товаров народного потребления |
Раздел 2. Товарооборот торговых предприятий |
Тема 2.1.Розничный товарооборот |
Тема 2.2.Товарные запасы в розничной торговле |
Тема 2.3.Оптовый товарооборотТема 2.4.Товарные запасы в оптовой торговле |
Раздел 3. Издержки обращения в торговле |
Тема 3.1.Издержки обращения, их сущность и классификация |
Тема 3.2.Планирование издержек обращения |
Раздел 4. Ценообразование в условиях рынка |
Раздел 5. Доходы и прибыль торговых предприятий |
Тема 5.1.Валовой доход |
Тема 5.2.Прибыль и рентабельность , их определение на предприятии |
Тема 5.3.Планирование и распределение прибыли на торговом предприятии |
Раздел 6. Трудовые ресурсы и оплата труда работников торгового предприятия |
Тема 6.1.Трудовые ресурсы и производительность труда в торговле |
Тема 6.2.Оплата труда работников предприятия. |
Раздел 7. Финансовые ресурсы торгового предприятия. |
Тема 7.1.Основные фонды и оборотные средства. |
Тема 7.2. Финансовые ресурсы и финансовое планирование |
Раздел 1: Торговля в условиях рынка.
Тема 1.1. Торговля в системе народнохозяйственного комплекса.
1)Торговля как вид предпринимательской деятельности, ее функции и роль в народном хозяйстве.
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в различных отраслях экономики, в частности в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий. При этом особая роль принадлежит развитию предпринимательства.
Предпринимательская деятельность- это самостоятельная инициативная деятельность граждан или предприятий, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.
Одним
из важнейших видов
Товарное обращение- это движение материальных благ из сферы производства в сферу потребления, т.е. это осуществляемый с помощью денег обмен между производителями и потребителями.
Товарное обращение выступает в 3-х формах:
1.рынок средств производства и материально-технического снабжения.
2.торговля товарами народного потребления - охватывает предметы, которые потребляются в кач-ве потребностей в основном в домашнем хозяйстве (гражданами)
3.заготовка с/х продуктов и сырья - это система формирования ресурсов, которые обеспечивают промышленность сырьем, население - продовольствием, а так же создают резервы с/х продуктов и сырья.
Переход
к рынку и изменение основ
законодательства открывают и расширяют
возможности
Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости. Но главное, малое предпринимательство является фактором формирования конкурентной среды. Торговля лидирует среди других отраслей по количеству малых предприятий. Они создают наиболее выгодные и дешевые для государства рабочие места, а в период рыночных реформ создало условия для выживания различных слоев значительной массы населения, которые оказались безработными в результате реструктуризации экономики.
Характеризуя место торговли в народно хозяйственном комплексе, следует отметить, что торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. В процессе хозяйственной деятельности ТП вступают в сложную систему взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства.
Торговля воздействует на некоторые принципиальные моменты принятия управленческих решений производителями товаров.
ТП информируют
производителей о запросах потребителей,
участвуют в рекламных
Таким образом, торговля стимулирует производство и задает ему направления развития.
Функции торговли: (во многом определены ее сущностью, как формы товарного обращения).
1. Реализация произведенной потребительной стоимости (товаров).
Использование
этой функции создает экономическую
предпосылку воспроизводства
2. Доведение предметов потребления до потребителей.
Выполняя эту функцию, торговля организует перемещение товаров от производителей к потребителям, при этом осуществляются операции по продолжению процесса производства в сфере обращения (траснпортирование, хранение)
3.Поддержание баланса между спросом и предложением с одновременным активным воздействием на производство части объема и ассортимента выпускаемой продукции.
4.Сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг.
5.Маркетинг
(разработка товара, рыночные исследования,
организация распределения, определение
цены, создание служб сервиса и т.д.).
2.Виды торговой деятельности.
Торговое предприятие (ТП) – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который осуществляет закупку, хранение и реализацию товаров с целью удовлетворения потребностей рынка и покупателей.
ТП могут
рассматриваться как формы
1. ассортимент товаров в значительной мере зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионально-возрастного состава, покупательской способности, условий труда, быта, национальности.
2. предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны - в процессе реализации товаров и каждое предприятие имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить.
3. предприятия max приближены к потребителям и по размерам сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации.
4. спрос на товары и услуги ТП с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по времени года, дням недели и даже часам суток.
5. наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей.
ТП стремится к получению дохода, к обеспечению потребителей товарами и услугами, персонала ЗП, условиями труда и возможностью профессионального роста.
Принципы деятельности предприятия:
1.экономическая свобода
2.самоокупаемость и самофинансирование
3.использование хозяйственных договоров как правовой основы экономических отношений
4.ответственность за соблюдение договорных и иных обязательств
5.материальное стимулирование труда работающих
Классификация ТП по отраслям торговой деятельности:
I.Розничные:
1.по товарной специализации:
---узкоспециализированные
---смешанные
---универсальные
2.по формам обслуживания:
---с
индивидуальным обслуживанием
---по
образцам, каталогам, почте
3.по видам и особенностям устройства: