Экономика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

По классическому определению: Экономика- это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Экономика- это область человеческой деятельности, которая служит для удовлетворения человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук, в частности для экономики предприятия .
Целью изучения курса «Экономика предприятия» является приобретение учащимися теоретических и практических навыков в области экономики предприятия различных форм собственности.
Данная дисциплина имеет связь с такими предметами, как основы экономической теории, статистика, маркетинг, менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия и др.

Работа содержит 1 файл

Экономика организации.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

По классическому  определению: Экономика- это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Экономика- это область человеческой деятельности, которая служит для удовлетворения человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук, в частности для экономики предприятия .

Целью изучения курса «Экономика предприятия» является приобретение учащимися теоретических и практических навыков в области экономики предприятия различных форм собственности.

Данная  дисциплина имеет связь с такими предметами, как основы экономической  теории, статистика, маркетинг, менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия и др.

В результате изучения курса учащиеся должны знать  важнейшие экономические категории  предприятия торговли (товарооборот, товарные запасы, издержки обращения, валовый доход, прибыль, рентабельность и др), уметь их планировать и  управлять ими.

Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует такие методы исследования, как статистических наблюдений и сравнительного анализа, вероятностныстные и прогнозные методы, экономико- математические методы и др.

Говоря  об изучении курса  Экономика торгового предприятия (ЭТП), необходимо сформулировать основные его задачи, при этом в основе их лежат следующие положения:

1.предприятие является первичным звеном и экономической основой в народном хозяйстве и от него зависит уровень развития всего народного хозяйства, благосостояния людей.

2.переход к рыночной экономике требует переосмысления действующего ранее хозяйственного механизма.

Основные  задачи курса:

1).рассмотрение основных элементов хозяйственного механизма, действующего на предприятии;

2).освоение новых форм и методов хозяйствования;

3).выработка умения ориентироваться в рыночных условиях;

4).оценка эффективности деятельности предприятия;

5).обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия;

6).финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов.

Структура курса экономика  предприятия состоит из следующих разделов и тем:

Раздел 1. Торговля в условиях рынка

Тема 1.1.Торговля в системе народнохозяйственного  комплекса

Тема 1.2.Планирование деятельности торговых предприятий

Тема 1.3.Спрос на товары народного потребления

Тема 1.4.Ресурсы товаров народного  потребления

Раздел 2. Товарооборот торговых предприятий

Тема 2.1.Розничный товарооборот

Тема 2.2.Товарные запасы в розничной торговле

Тема 2.3.Оптовый товарооборот

Тема 2.4.Товарные запасы в оптовой торговле

Раздел  3. Издержки обращения  в торговле

Тема 3.1.Издержки обращения, их сущность и  классификация

Тема 3.2.Планирование издержек обращения

Раздел 4. Ценообразование  в условиях рынка

Раздел 5. Доходы и прибыль  торговых предприятий

Тема 5.1.Валовой доход

Тема 5.2.Прибыль и рентабельность , их определение на предприятии
Тема 5.3.Планирование и распределение  прибыли на торговом предприятии
Раздел 6. Трудовые ресурсы  и оплата труда  работников торгового  предприятия
Тема 6.1.Трудовые ресурсы и производительность труда в торговле
Тема 6.2.Оплата труда работников предприятия.
Раздел 7. Финансовые ресурсы  торгового предприятия.
Тема 7.1.Основные фонды и оборотные  средства.

Тема 7.2. Финансовые ресурсы и финансовое планирование

 

Раздел 1: Торговля в условиях рынка.

Тема 1.1. Торговля в системе  народнохозяйственного  комплекса.

1)Торговля  как вид предпринимательской  деятельности, ее  функции и роль  в народном хозяйстве.

Главной целью современного этапа экономических  преобразований, проводимых в различных отраслях экономики, в частности в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий. При этом особая роль принадлежит развитию предпринимательства.

Предпринимательская деятельность- это самостоятельная инициативная деятельность граждан или предприятий, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.

Одним из важнейших видов предпринимательской  деятельности является торговля. Необходимость  обособления торговли в отдельную  отрасль обусловлена общественным разделением труда и характером обращения товаров.

Товарное  обращение- это движение материальных благ из сферы производства в сферу потребления, т.е. это осуществляемый с помощью денег обмен между производителями и потребителями.

Товарное  обращение выступает  в 3-х формах:

1.рынок средств производства и материально-технического снабжения.

2.торговля товарами народного потребления - охватывает предметы, которые потребляются в кач-ве потребностей в основном в домашнем хозяйстве (гражданами)

3.заготовка с/х продуктов и сырья - это система формирования ресурсов, которые обеспечивают промышленность сырьем, население - продовольствием, а так же создают резервы с/х продуктов и сырья.

Переход к рынку и изменение основ  законодательства открывают и расширяют  возможности предпринимательства. Во многом они связаны с развитием  малых  и средних форм предпринимательства различных организационно-правовых форм. Этот сектор экономики обеспечивает необходимую мобильность рынка, без чего не возможно эффективное функционирование.

Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные  рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости. Но главное, малое предпринимательство является фактором формирования конкурентной среды. Торговля лидирует среди других отраслей по количеству малых предприятий. Они создают наиболее выгодные и дешевые для государства рабочие места, а в период рыночных реформ создало условия для выживания различных слоев значительной массы населения, которые оказались безработными в результате реструктуризации экономики.

Характеризуя место торговли в народно хозяйственном комплексе, следует отметить, что торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. В процессе хозяйственной деятельности ТП вступают в сложную систему взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства.

Торговля  воздействует на некоторые принципиальные моменты принятия управленческих решений  производителями товаров.

ТП информируют  производителей о запросах потребителей, участвуют в рекламных мероприятиях, способствуют поддержанию конкуренции  выбирая поставщиков, а так же участвуют в формировании розничных цен на товары.

Таким образом, торговля стимулирует производство и задает ему направления развития.

Функции торговли: (во многом определены ее сущностью, как формы товарного обращения)

1. Реализация произведенной потребительной стоимости (товаров).

Использование этой функции создает экономическую  предпосылку воспроизводства совокупного  общественного продукта, связывая производство с потреблением.

2. Доведение предметов потребления до потребителей.

Выполняя  эту функцию, торговля организует перемещение  товаров от производителей к потребителям,  при  этом осуществляются операции по продолжению процесса производства в сфере обращения (траснпортирование, хранение)

3.Поддержание баланса между спросом и предложением с одновременным активным воздействием на производство части объема и ассортимента выпускаемой продукции.

4.Сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг.

5.Маркетинг (разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и т.д.). 
 

2.Виды  торговой деятельности.

Торговое  предприятие (ТП) – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который осуществляет закупку, хранение и реализацию  товаров с целью удовлетворения потребностей рынка и покупателей.

ТП могут  рассматриваться как формы коммерческого  предпринимательства. Но деятельность ТП имеет ряд характерных особенностей:

1. ассортимент товаров в значительной мере зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионально-возрастного состава, покупательской способности, условий труда, быта, национальности.

2. предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны - в процессе реализации товаров и каждое предприятие имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить. 

3. предприятия max приближены к потребителям и по размерам сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации.

4. спрос на товары и услуги ТП с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по времени года, дням недели и даже часам суток.

5. наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей.

ТП стремится  к получению дохода, к обеспечению  потребителей товарами и услугами, персонала ЗП, условиями труда  и возможностью профессионального  роста.

Принципы  деятельности предприятия:

1.экономическая свобода

2.самоокупаемость и самофинансирование

3.использование хозяйственных договоров как правовой основы экономических отношений

4.ответственность за соблюдение договорных и иных обязательств

5.материальное стимулирование труда работающих

Классификация ТП по отраслям торговой деятельности:

I.Розничные:

1.по  товарной специализации:

---узкоспециализированные                                 ---специализированные

---смешанные                                                         ---комбинированные

---универсальные

2.по  формам обслуживания:

---с  индивидуальным обслуживанием                ---самообслуживание

---по  образцам, каталогам, почте                         ---комбинированные

3.по  видам и особенностям устройства:

Информация о работе Экономика организации