Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:02, контрольная работа
По классическому определению: Экономика- это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Экономика- это область человеческой деятельности, которая служит для удовлетворения человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук, в частности для экономики предприятия .
Целью изучения курса «Экономика предприятия» является приобретение учащимися теоретических и практических навыков в области экономики предприятия различных форм собственности.
Данная дисциплина имеет связь с такими предметами, как основы экономической теории, статистика, маркетинг, менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия и др.
1.Денежные доходы населения - ЗП, пенсии, пособия, стипендии, доходы от продажи с/х продукции, доходы от предпринимательской деятельности, поступления из финансовой системы (кредит, ссуда).
2.Денежные расходы и сбережения - покупка товаров, оплата услуг, обязательные платежи в финансовую систему, покупка валюты, приобретение ценных бумаг и облигаций, прирост вкладов в банк (счёт в банке).
Эти два раздела характеризуют миграцию денег и изменение остатка денежных средств на руках у населения. Общий объём спроса на товары определяется величиной покупательных фондов населения, размером неудовлетворённого спроса и миграцией денежных средств.
Покупательные фонды (ПФ) – денежные доходы населения, предназначенные для покупки товаров и оплаты товарных услуг. Рассчитывается как разница между общей суммой денежных доходов ДД и суммой нетоварных расходов и сбережений НР(по балансу). ПФ= ДД-НР
Нетоварные расходы (НР):оплата коммунальных и бытовых услуг,платежи в бюджет и т.п.
Они носят обязательный характер и рассчитываются в первую очередь.
Объём розничного товарооборота РТО по региону должен в основном соответствовать ПФ при нормальной ситуации с товарным предложением. Разность между показателями должна быть на величину покупок учреждений и организаций в порядке мелкого опта (МО) и на величину инорайонного спроса, т.е. покупок неместными жителями с др городов и районов (ИС) .
ПФ=РТО-МО-ИС
ИС=РТО-ДД+НР-МО
4.Емкость рынка. Ее расчёт.
Основные характеристики рынка товаров народного потребления:
1.ёмкость рынка
2.доля рынка
3.конъюнктура рынка
Ёмкость рынка – экономическая категория, которая определяется объёмом реализованных товаров в течение определённого периода времени в физических или стоимостных единицах изменения и в конечном счёте представляет собой объём возможного потребления товаров.
Составляющие емкости рынка:
1.объём покупок товаров населения, т. е. ПФ
2.объём покупок по мелкому опту (МО)
3.инорайонный спрос (ИС)
ЕР=ПФ+МО+ИС
Факторы, оказывающие влияние на ёмкость рынка:
1.уровень развития производства, перспективы его развития
2.размер
и динамика покупательских
3.уровень
и состояние пенсионного
4.налоговая политика в отнощении населения
5.уровень тарифов и динамика цен на жильё и коммунальные услуги
Доля рынка - определяет место торгового предприятия на рынке товаров и услуг и определяется:
Доля рынка =объём реализации продукции ТП • 100%
объём платёжеспособного спроса населения
Конъюнктура
рынка - характеризует соотношение
спроса, предложения и динамики цен в определённый
период времени, т. е. конкретную экономическую
ситуацию, сложившуюся на определённый
момент времени, а также совокупность
причин, обусловивших её состояние.
ТЕМА 5. Ресурсы товаров народного потребления (ТНП).
1.Товарные ресурсы и товарные фонды.
Формы, в которых выступает товарное предложение:
1.товарные запасы всех каналов обращения – товарная масса, которая может быть доставлена на рынок с учётом потенциальных возможностей производства и транспортных возможностей по доставке груза (товара).
2.товарные ресурсы – вся масса товаров, находящихся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования на определённый период времени. Это продукция промышленности, сельского хозяйства, которая поступает в торговлю для продажи населению, предприятиям, организациям, учреждениям для потребления и хозяйственных нужд, а также для создания резервных запасов.
Основной частью товарных ресурсов явл Товарные фонды – та часть товарных ресурсов, кот поступает в сферу личного и производственного потребления через торговлю.
Классификация товарных фондов:
1.по потребительскому признаку:
---продовольственные
---непродовольственные
2.по характеру использования:
---рыночные фонды – та часть товарных фондов, которая реализуется населению через предприятия розничной и оптовой торговли.
---внерыночные фонды – та часть товарных фондов, которые используются для промышленного потребления, для снабжения детских, лечебных, прочих специальных целей.
---фонды промышленной переработки – та часть товарных фондов, которая направлена на промышленные предприятия для производствава новых товаров в кач-ве основного сырья.
3.по источникам образования:
---централизованные
- формируются за счёт
---децентрализованные - закупаемые самостоятельно из различных источников .
Источники образования товарных ресурсов:
1.промышленное производство
2.с/х производство
3.импорт из стран дальнего зарубежья и СНГ.
В современных условиях, когда решающую роль в обеспечении товаров народного потребления играют товарные ресурсы, формируемые государством, основным источником формирования товарных ресурсов и товарных фондов является промышленное производство республики и с/х производство.
Определяющую
роль в товарном обеспечении играют
производственные предприятия потребительской
кооперации, а также государсвенные
закупки и импорт из стран СНГ.
2. Управление товарами народного потребления (ТНП) в РБ.
Управление ТНП осуществляют:
1.Министерство экономики РБ:
Устанавливает
заказы, квоты на производство и
поставку внутри РБ по отдельным товарным
группам и устанавливает
2.Министерство торговли РБ:
Собирает заказы и заявки предприятий торговли, формирует сводные заявки и заказы предприятий торговли и доводит до предприятий промышленности.
3.Областные и городские управления торговли (по Минску – Главное управление потребительского рынка)
4.уровень районов в городе – районные организации – Райсполкомы
5.отдельный уровень – Предприятия потребительской кооперации (регулируются Белкоопсоюзом)
Основные задачи в управлении товарными ресурсами:
1.оптимизация
объёма и товарно-групповой
2.координация
деятельности промышленных
3.оперативное
маневрирование товарными
4.совершенствование
хозяйственных связей между
3. Балансы ресурсов.
Чтобы управлять товарными ресурсами, необходимо осуществлять прогнозные расчёты объёмов товарных ресурсов как в целом по РБ, так и по областям. Эта задача решается путём разработки материальных балансов, которые называются балансами ресурсов или балансами образования и использования ресурсов.
В балансах отражаются источники образования ресурсов и предусматривается их распределение по конкретным направлениям. Балансы разрабатываются Министерством экономики и Министерством торговли РБ.
Балансы ресурсов состоят из двуз разделов:
1) Образование ресурсов:
1.запасы товаров на начало периода
2.проиводство
3.завоз товаров из стран СНГ
4.импорт
5.поступление из государсвенного резерва
2) Распределение ресурсов:
1.рыночный фонд
2.фонд промышленной переработки
3.внерыночный фонд (непродовольственные товары)
4.вывоз товаров в страны СНГ
5.экспорт
6.пополнение государственного резерва
7.запасы на конец периода
Статьи балансов по продовольственным товарам те же, кроме статьи по внерыночным фондам (отсутствует).
Балансы по непродовольственным товарам составляются, как правило, в стоимостном выражении (по ряду товаров в натуральном и стоимостном), по продовольственным товарам – в натуральном выражении.
При расчёте
товарного обеспечения следует
учитывать поступления из всех источников
(централизованные и децентрализованные)
и изменение остатков товаров
на складах.
Раздел 2: Товарооборот торговых предприятий
Тема 1.1. Розничный товарооборот (РТО)
1.Состав, структура и значение РТО.
Розничная торговля является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования.
Функции розничной торговли:
1.закупка товаров, их транспортировка и хранение
2.подсортировка товаров
3.подработка
4.придание закупленной продукции товарного вида
5.продажа товаров
6.послепродажное обслуживание потребителей
Следует также отметить, что продажу товаров могут осуществлять как юридические лица, основной деятельностью которых является торговля, так и др. юридические лица, торговая деятельность для которых - не основная (магазины при промышленных предприятиях).
РТО является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности ТП.
РТО - количественный показатель, характеризующий объем продаж.
Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
Согласно определению Министерства статистики и анализа РБ: РТО действующих предприятий розничной торговли и общественного питания независимо от форм собственности и вида хозяйсвенной деятельности - это продажа потребительских товаров населению.
Виды РТО:
1. по формам торговли:
---РТО
государственной торговли