Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – проанализировать экономическую эффективность производства молока ООО «Правда» Сасовского района Рязанской области в отрасли животноводстве.
Для достижения цели необходимо преследовать следующие задачи:
1. Определение уровня динамики валового производства молока, продуктивности коров;
2. Установление степени влияния различных факторов на валовое производство молока.
3. Анализ и расчет резервов увеличения валового производства молока и разработка конечных предложений по их реализации.
Введение 3
1. Теоретические основы повышения экономической эффективности производства и использования молока на сельскохозяйственных предприятиях 5
1.1. Система экономических показателей, характеризующих эффективность производства и использования молока. 5
1.2. Обзор и экономическая оценка основных мероприятий по росту эффективности производства и использования молока.
1.3 Краткая экономическая характеристика предприятия. 10
2. Анализ экономической эффективности производства продукции животноводства (молоко). 20
2.1 Анализ валового производства молока 20
2.2. Анализ реализации молока 32
2.3 Анализ финансовых результатов от реализации молока 36
3. Резервы повышения экономической эффективности производства молока42
Выводы и предложения 53
Список использованной литературы 59
Таблица 15 - Динамика себестоимости 1ц молока в ООО «Правда» за 2006-2010гг.
Из данной таблицы следует, что за 2006-2010гг. себестоимость молока в сравнении с 2006 годом снизилась соответственно на 20,9%, в 2008 году – на 6,2%. В 2009-2010гг себестоимость молока увеличилась. В 2010 году по сравнению с 2006 годом себестоимость производства молока увеличилась на 35,0%.
На изменение себестоимости молока в данном хозяйстве повлияли преимущественно такие два фактора: продуктивность и затраты на 1 голову животного.
Влияние данных факторов на изменение себестоимости молока рассмотрим в таблице 16.
Как видно из таблицы 16 за 2009-2010гг. себестоимость на 1ц молока увеличилась. Увеличение произошло за счет затрат на 1 голову коровы, за счет продуктивности происходило ее снижение.
Таблица 16 - Влияние факторов на себестоимость молока в ООО «Правда» в 2006-2010гг.
В сравнении с базисным 2006 годом себестоимость 1ц молока в 2007 году снизилась на 0,143 тыс. руб., в том числе за счет затрат на 1гол она снизилась на 0,451 тыс. руб., за счет продуктивности она увеличилась 0,308 тыс. руб.; в 2008г она также снизилась на 0,042тыс. руб., произошло снижение за счет снижения затрат на 1 голову на 0,132тыс. руб, несмотря на ее увеличение за счет снижения продуктивности.
2.2. Анализ реализации продукции животноводства.
В отличие от промышленных, сельскохозяйственные предприятия реализуют не всю полученную продукцию. Часть ее используется на производственные цели. От рационального использования продукции животноводства собственного производства зависит, с одной стороны, расширение данной отрасли, а с другой – рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Экономически неоправданно и создание лишних запасов, так как это приводит к уменьшению объема реализации продукции, создаются условия нерационального их использования. Поэтому, анализируя использование продукции животноводства, необходимо в первую очередь проверить, сочетаются ли в анализируемом хозяйстве рост уровня товарности и обеспечение внутренних потребностей предприятия, определить возможности повышения уровня товарности за счет более рационального использования продукции на производственные нужды.
Анализ проводится на основе данных годовой отчетности «Баланс продукции» и плана предприятия путем сравнения фактических данных отчетного периода с плановыми и данными прошлых периодов по каждой статье прихода продукции и ее расхода.
Рассмотрим в таблице 17 реализацию и товарность продукции животноводства в данном хозяйстве на основе данных баланса продукции и количества реализуемой продукции за период 2005-2009гг.
Таблица 17 - Реализация и товарность молока
Из таблицы 17 видно, что в хозяйстве за 2006-2010 годы происходило увеличение реализации молока. Реализация молока увеличилась несмотря на снижение его производства. По молоку произошло увеличение уровня товарности наряду с увеличением количества реализованной продукции.
Изменение объема реализации молока складывается под воздействием многих факторов:
- объем производства продукции;
- уровень товарности продукции.
Уровень товарности продукции зависит от следующих факторов:
- использование продукции
на производственные нужды (
- качество продукции;
- потери продукции при хранении (по объективным причинам; по субъективным причинам).
Основными факторами, влияющими на объем реализации продукции, являются: объем производства продукции (VРП) и уровень товарности (УТ).
Поскольку VРП = VВП*УТ, расчет влияния факторов можно произвести одним из способов детерминированного факторного анализа – способом абсолютных разниц (табл. 18). В данной таблице расчет данных факторов на объем реализованного молока проведем за 2006 и 2010годы, приняв 2006 год за базисный.
Расчет:
- молоко:
∆VРПВП = (VВП2010-VВП2006)*УТ2006 = (13760-13868)*0,580= -62,64ц
∆VРПУТ = (УТ2010-УТ2006)*VВП2010 = (0,780-0,580)*13760 = +2752,00ц
где
∆VРПВП, ∆VРПУТ – изменение объема реализованной продукции соответственно за счет объема производства и уровня товарности;
VВП2010, VВП2006 – объем валовой продукции животноводства соответственно в 2009 и 2005гг.;
УТ2006, УТ2010 – уровень товарности продукции животноводства соответственно в 2006 и 2010гг.;
Таблица 18.- Факторный анализ реализации продукции животноводства
Таким образом, из таблицы 18 следует, что увеличение реализации по молоку в 2010 году по сравнению с 2006 годом произошло за счет увеличения уровня товарности. По молоку также необходимо увеличивать объемы производства продукции, а также объемы реализации.
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции животноводства
Финансовый результат – это получение дохода от деятельности предприятия, который выражается в форме прибыли. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В таблице 19 рассмотрим как, сработало хозяйство за период 2006-2010гг.
Анализируя данные в таблице можно заключить, что прибыль от реализации была получена только по молоку, начиная с 2008 года, на конец 2010 года она составила 2980,0 тыс. руб.
Таблица 19 - Финансовые результаты и рентабельность производства молока
Так как в хозяйстве в животноводстве получали прибыль только от производства молока (с 2008 года), то можно заключить, что производство молока рентабельно на конец 2010 года, уровень рентабельности составил 29,9%.
Далее определим, за счет каких факторов, произошло изменение прибыли от реализации молока. В ходе проводимого анализа прибыльности производства и реализации продукции животноводства было установлено, что на изменение прибыли молока повлияли такие факторы как: объем реализации, цена и себестоимость.
В таблице 21 рассмотрим, как повлияли данные факторы на прибыльность реализации продукции животноводства. Для этого примем за базовый 2006 год и фактический – 2010 год.
При расчете влияния факторов на прибыль от реализации продукции животноводства используем способ абсолютных разниц:
∆Пvрп = (VРП2010-VРП2006)*(Ц2006-С2006
∆Пvрп – изменение прибыли за счет объема реализованной продукции, тыс. руб.;
VРП2010, VРП2006 – объемы реализации продукции соответственно в 2010 и 2006 годах, ц;
Ц2006 – цена реализации продукции в 2006 году, руб.;
С2006 – себестоимость реализации 1ц продукции, руб.
∆Пц = (Ц2010-Ц2006)*VРП2010, где
∆Пц – изменение суммы прибыли за счет цены реализации, тыс. руб.
∆Пс = - (С2010-С2006)*VРП2010, где
∆Пс – изменение суммы прибыли за счет себестоимости реализации 1ц продукции, тыс. руб.
Таблица 21.- Факторный анализ прибыли (убытка) от реализации продукции животноводства
Далее представим расчет по каждому виду продукции:
- молоко:
∆Пvрп = (10730-8050)*(436,65-686,80) = -670,40тыс. руб.;
∆Пц = (1205,03-436,65)*10730 = +8244,72 тыс. руб.;
∆Пс = -(927,30-686,80)*10730 = -2580,57 тыс. руб.
Таким образом, проведенные расчеты по анализу прибыли от реализации продукции животноводства показали, что в 2006 году производство молока было убыточным. Однако, в 2010 году, отрасль животноводства в хозяйстве стала прибыльной. Сумма прибыли составила 1519,00 тыс. руб. Прибыльность молока в хозяйстве в 2010 году стала за счет увеличения цены реализации.
На уровень рентабельности продукции животноводства в данном хозяйстве повлияли такие факторы: цена и себестоимость. По данным таблицы 22 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности производства продукции животноводства способом цепной подстановки для чего используем следующие формулы:
R2006 = (Ц2006-С2006)/С2006 *100, где
R2006 – уровень рентабельности по видам продукции за 2006 год, %;
Ц2006 – цена реализации единицы продукции каждого вида, руб.;
С2006 – себестоимость единицы реализованной продукции каждого вида, руб.
R2010 = (Ц2010-С2010)/С2010 *100, где
R2010 – уровень рентабельности по видам продукции за 2010 год, %;
Ц2010 – цена реализации единицы продукции каждого вида, руб.;
С2010 – себестоимость единицы реализованной продукции каждого вида, руб.
Rусл = (Ц2010-С2006)/С2006 *100, где
Rусл – уровень рентабельности по видам продукции условный, %;
Ц2010 – цена реализации единицы продукции каждого вида, руб.;
С2006 – себестоимость единицы реализованной продукции каждого вида, руб.
Таблица 22.- Факторный анализ рентабельности молока
Итак, определим уровень рентабельности по видам продукции животноводства:
- молоко:
R2006 = (436,65 – 686,80) / 686,80*100 = -36,4%
R2010 = (1205,03 – 927,30) / 927,30*100 = 29,9%
Rусл = (1205,03-686,80) / 686,80*100 = 75,5%.
Исходя из проведенных расчетов заключаем, что уровень рентабельности молока был получен в 2010 году преимущественно за счет увеличения цены реализации.
3. Резервы повышения экономической эффективности производства молока
Для повышения экономической эффективности производства продукции животноводства в ООО «Правда», устранения недостатков в животноводстве и использования резервов производства, важное значение имеет проведение комплекса зоотехнических мероприятий. В ходе анализа современного состояния животноводства в хозяйстве было выявлено, что в хозяйстве имеются возможности по увеличению валового производства молока, прироста крупного рогатого скота и повышению эффективности его производства. Для увеличения производства и снижения себестоимости животноводческой продукции необходимо постоянно улучшать качество кормов, сокращать затраты на их получение и приготовление. Для возрастания сбалансированности кормовых рационов по питательным веществам и, следовательно, снижения перерасхода кормов на современном этапе большое значение имеет применение разнообразных белково-витаминных препаратов, минеральных добавок, стимуляторов роста продуктивности кормов, использование при кормлении животных высокопитательных кормосмесей и комбикормов, способствующих лучшей усвояемости корма, совершенствование технологии заготовления, хранения кормов. Так, на основе проведенных научных исследований выяснилось, что главное преимущество травосмесей Баренбург – это более высокая питательная ценность в сравнении с обычно используемыми травами и кормовыми культурами (такими как козлятник, вико-овсяная смесь). Разница в питательной ценности составляет 1,44мДж обменной энергии на 1кг сухого вещества корма. Травы Баренбург имеют более высокую питательность, лучше поедаются и быстрее перевариваются. За счет этого, общее потребление кормов выше, выше потребление энергии с кормами, что приводит к снижению затрат на концентраты. Все это вместе снижает затраты на корма для получения 1кг молока.
Большое значение для
увеличения производства молока и снижения
его себестоимости имеет
При большой концентрации
производства, которая присуща
Одним из направлений
повышения эффективности
Повышению эффективности производства молока в настоящее время способствует организация его переработки в хозяйстве, что позволит самостоятельно выходить на рынок, избежав услуг посредника – переработчика.
Из выше предложенных мероприятий наиболее значительными на данный момент для ООО «Правда» являются ликвидация яловости коров, ликвидация перерасхода кормов, а также совершенствование уровня кормления животных. В следующих пунктах данного раздела приведем расчет экономической эффективности этих мероприятий.