Государственная служба в Казахстане: исторический опыт развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

В Казахстане, за последние десятилетия, достигнуты определенные успехи в реформировании государственной службы, создана законодательная база, определены статус, права и обязанности государственных служащих, регламентированы полномочия государственных органов. Так же, в этот же период, социологическая наука Казахстана получила свое активное развитие в период формирования демократических основ и зарождения гражданского общества. Вместе с тем, развитие любого общества в эпоху глобальных трансформаций, изменение условий и требований нынешнего дня, требуют оценки возможностей изменения во взаимоотношениях государства и граждан в целях более эффективного и качественного повышения уровня жизни населения.

Содержание

ГЛАВА 1 Введение
ГЛАВА 2 Анализ текущей ситуации
ГЛАВА 3 Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,ЭКОНОМИКА.docx

— 96.27 Кб (Скачать)

   Разделение  действующих административных государственных  служащих на управленческий корпус и  исполнительный корпус будет осуществлено по должностному критерию (в соответствии с должностью, которую в настоящий  момент занимает государственный служащий). 
В исполнительный корпус "Б" государственной административной службы будут включены государственные служащие, занимающие исполнительные должности (должности, не отнесенные к корпусу "А").

   Основной  задачей государственных служащих корпуса "Б" станет реализация государственной  политики (исполнительская деятельность) в соответствии с установками  государственных служащих управленческого корпуса "А".

   С учетом положительной практики действующего реестра должностей административных государственных служащих по категориям, для должностей управленческого  корпуса "А" и исполнительного  корпуса "Б" административной государственной  службы будут установлены категории. 
При формировании в структуре административной государственной службы корпусов "А" и "Б" предусматривается оптимизация действующего реестра должностей административных государственных служащих.

   Реестр  государственных должностей, основанный на трех корпусах, будет утверждаться Президентом Республики Казахстан  по представлению уполномоченного  органа по делам государственной службы.

   В международной  практике поступление на государственную  службу осуществляется на конкурсной основе, где основным принципом является принцип меритократии, то есть признание  личных заслуг и достижений. 
Общей схемой конкурсного отбора является рассмотрение конкурсного пакета документов претендента и проведение тестирования, интервью, устных и письменных экзаменов, позволяющих оценивать профессиональные знания и опыт, а также личностные компетенции претендента на вакантную должность.

   Следует отметить, что в эффективных моделях  государственной службы поступление  на государственную службу и проведение конкурсного отбора неразрывно связано  с формированием кадрового резерва.

   В новой  модели порядок поступления на государственную  службу будет принципиально усовершенствован путем внедрения двухэтапного конкурсного  отбора, отличительными характеристиками которого станет расширение содержательной части конкурсных процедур и обязательное нахождение кандидата на вакантную  должность в кадровом резерве  административной государственной службы.

   В настоящее  время уполномоченным органом по делам государственной службы проводится пилотный проект по двухэтапному конкурсному  отбору, по результатам которого будет  проведена соответствующая нормотворческая работа.

   В новой  модели государственной службы на первом этапе конкурсного отбора уполномоченным органом и его территориальными управлениями будет проводиться  отбор в кадровый резерв административной государственной службы. Иными словами, будет формироваться единая база данных кандидатов для поступления  на государственную службу. 
Отбор в кадровый резерв административной государственной службы будет основываться на тестировании, определяющем уровень знания Конституции Республики Казахстан и законодательства о государственной службе, а также уровень профессиональных и личностных компетенций, значимых для эффективного исполнения государственным служащим функциональных обязанностей вне зависимости от отраслевой специфики государственного органа.

   Для проведения оценки профессиональных и личностных компетенций государственного служащего  понятие "профиль компетенций  государственного служащего" будет  нормативно закреплено, что позволит использовать его как составную  часть квалификационных требований к кандидатам на занятие административных государственных должностей. 
Уполномоченным органом по делам государственной службы для каждого уровня административной государственной службы (управленческого и исполнительного) будет утверждаться типовой профиль компетенций, на основе которого будут разрабатываться отраслевые профили компетенций.

   Новая программа тестирования будет дифференцирована в зависимости от уровня кадрового  резерва:

   1) для  первичного поступления на государственную  службу, то есть для зачисления  в кадровый резерв для занятия  должностей исполнительного корпуса "Б";

   2) для  карьерного продвижения государственных  служащих корпуса "Б" и  для зачисления в кадровый  резерв для занятия должностей управленческого корпуса "А".

   Кандидату, успешно прошедшему конкурсное тестирование, будет выдаваться сертификат о зачислении в кадровый резерв, дающий ему право  участия во втором этапе конкурсного отбора.

   Для претендентов, зачисленных в кадровый резерв административной государственной службы, предусматривается  возможность прохождения стажировки в государственном органе.

   На  втором этапе конкурсного отбора для назначения на вакантную должность  государственный орган проводит конкурсный отбор только из числа  лиц, зачисленных в кадровый резерв административной государственной  службы в результате тестирования первого этапа.

   В ходе конкурсного отбора второго этапа  будут применяться конкурсные процедуры, определяемые отраслевой спецификой и  направлениями деятельности государственного органа.

   Уполномоченным  органом по делам государственной  службы для использования государственным  органом на втором этапе конкурсного  отбора будут определены типовые  конкурсные процедуры: профильное (отраслевое) тестирование, а также собеседование (индивидуальное, групповое), экзамен, написание эссе.

   Каждый  государственный орган по согласованию с уполномоченным органом по делам  государственной службы будет самостоятельно определять вид конкурсной процедуры  в соответствии с отраслевой направленностью  его деятельности, спецификой и должностными обязанностями той или иной вакантной  государственной должности, для  занятия которой проводится конкурсный отбор.

   Для государственных  органов будет усовершенствован механизм назначения на вакантную административную государственную должность в порядке перевода.

   Для повышения  степени объективности и прозрачности собеседования с кандидатами  на вакантную должность, проводимого  конкурсной комиссией государственного органа, будут нормативно определены вопросы аудио– и видеонаблюдения  хода собеседования, нормативно закреплены обязательность оповещения о проведении конкурсных процедур и право участия  общественно-политических объединений, неправительственных организаций  и СМИ в заседаниях конкурсных комиссий государственных органов.

   Также предусматривается установление персональной ответственности председателя и  членов конкурсных комиссий государственных  органов за качество и объективность  проведенного конкурсного отбора.

   Таким образом, внедрение двухэтапного конкурсного  отбора позволит эффективно использовать кадровый резерв государственной службы и обеспечить государственные органы профессионально компетентными кадрами.

   В мировой  практике вопросы профессионального  развития и обучения являются приоритетными  в системе управления человеческим капиталом государственной службы.

   С учетом положений Стратегического плана  развития Республики Казахстан до 2020 года будет значительно усилен статус Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан как базового образовательного центра по подготовке высококвалифицированных государственных служащих.

   Важнейшей мерой станет качественная модернизация содержательной части программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, в том  числе обновление программ обучения на основе современных образовательных  технологий и принципов системы  государственного управления, ориентированного на результат. 
Программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих станут более гибкими и будут учитывать лучшую мировую практику функционирования системы государственного управления и государственной службы.

   С учетом разделения административных государственных  служащих на управленческий и исполнительный корпусы будут предусмотрены  дифференцированные подходы к построению процессов их обучения. 
Для государственных служащих, назначенных на должности корпуса "А", перед началом непосредственного исполнения должностных обязанностей будет предусмотрена возможность прохождения краткосрочного обучения, направленного на получение знаний в сфере менеджмента, стратегического планирования, принятия эффективных управленческих решений. 
Для служащих управленческого корпуса "А" и служащих, зачисленных в его кадровый резерв, на основе оценки профессиональных и личностных компетенций будут составляться индивидуальные планы профессионального развития и обучения на определенный календарный период.

   Индивидуальный  план будет учитывать профессиональные потребности государственных служащих, как в содержательной части обучения, так и в выборе учебного заведения.

   Ключевую  роль в профессиональном развитии служащих корпуса "А" будет играть Национальная школа государственной политики, призванная обеспечить подготовку национальной управленческой элиты.

   Обучение  государственных служащих корпуса "Б" будет основано на образовательных  программах, направленных на получение  знаний и умений для эффективного исполнения политических решений и  реализации стратегических программ.

   Для повышения  эффективности обучения государственных  служащих на региональном уровне Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан будет координировать деятельность региональных центров  переподготовки и повышения квалификации, проводить мониторинг качества содержательной части образовательных программ.

   Координация деятельности региональных центров  переподготовки и повышения квалификации направлена на формирование единой системы  накопления и обмена знаниями в сфере  государственного управления и государственной  службы и обеспечение качественными  образовательными услугами на региональном уровне.

   В целях  повышения уровня профессионализма кадров на региональном уровне для  государственных служащих местных  исполнительных органов будет выделена квота на обучение в магистратуре Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. 
Таким образом, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан станет единым учебным, методическим, научным и кадровым центром обучения государственных служащих. 
В системе обучения государственных служащих будут предусмотрены системные меры, направленные на эффективное использование потенциала Международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак" и "Назарбаев Университет".

   В частности, подготовка и переподготовка государственных  служащих за рубежом, а также прохождение  профессиональных стажировок в рамках соответствующей квоты позволит обеспечить качественно новый уровень  их профессионального развития и  будет являться дополнительным механизмом мотивации.

   В системе  профессиональной подготовки государственных  служащих будет регламентирован  порядок обучения в рамках программ послевузовского образования.

   В частности, будет нормативно закреплена обязательность сохранения должности за государственными служащими, обучающимся по программам магистратуры и докторантуры по приоритетным специальностям. 
Также будет предусмотрена правовая норма, согласно которой государственный служащий после завершения обучения может быть назначен на должность, ранее им занимаемую, либо на другую – равнозначную по квалификационным и профессиональным требованиям либо вышестоящую должность, функциональные обязанности которой соответствуют вновь полученным профессиональным знаниям и умениям. 
Для эффективного использования возможностей переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и бюджетных средств будут регламентированы вопросы организации учебного и трудового процессов в государственных органах.

   Для экономии бюджетных средств и привлечения  для обучения более широкой аудитории  будет обеспечиваться проведение курсов повышения квалификации с привлечением ведущих зарубежных специалистов. 
В дальнейшем будет предусмотрено расширение данной программы и обеспечение дистанционного обучения государственных служащих согласно образовательным программам, разработанным зарубежными специалистами. 
Нормативно будут регламентированы вопросы организации обучения государственных служащих согласно отраслевым программам, учитывающим специфику деятельности государственных органов и профессиональные потребности самих служащих.

Информация о работе Государственная служба в Казахстане: исторический опыт развития