Государственная служба в Казахстане: исторический опыт развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

В Казахстане, за последние десятилетия, достигнуты определенные успехи в реформировании государственной службы, создана законодательная база, определены статус, права и обязанности государственных служащих, регламентированы полномочия государственных органов. Так же, в этот же период, социологическая наука Казахстана получила свое активное развитие в период формирования демократических основ и зарождения гражданского общества. Вместе с тем, развитие любого общества в эпоху глобальных трансформаций, изменение условий и требований нынешнего дня, требуют оценки возможностей изменения во взаимоотношениях государства и граждан в целях более эффективного и качественного повышения уровня жизни населения.

Содержание

ГЛАВА 1 Введение
ГЛАВА 2 Анализ текущей ситуации
ГЛАВА 3 Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,ЭКОНОМИКА.docx

— 96.27 Кб (Скачать)

   Также приказом Председателя Агентства утвержден  «Республиканский перечень программ повышения  квалификации за рубежом для государственных  служащих Республики Казахстан на 2005 год», составленный с учётом потребностей центральных и местных государственных органов.

   В целях  реализации вышеуказанного Указа, достигнута договоренность с ведущими зарубежными  учебными заведениями, в частности, с Йельским университетом (США), Национальной школой государственного управления Франции (ENA), Потсдамским университетом Германии, Школой государственного управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета (США) по организации обучения для  государственных служащих Республики Казахстан.

   Указом  Президента в мае 2005 г. реорганизованы Академия государственной службы при  Президенте Республики Казахстан, Судебная академия при Верховном суде и  Дипломатическая академия республиканского государственного казённого предприятия  «Евразийский национальный университет  им.Л.Гумилёва» путём слияния  в государственное учреждение «Академия  государственного управления при Президенте Республики Казахстан». На базе Академии образованы несколько Институтов и  научно-исследовательских центров, в т.ч. Институт правосудия, на базе которого будет организовано повышение  квалификации судей, прокуроров и адвокатов. В Академии государственного управления и Региональных центрах переподготовки и повышения квалификации государственных  служащих реализуется новая структура  обучения: сроком до 6 недель - курсы  по программе переподготовки для  впервые принятых на госслужбу и  назначенных на руководящую должность; сроком от 3 дней до 2 недель – курсы по программе повышения квалификации госслужащих. 
 

   Глава 2

   Анализ  текущей ситуации

   Говоря  о нынешнем состоянии государственной  службы, необходимо отметить, что благодаря  политической воле Главы государства  за короткое время в Казахстане была успешно осуществлена реформа государственной  службы, которая кардинально изменила принципы кадровой работы в сфере  государственного управления. Успех  реформы государственной службы в Казахстане стал возможен благодаря  целенаправленной политике руководства  страны и институциальному оформлению реформы государственной службы.

   Казахстанский опыт реформирования государственной  службы свидетельствует, что успех  в такой сложной сфере невозможен без следующих условий:

 
1) Необходима политическая воля  руководства страны и решимость  на проведение реформы;  
 
2) Эта работа должна вестись на основе глубоко продуманных стратегических планов, обеспечена соответствующими нормативной правовой базой, материальными и человеческими ресурсами; 
 
3) Необходим специализированный орган, который возьмет на себя роль двигателя реформ системы государственной службы; 
 
4) Наличие высокопрофессиональных специалистов, патриотов своей Родины, творчески применяющих передовые идеи к условиям Казахстана, учитывающих ментальность народа и традиции государственного управления при внедрении принципов демократии в сферу государственной службы.Сущность проводимых в Казахстане преобразований - переход к новой, более эффективной модели развития общества, сочетающей в себе лучшие достижения мировой цивилизации с самобытными национальными формами. Процессы реформирования государственной службы в Казахстане соответствуют основным направлениям трансформации – становлению рыночной системы и созданию демократического порядка.

   Учитывая, что демократические процессы не должны приводить к потере управляемости  государством, важно соблюдать баланс между легитимностью демократии и эффективностью государственного управления. Одним из основных условий  достижения этой цели является создание эффективной системы государственной  службы с четко разграниченными  функциями между всеми уровнями власти. В противном случае отставание реформ в системе госуправления  от политических и экономических  изменений в стране может стать  непреодолимой преградой на пути развития Казахстана.

   Основной  проблемой для развития местного управления в Казахстане является высокая  концентрация государственных управленческих функций, полномочий и ресурсов на республиканском  и областном уровнях государственного управления.

   Исследование  и разработка проблем реформирования государственной службы особенно важна  в свете происходящей политической модернизации Республики Казахстан. Кроме  того, существующие недостатки в работе государственной службы, бюрократическое  усложнение принципиально важных, и  требующих быстрого решения вопросов, развитие коррупции привело к  несоответствию современной системы  госслужбы экономическому уровню развития страны. Происходящая в республике административная реформа отстает  от политических и экономических  преобразований. Объявленная Правительством последняя реформа в 2006 году продолжается и его некоторые основные цели еще недостигнуты. В настоящее время актуальной стала потребность создания принципиально новой системы, способной влиять на политические и обеспечить контролирование экономических процессов в стране.

   Выступая 17 июня 2008 г. на международной конференции  по вопросам государственной службы, Президент Республики Казахстан H.A. Назарбаев отметил необходимость  выстраивания качественно новой  модели государственного управления, где во главу угла будут поставлены интересы потребителей государственных  услуг: «Надо пересмотреть принципы государственной службы, в ее основе должны лежать Меритократия, Честность, Эффективность. Сочетание сильной  политической воли и этих принципов, тщательное планирование и умение предвидеть проблемы, чуткость по отношению к  нуждам людей, тщательный отбор и  подготовка служащих должны стать главными факторами «очищения» и повышения  эффективности государственной  службы Казахстана»3.

   Актуальность  и необходимость данного исследования с нашей точки зрения состоит  в том, что система местных  органов управления является основным звеном в системе государственного управления и от эффективности их работы зависит в целом результативная работа системы государственного управления.

   Степень научной разработанности проблемы. Процесс становления и оптимизации  государственной службы в Республике Казахстан ведется с первых лет обретения суверенитета, одним из главных целей которого является создание профессионального государственного аппарата, в том числе на региональном уровне. Со временем развития и создания государств было разработано множество теорий управления государством и обществом, но абсолютно совершенной структуры управления не создано до сих пор. Процесс реформирования государственной службы находится в постоянном развитии. Для казахстанской науки настоящего времени доработка и совершенствование политико-институциональных и практических аспектов реформирования системы государственной службы является одним из важных направлений исследований.

   Особое  место в изучении проблем государственного управления занимают труды таких  мыслителей как Платона, Макиавелли, Монтескье, Руссо.

   3 Н.А.Назарбаев  Выступление Президента PK на Международной  конференции по вопросам государственной  службы, Астана. 2008/06/17, Интернет ресурс http: www. akorda.kz

   4 Радченко  А.И. Основы государственного  и муниципального управления. Ростов  н/Д. 1997.- с.45-68

   5 Нуртазин  М. Особенности государственной  службы на региональном уровне/ Научно-аналитический журнал Академии  государственного управления при  Президенте PK «Государственное управление  и государственная служба» №4/2008 стр.24-28

   В теории государственного управления наиболее выделяются немецкая, американская и  английская школы. Исследование государственной  службы, соотношения политики и госуправления  стало осуществляться в рамках теории немецкого исследователя М. Вебера. Американской школы управления, которая  впоследствии была разработана в  трудах Г. Саймона, Ф.У Тэйлора, Хэл  Дж. Рейни и ряда других зарубежных ученых.

   Неоценимую  помощь в исследовании становления  института государственной службы в Казахстане оказали труды отечественных  практиков и специалистов А.М.Байменова, З.К. Турисбекова, С.А. Дьяченко.

   Однако  в трудах вышеуказанных ученых уделялось  недостаточное внимание проблеме государственной  службы на региональном уровне. Современный  уровень развития Казахстана требует  проведения кардинальных преобразований в системе государственной службы и управления, в том числе на региональном уровне. В связи с этим, на первый план выступает реформирование системы государственной службы, которую следует рассматривать как часть общей стратегии государственного строительства в Республике. Таким образом, теоретическая и практическая актуальность, недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

   Объект  исследования - институт государственной  службы республики Казахстан осуществляющего  общественные отношения в сфере  государственной службы регионального  уровня Республики Казахстан как  социально-политический институт.

   Предметом исследования выступает социально-политические аспекты формирования института  государственной службы в регионах Республики Казахстан и приоритеты становления государственной службы в условиях политической модернизации и трансформации казахстанского общества. Цель и задачи исследования. Цель исследования — на основе социологического анализа института государственной  службы в Республике Казахстан, концептуализировать  основные социально-политические факторы, влияющие на эффективность формирования современной модели государственной  службы в условиях трансформации  казахстанского общества, а также  в комплексном исследовании становления  казахстанской модели государственной  службы в условиях политической модернизации в рамках институционального подхода. В соответствии с целью работы, определяющей общую структуру исследования, сформулированы следующие задачи:

   - раскрыть  социологическое содержание института  государственной службы и ее  особенности на региональном  уровне;

   - уточнить  и развить теоретико-методологические  основы исследования системы  государственной службы;

   - уточнить  понятие, цель, задачи, принципы и  основное содержание государственной  службы;

   - раскрыть  формы законодательного регулирования  государственного управления и  государственной службы в регионах  на основе комплексного изучения  процессов в Казахстане и опыта  функционирования государственной  службы зарубежных стран; 

   - исследовать  процесс институционализации государственной  службы Республики Казахстан  и раскрыть правовые и организационные  основы системы государственной  службы, выработать рекомендации  по ее реформированию;

   - выявить  особенности реформирования системы  государственной службы Республики  Казахстан в процессе обновления  общества с учетом исторического  опыта. 

   Комплексное использование принципов и методов  в изучении реформирования системы  государственной службы в процессе политической модернизации дало возможность  объективно обобщить имеющийся материал, сформировать рекомендации по совершенствованию  деятельности госслужбы Республики Казахстан на региональном уровне, провести теоретические обобщения  и разработать предложения по изменению действующего законодательства Казахстана.

   Эмпирическая  база исследования представлена результатами контент-анализа политико-правовых текстов, анализом вторичных социологических  данных и материалами трех социологических  исследований, проводимых в Республике Казахстан под руководством диссертанта.

   1. Исследование case-study «Пути повышения имиджа  государственного служащего» проводимого  Управлением Агентства РК по  делам государственной службы  по ЗКО в I квартале 2008 года  было проведено анкетирование  150 граждан из числа кандидатов, поступающих на государственную службу. Опрос проводился методом формализированного интервью.

   2. Исследование  «Коррупция и имидж государственной  службы в зеркале общественного  мнения западноказахстанцев», проведенное  в июле 2008 года. Целью данного  опроса являлось выяснение отношения  населения области к коррупции.  Выборка квотная, репрезентативная. Контроль осуществлялся по трем  признакам: пол, возраст и национальность. Всего было всего опрошено 1937 респондентов.

Информация о работе Государственная служба в Казахстане: исторический опыт развития