Государственная служба в Казахстане: исторический опыт развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

В Казахстане, за последние десятилетия, достигнуты определенные успехи в реформировании государственной службы, создана законодательная база, определены статус, права и обязанности государственных служащих, регламентированы полномочия государственных органов. Так же, в этот же период, социологическая наука Казахстана получила свое активное развитие в период формирования демократических основ и зарождения гражданского общества. Вместе с тем, развитие любого общества в эпоху глобальных трансформаций, изменение условий и требований нынешнего дня, требуют оценки возможностей изменения во взаимоотношениях государства и граждан в целях более эффективного и качественного повышения уровня жизни населения.

Содержание

ГЛАВА 1 Введение
ГЛАВА 2 Анализ текущей ситуации
ГЛАВА 3 Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,ЭКОНОМИКА.docx

— 96.27 Кб (Скачать)

   Вопросы функционирования института ответственного секретаря.

   В системе  государственной службы введен институт ответственного секретаря, основной задачей  которого является сохранение кадровой преемственности в работе государственных органов при смене политических государственных служащих.

   Вместе  с тем, в некоторых центральных  государственных органах отмечается высокая сменяемость руководящего состава, что отражается на эффективности  деятельности государственных органов.

   Более того, учитывая, что должность ответственного секретаря является политической, назначение новых руководителей государственных  органов на практике сопровождается сменой и самих ответственных  секретарей.

   Вопросы формирования этики и имиджа государственных  служащих.

   Законодательство  Республики Казахстан о государственной  службе носит ярко выраженный антикоррупционный  характер.

   Например, на государственную службу не может  быть принято лицо, которое привлекалось к дисциплинарной ответственности  за совершение коррупционного правонарушения, либо лицо, отказавшееся принять на себя ограничения, связанные с поступлением на государственную службу и установленные Законом.

   Закреплена  норма по принесению присяги государственными служащими и принятию ими письменных ограничений, связанных с пребыванием  на государственной службе.

   Действующий Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан определяет требования к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих.

   Уполномоченным  органом по делам государственной  службы и его территориальными подразделениями в ходе проверок осуществляется контроль соблюдения действующего законодательства о государственной службе и антикоррупционного законодательства.

   Однако  результаты проверок нередко свидетельствуют  о наличии в работе государственных  органов нарушений действующего законодательства по вопросам поступления  и прохождения государственной  службы.

   Уполномоченным  органом по делам государственной  службы и его территориальными подразделениями на основе справки о выявленных нарушениях выносятся рекомендации руководителю государственного органа об устранении нарушений и привлечении к дисциплинарной ответственности соответствующих должностных лиц, проводятся заслушивания отчетов государственных органов на дисциплинарных советах с последующим вынесением рекомендаций.

   Вместе  с тем в настоящее время  необходимо совершенствовать работу дисциплинарных советов.

   Вопросы оказания государственных услуг.

   Важно отметить, что отношение населения  к государственному аппарату в большей  степени связано с качеством  и доступностью государственных  услуг.

   Действующие стандарты оказания государственных  услуг устанавливают порядок  оказания государственной услуги, нормативные  и обязательные для выполнения значения показателей качества и доступности  государственной услуги, порядок  обжалования и контактную информацию, а также временные ограничения  при оказании государственных услуг. 
 
 

   Глава 3

   Заключение

   На  основании проведенного исследования авторы приходят к выводам и рекомендациям, использование которых, на наш взгляд, позволит существенно расширить  представления о структуре и  функциях государственной службы как  социального института и повысить эффективность конкретных социологических  проектов, связанных с исследованием  в этой области.

   Мы  не случайно в своих исследованиях  остановились на теоретических наследиях  немецкого социолога Макса Вебера. С началом "веберовского ренессанса" 70-80-х годов в западной социальной науке наблюдается значительный рост интереса к социологической  теории Вебера. Влияние идей Вебера на исследования социальных явлений  становится заметным в последние  годы. Этому свидетельствует то, что ученые глубже основываются на теорию бюрократии Вебера при проведении сравнительных исследований системы  государственного управления в различных  странах. Казахстанская социология также может многое почерпнуть в  арсенале теории Вебера. Разработанные  Вебером понятия могут успешно  использоваться для анализа структур государственного управления в Казахстане на различных этапах разработки стратегии  административных реформ. Обращение  к веберовским идеям должно способствовать лучшему пониманию как недавнего  прошлого Казахстана, так и современного состояния ее политической системы.

   Исследуя  социологию государственной службы в Казахстане, мы полагаем, что с  институциональной и нормативной  точек зрения, в стране создана  определенная стройная система государственной  службы. Однако еще требуются выработать методологии измерения эффективности  работы государственных органов, на примерах реальной практики. На данном этапе развития нужны новые разработки теоретических подходов в социологии государственной службы в свете  изменения парадигмы управления. Такой подход предполагает определенное внимание социологов к фундаментальным  проблемам взаимоотношений в  Казахстане общества и государства. Опыт стран, в том числе России постепенно закладывающую эффективную и современную государственную службу, показывает правоту и тех, исследователей кто считает, что адаптация зарубежного опыта требует учета национальных особенностей, которая способна взрастить жизнеспособную, стабильную, привлекательную для карьеры молодых и т.п. государственную службу.

   Сегодня в Казахстане формируется гражданское  общество, делаются шаги к установлению подлинного правового государства. Поэтому для государственной  службы дерективно-командные методы, которое иногда проявляется в  деятельности государственных служащих высших должностей центра и регионов, руководства вряд ли будут эффективными. Необходимо коренные изменения в  системе социального управления,в взаимоотношениях власти и общества, базирующиеся на идеалах и ценностях гражданского общества. По мнению Президента страны, государственная служба должна стать не просто инструментом служения народу, — она призвана опираться на инициативу народа, укрепляться его потенциалом, выдвигать на свои высоты ярких и талантливых представителей Нации. При этом он напоминает слова Абая: «не тот силен, кто кичится богатством и положением, но тот, кто обладает знаниями, трудолюбив, а, главное, честен перед собой и своим народом»97. На наш взгляд в ежедневной практике в сфере управления необходимо постоянное признание ценности человеческой жизни, уважении прав, свобод и достоинства каждого гражданина.

   Сейчас  необходимо укрепить статус самой государственной  службы, возвести государственную кадровую политику в ранг особо важного  национального приоритета Казахстана. При этом поставлена

   Из  выступления Президента РК Н.Назарбаева на Международной научно-практической конференции «Роль государственной  службы в повышении конкурентоспособности  страны». Астана,-17.06.2008 г. стратегическая задача — создать новую генерацию  государственных управленцев. В  рамках этих установок все должны стремиться к портрету современного конкурентоспособного госслужащего, которая приобретает особую актуальность в условиях новых экономических реалий, когда человеческие ресурсы приобретают для нас определяющее значение.

   Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в исследовании в рамках системного и структурно-функционального  подходов проведено исследование процессов  государственного управления и государственной  службы на региональном уровне. Основные научные результаты и их новизна  заключаются в следующем:

   - в  том, то уточнены понятие, цель, задачи, принципы и основное содержание государственной службы на региональном уровне; представлена авторская трактовка понятия «реформирование государственной службы»;

   - обобщен  и систематизирован зарубежный  опыт деятельности органов государственной  службы и проанализирована возможность  применения зарубежного опыта  в реформировании системы государственной  службы Республики Казахстан; 

   - проведен анализ исторического опыта, современного состояния и перспектив развития государственной службы Республики Казахстан;

   - на  основе социологических подходов  к интерпретации социально-политической  реальности выявлены основные  тенденции, проблемы и перспективы  развития государственной службы  Республики Казахстан на региональном  уровне;

   - на  базе проведенного анализа обоснованы  необходимость внесения изменений  и дополнений в действующее  законодательство и принятие  новых нормативных актов, способствующих  качественному реформированию государственной  службы;

   - предложена  разработка и утверждение концепции государственного управления на региональном уровне; предложены рекомендации по совершенствованию деятельности государственного управления на региональном уровне Республики Казахстан.

   1. Республика  Казахстан в настоящее время  выходит на качественно новый  уровень развития казахстанской  государственности, что обусловило  необходимость преобразований в  системе государственного управления  и кардинального реформирования  государственной службы. Реформирование  государственной службы как составной  части административной реформы  направлено на повышение эффективности  деятельности системы органов  исполнительной власти. Политический  аспект реформирования государственной  службы определяется необходимостью  преодоления бюрократического консервативного  мышления, рационализации системы  государственной службы как социально-политического  института. 

   2. Исходя  из необходимости дальнейшего  повышения эффективности системы  государственной службы, приоритетными  становятся вопросы разработки  четкого разграничения функций  между всеми уровнями власти, переноса центра проведения реформ  на нижние уровни местного  государственного управления. Отставание  реформ в системе государственного  управления от перемен в общественном  устройстве страны от развивающихся  новых политических отношений  становится преградой на пути  преобразования Казахстана в  экономически развитое, политически  стабильное и конкурентоспособное  государство. 

   3. Анализ  мирового опыта и деятельности  органов государственной службы  развитых стран показывает необходимость  разработки и реализации стратегий  совершенствования систем управления, адаптированных к социально-экономическим  процессам, происходящим в этих  странах. Общей тенденцией при  этом остается стремление обеспечить  качественное влияние на решение  социально-политических задач. В  целях использования в Казахстане  прогрессивного опыта реформирования  системы государственной службы необходимо учитывать особенности становления национального государства, развития демократических процессов и экономики страны.

   4. Анализ  современного состояния государственной  службы Республики Казахстан  в процессе политической модернизации  позволяет выделить ряд проблем  и недостатков, нуждающихся в  дальнейшей разработке и совершенствовании  политико-правового механизма, внесении  изменений в действующее законодательство  Республики Казахстан. К ним  в первую очередь относятся:  бюрократизация и раздутость  государственного аппарата, невысокий  уровень качества государственных  услуг, несоответствие государственной  политики по отношению к органам  государственной службы, проводимой  на макроуровне, фактическому  состоянию дел в регионах, отличающихся  слабой кадровой подготовкой  государственных служащих.

   5. Деятельность  государственной службы во многом  зависит от сложного взаимодействия  различных факторов, среди которых  доминирующее положение занимает  человеческий фактор, так как  эффект социально-экономических  и политических преобразований  в решающей степени зависит  от их исполнителей. Поэтому важнейшими  условиями реформирования системы  государственной службы в процессе  политической модернизации являются  необходимость повышения статуса  государственных служащих, определение  их социально-правовых гарантий, повышение результативности и  эффективности их работы, снижение  уровня коррупции среди чиновников. Это будет способствовать эффективному  реформированию государственной  службы как основного механизма  предоставления государственных услуг населению.

   В Стратегии "Казахстан-2030" определены приоритеты развития государственной службы: "улучшение  системы найма, подготовки и продвижения  кадров"; "государственная служба как служение нации"; "создание и поддержка высокой репутации  государственной службы", которые настоящей Концепцией заложены в основу формирования новой модели государственной службы Республики Казахстан. 
Новая модель государственной службы в первую очередь предполагает модернизацию понятия "государственная служба", которое должно стать синонимом понятия "служение нации (обществу)" и означать ориентацию на население как потребителя государственных услуг. 
Новая модель государственной службы ориентирована на признание важности человеческого фактора и проведение эффективной кадровой работы, что является ключевым фактором ее профессионализации. 
Новая модель государственной службы направлена на формирование эффективных кадровых механизмов – эффективный и прозрачный порядок поступления на государственную службу, возможность непрерывного профессионального развития государственных служащих, взаимосвязь результатов работы и системы поощрения. 
В новой модели государственной службы будет сформирован корпус высших административных государственных служащих, профессионально обеспечивающих эффективность реализации государственной политики, будут принципиально усовершенствованы механизмы поступления и прохождения государственной службы.

Информация о работе Государственная служба в Казахстане: исторический опыт развития