Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа
В Казахстане, за последние десятилетия, достигнуты определенные успехи в реформировании государственной службы, создана законодательная база, определены статус, права и обязанности государственных служащих, регламентированы полномочия государственных органов. Так же, в этот же период, социологическая наука Казахстана получила свое активное развитие в период формирования демократических основ и зарождения гражданского общества. Вместе с тем, развитие любого общества в эпоху глобальных трансформаций, изменение условий и требований нынешнего дня, требуют оценки возможностей изменения во взаимоотношениях государства и граждан в целях более эффективного и качественного повышения уровня жизни населения.
ГЛАВА 1 Введение
ГЛАВА 2 Анализ текущей ситуации
ГЛАВА 3 Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Алматинский
Технологический Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА:
Государственная
служба в Казахстане: исторический
опыт развития.
Подготовил: ст-т гр.ТММП 08-2 Искакова А
Проверил:
Алматы 2011
Содержание
ГЛАВА 1 Введение
ГЛАВА 2 Анализ текущей ситуации
ГЛАВА 3 Заключение
Список использованной
литературы
Глава:1
Введение
В Казахстане,
за последние десятилетия, достигнуты
определенные успехи в реформировании
государственной службы, создана
законодательная база, определены статус,
права и обязанности
Создание эффективного и профессионального правительства является одним из приоритетных направлений Стратегии развития Казахстана до 2030 г. Работа посвящена исследованию становления казахстанской модели государственной службы на региональном уровне в условиях модернизации казахстанского общества. В работе исследуется региональные особенности реформирования государственной службы в процессе политической модернизации Казахстана, анализируется зарубежный опыт функционирования этой системы, приводится сопоставление с российским опытом реформ в этой области предлагаются конкретные рекомендации по совершенствованию реформирования системы государственной службы в Казахстане с учетом исторического опыта государственного управления.
Заславская Т.И. О движущих силах трансформации общества // Общество и экономика. №6, 2003.с.65.
2 Указ Президента Казахстана "О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года", 1997. Действенность государственной власти и управления в целом не может быть обеспечена в полной мере без совершенствования системы государственной службы в Казахстане. Структурные изменения в общественных отношениях, вызванные трансформацией политической, социальной, экономической и культурной подсистем общества стали предметом социологических исследований. Взятые страной новые направления развития дают предпосылки развитию прикладной специфики этой науки. Происходящие политические, экономические и социальные преобразования в стране требуют повышения эффективности управленческой деятельности, особенно в местных исполнительных органах в связи с передачей полномочий с центральных в местные органы, привлечению на государственную службу в местные исполнительные органы высококвалифицированных специалистов.
Сказанное дает основание для вывода о том, что основа и главные направления административной реформирования государственной службы в Республике Казахстан должны быть воплощены в разрабатываемой властями Новой концепции кадровой политики государственной службы, с учетом последних достижений в таких научных отраслях как социология, политология, государственное и муниципальное управление.
В процессе политической модернизации Казахстана содержание этого понятия «модернизация» трансформируется в новый, качественный уровень развития страны. Модернизация фактически распространилась на все без исключения сферы: политику, экономику, социальную жизнь нашей республики, ее результатом должно стать продвижение Казахстана в сообщество конкурентоспособных стран мира и повышение благосостояния народа. Для быстрой адаптации к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям и новым функциональным потребностям, существует необходимость дальнейшего совершенствования системы государственного управления.
Одним
из важнейших факторов определения
конкурентоспособности
За прошедшие годы, с момента обретения независимости, структура органов государственного управления Казахстана претерпела значительные изменения.
В декабре
1991г. Казахская ССР провозгласила
независимость и стала
Проводимые в тот период организационные
перестройки охватывали практически все
уровни государственного управления.
Основная их цель заключалась в обеспечении
ускоренного внедрения рыночных форм
и методов управления, создании собственных
институтов государственного управления.
Однако увеличение количества организационных
преобразований в системе государственного
управления Республики Казахстан, как
показала практика, нередко приводило
к таким нежелательным последствиям, как:
нарушение преемственности в деятельности
государственной службы, высокой текучести
кадров в сферу бизнеса, потере престижа
государственной службы и как следствие,
проблеме поиска и подготовки высококвалифицированных
кадров. Другими словами, система государственного
управления и госслужбы в тот период кардинально
не менялась, воспроизводя себя заново
с каждой новой реорганизацией, что существенно
снижало эффективность принятых решений.
Адаптация к новым реалиям
потребовала повысить качественный состав
государственной службы. Отметим, что
в период 1992-1994гг. отсутствовали законодательные
положения о принципах функционирования
госслужбы, поэтому на практике сосуществовали
принципы постепенного номенклатурного
продвижения, и быстрая карьера по причине
неофициального патронажа, и принятия
на государственную службу с учетом профессиональных
требований.
Началом институциализации
системы государственной службы в Казахстане
явился Указ Президента Республики Казахстан,
имеющий силу Закона, от 26 декабря 1995 года
№2730 «О государственной службе». В нем
были определены основы организации государственной
службы в республике, правовое положение
государственных служащих, их социальной
защищенности и регулирования отношений
в сфере государственной службы.
Во главу угла Указом ставилась
задача исполнения государственных функций
государственными служащими, исходя из
принципа верховенства закона и единства
государственной службы, несмотря на разделение
власти.
В соответствии с нормами Конституции
1995 года, в государственных органах и их
аппаратах не допускалось создание организаций
политических партий. Государственные
служащие при исполнении должностных
обязанностей должны были руководствоваться
требованиями законодательства и не быть
связанными решениями политических партий,
общественных объединении и их органов.
Данная мера была введена для предотвращения
политизации государственной службы и
направлена на защиту интересов государства.
Однако в целом Указ сохранил пережитки
партийно-номенклатурной системы, поэтому
государственная служба не могла соответствовать
темпам и уровню реформированности экономики
того периода. Необходимость реформирования
прежней системы управления при движении
к демократическому обществу и рыночным
отношениям, во многом обусловливалась
и тем, что органы государственного управления,
при сохранении прежних функций, недостаточно
четкого разграничения полномочий и ответственности,
как по вертикали, так и по горизонтали,
с соответствующим штатом сотрудников,
сохранившие прежние методы управления
человеческими ресурсами, могли бы стать
тормозом в проведении социально-экономических
преобразований, и обременительны для
налогоплательщиков. Но главным недостатком
системы госуправления была излишняя
политизация и идеологическая зашоренность
кадров, которые были адекватны тоталитарной
системе, и не могли соответствовать новым
условиям. В результате это приводило
к тому, что чиновники предоставляли гражданам
Республики услуги низкого качества. Все
большая часть населения находила государственную
службу неэффективной, коррумпированной
и забюрократизированной. Такое положение
стало подрывать доверие населения к проводимым
реформам и в целом к институтам государства.
В этих условиях дальнейшие пути реформы государственной службы нашли отражение в 1997 году в Послании Президента страны Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» - Стратегия развития «Казахстан 2030». В нем особо выделен 7 приоритет «Профессиональное правительство», определивший основные направления реформы, охватывавшие как институциональные аспекты, так и вопросы совершенствования госслужбы и поставлена задача: «создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели; построить государство, стоящее на страже национальных интересов…».
Для реализации
этих задач Указом Президента 18 сентября
1998 года было создано Агентство Республики
Казахстан по делам государственной
службы как уполномоченный орган
в данной сфере. Создание Агентства
явилось институциональным
Благодаря этому в кратчайшие сроки был
принят в новой редакции Закон «О государственной
службе», разработанный Агентством и подписанного
Главой государства 23 июля 1999 года. Основная
цель Закона – правовое обеспечение реформирования
государственной службы, направленное
на повышение профессионализма государственных
служащих, их социальной защищенности.
Казахстанская модель государственной
службы построена на принципах меритократии
(личных заслуг), которая в свою очередь
базируется на приеме на государственную
службу из всех сегментов общества, через
конкурсный отбор; казахстанского патриотизма;
разделении должностей на политические
и административные; на равной оплате
труда за выполнение равнозначной работы;
на стимулировании профессионального
роста государственных служащих; соблюдения
этических норм. К самым радикальным нововведениям
можно отнести введение конкурсного отбора
для административных государственных
служащих и установление квалификационных
требований к каждой административной
должности. Впервые типовые квалификационные
требования были разработаны 30 декабря
1999 года, в них предъявлялись требования
только лишь к уровню образования и стажу
государственной службы. В настоящее время
типовые квалификационные требования
предъявляются как к уровню профессионального
образования, так и к стажу государственной
службы с учетом стажа работы на нижестоящих
должностях, опыту работы в областях соответствующих
функциональным обязанностям конкретной
должности.
Реформа
государственной службы – это
одна из сфер административно-политической
жизни Казахстана, где заметен
существенный прогресс в сфере законодательства
и правового регулирования этой
области. К позитиву относится наличие
законодательной и
14 апреля
2005г. Указом Президента образованы Дисциплинарные
советы Агентства в областях, городах
Астане и Алматы, с упразднением Диссоветов
в областях, городах Астане и Алматы. Так,
Диссоветы теперь могут проводить инициативные
и плановые проверки, субъектами их проверок
являются служащие высокого ранга, например
заместители акимов областей. В целях
исключения келейности заседаний Диссоветов
в их работе принимают участие представители
местной общественности и СМИ.
8 июля 2005 г. был принят Закон «О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики
Казахстан «О государственной службе».
Данный Закон предусматривает запрет для лиц, совершивших коррупционное преступление, поступать на государственную службу. Все лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений, никогда не смогут поступить на государственную службу. Для того, чтобы вопросы снятия дисциплинарных взысканий с административных государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений были достаточно объективными и подконтрольными, предусматривается наделение Агентства по делам госслужбы полномочием по согласованию досрочного снятия указанных взысканий.
Законом предусмотрена норма, согласно которой госслужащие, имеющие дисциплинарные взыскания за коррупционные правонарушения не смогут занимать должности в порядке перевода до снятия или погашения этих взысканий в установленном порядке.
Также одним из нововведений в Законе является внедрение института ротации политических госслужащих, что на уровне непосредственного оказания государственных услуг населению и организациям является эффективным инструментом предупреждения коррупции. Периодическая ротация определенной категории кадров с целью смены подконтрольной чиновнику юрисдикции позволяет снизить опасность установления патронажных отношений между государственными чиновниками и потребителями их услуг.
Агентством
РК по делам государственной службы
также были разработаны нормативно-
Так, Указом Президента РК от 11 октября
2004 г. №1457 утверждены Правила переподготовки
и повышения квалификации государственных
служащих РК, которыми впервые предусматривается
повышение квалификации за рубежом.
В соответствии с Указом разработаны приказы Председателя Агентства «Об утверждении Правил организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Казахстан в Академии государственной службы при Президенте Республики Казахстан, региональных центрах переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, других организациях образования», регламентирующий порядок переподготовки и повышения квалификации госслужащих центрального и регионального уровней; «Об утверждении Правил проведения конкурса по отбору государственных служащих, направляемых на повышение квалификации за рубеж», в котором расписан механизм направления госслужащих на обучение за рубеж; постановление Правительства РК «Об утверждении Типового положения о Региональном центре переподготовки и повышения квалификации государственных служащих».
Информация о работе Государственная служба в Казахстане: исторический опыт развития