Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:27, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании методологии анализа рынков.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные направления, цели и задачи анализа рынка.
2. Охарактеризовать виды и методы и анализа рынка.
3. Проанализировать основные этапы анализа рынка.
4. Раскрыть пути информационного обеспечения анализа рынка.
Введение………………………………………………………………………. ..3
Глава 1. Исследование и анализ рынков………………………………………5
1.1. Классификация рынков и видов рыночного спроса………………..5
1.2. Подходы к проведению рыночных исследований…………………10
1.3. Оценка и прогнозирование спроса………………………………..12
Глава 2. Основные этапы функционального анализа рынка……………...18
2.1. Функциональный анализ и его особенности………………………18
2.2. Функциональный анализ регионального рынка
ценных бумаг …………………………………… ………………….....19
Глава 3. Информационное обеспечение анализа рынка и его прогнозные оценки. ……………………………………………………………………….....30
3.1.Пути и средства сбора и анализа информации…………………..30
3.2.Прогнозные оценки рыночной ситуации…………………………32
Заключение…………………………………………………………………......36
Список используемой литературы……………………………………………38
Непременным требованием к прогнозированию рыночных процессов является комплексность: одновременное составление прогнозов всего комплекса основных параметров рынка, хотя не исключается разработка прогноза только одного из них, наиболее важного для маркетинговых целей, в частности прогнозирование спроса.
В известной мере прогнозными являются расчеты производственного и потребительского потенциала рынка. Однако их не следует приравнивать к прогнозам спроса и предложения, это не вполне тождественные действия. Такой расчет является скорее не прогнозом, а определением потенциальных возможностей развития рынка.
Таким образом, расчет потенциала рынка идёт параллельно с прогнозированием спроса и предложения. В зависимости от охвата объектов исследования прогноз может быть глобальным, региональным, локальным (системным). Иначе говоря, он может охватывать весь рынок страны или ограничиваться рынком определенного региона, он может также охватывать локальный рынок отдельной фирмы. Он может рассматривать рыночную ситуацию в целом или же его предметом будет рынок отдельного товара.
Прогнозы рыночной конъюнктуры различаются по срокам предсказания. В соответствии с этим принято деление на следующие виды прогноза:
- оперативный (на декаду, месяц, квартал, полугодие);
- краткосрочный (на год);
- среднесрочный (до пяти лет);
- долгосрочный, или перспективный (от пяти лет и более).
Прогнозы могут быть точечными, когда результат выражается в виде одного уровня, интервальными и многовариантными, когда результат представляется в виде интервала или варьирующей величины. Точность прогноза зависит:
- от надежности и полноты информации о рыночных процессах и факторах, определяющих их уровень и развитие;
- от степени устойчивости рынка и экономики в целом (чем менее устойчив рынок, тем меньше степень надежности прогноза);
- от адекватности прогнозной модели (т. е. от правильности выбора вида модели, от степени аппроксимации ею эмпирических данных);
- от технической вооруженности
прогноза (от типа ЭВМ, качества программ,
алгоритмов и т. п.).
Существуют различные
приемы и методы прогнозирования. Чаще
других в прогнозировании спроса
и предложения применяются
- аналоговые модели, когда в качестве прогноза рассматриваются благоприятные показатели рыночной ситуации в каком-либо регионе или стране;
- имитационные модели, когда вместо реальных данных используются построения, созданные по специальной программе с помощью ЭВМ;
- нормативные, или рационализированные, прогнозные расчеты, например, проистекающие из рационального бюджета или рациональных рекомендуемых норм потребления (примечание: этот метод больше подходит для рынка средств производства, где большую роль играют производственно-технические нормативы и прочие детерминанты, чем для потребительского рынка, где потребности проявляются в форме статистических закономерностей);
- прогнозирование по экспертным оценкам (обычно Дельфи – метод);
-методы экстраполяции: техническое,
механические способы сглаживания динамических
рядов, трендовые модели:
методы статистического моделирования
(парные и многофакторные уравнения регрессии);
- прогнозирование по коэффициентам эластичности.
В практике статистического
исследования и прогнозирования
покупательского спроса по различным
видам продуктов и услуг
Выбор функции зависит от результата предварительных исследований и конкретных условий рыночной конъюнктуры, вида товара, сегмента рынка и т. д.
Важным моментом прогнозирования является проверка надежности и точности прогноза. Рассчитывается ошибка прогноза, т. е. его отклонение от фактического уровня. Мерой качества прогноза служит показатель
где р – число подтвердившихся прогнозов; q-число не подтвердившихся прогнозов.
Таким образом, проверяется достоверность прогноза, т. е. Верификация прогнозов спроса. Очень важно осуществлять ее не по окончании прогнозного срока, а при составлении самого прогноза. Существует, например, метод инверсной верификации путем ретроспективного прогнозирования. Это означает, что правильность прогнозной модели проверяется составлением прогноза на уже истекший период и сопоставлением его с фактическими данными. 1
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Функциональный анализ рыночных ситуации» можно сделать ряд выводов:
Рынок - это механизм формирования
и движения воспроизводственных
связей, базирующийся на товарно-денежных
отношениях и конкуренции экономически
самостоятельных субъектов
а) он является связующим звеном между производством и потреблением через механизм прямых и обратных связей;
б) выявляет общественную полезность
тех или иных видов товаров
и услуг, позволяет реально оценить
их стоимость, определить, в какой
мере издержки производства каждого
товаропроизводителя
в) рыночная конкуренция
служит эффективным инструментом регулирования
объемов производства, позволяет
точно определить лидеров и аутсайдеров
среди хозяйствующих субъектов,
обеспечивает потребителю возможность
выбора, заставляет фирмы использовать
научно-технические
Проблематика рыночного исследования обусловливается характером и содержанием тех рыночных проблем, которые возникли на рынке исследуемого товара и требуют решения. Конкретное проявление рыночные проблемы находит в чрезмерном превышении предложения отдельных товаров над спросом на них либо, наоборот, в отставании предложения от спроса и нехватке товара на рынке. Перед любой фирмой, выходящей со своей продукцией на рынок, неизменно встает задача анализа этого рынка, включающая:
- конъюнктурные и прогнозные исследования рынка;
- определение емкости рынка и/или отдельных его сегментов;
- изучение конкурентов и их стратегий;
- исследование возможной
реакции покупателей и
Для того, чтобы провести базовый анализ рынка следует собрать следующую информацию:
- данные об объемах
продукции в физическом и
- данные о клиентской
базе (название фирмы,
- подобную информацию по сбытовикам;
- подробную информацию
о каждом из основных
- данные о продвижении товара (сведения о рекламных акциях, участии в выставках и т.п.).
Завершающий этап в изучении рынка - составление прогноза развития рынка с учетом предполагаемой его реакции на выход товара.
Список используемой литературы:
1.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Галанова В.А., Басова А.И. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006.
3.Жукова Е.Ф. «Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям», 2006 год
4.Иванов В,В., Хан О.К. Управленческий учет эффективного менеджмента. - М.: ИНФРА - М, 2007.
5.Иванов В,В., Хан О.К. Управленческий учет эффективного менеджмента. - М.: ИНФРА - М, 2007.
6.Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. - М.: Юрист, 2006.
7.Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
8.Левшин. Ф.М. В.В.Пономарёв «КОНЬЮКТУРА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ» М.Инфра. 2000г.
9.Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2007.
10.Селезнва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
11.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. “Проспект”. Москва. 2002г.
1 Селезнва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с.639
1 Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2007. - с. 184
1 Иванов В,В., Хан О.К. Управленческий учет эффективного менеджмента. - М.: ИНФРА - М, 2007. - с. 208
1 Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. - М.: Юрист, 2006. - с. 862
1 Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - с. 400
1 Галанова В.А., Басова А.И. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - с. 448
1 Жукова Е.Ф. «Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям», 2006 год.- с. 125
1 Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. –с. 270
1 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. “Проспект”. Москва. 2002г.- с. 55
1 Ф.М.Левшин.,В.В.Пономарёв «КОНЬЮКТУРА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ» М.Инфра. 2000г.- с. 66