Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:27, реферат
В научном языке существуют два различных понимания термина «конкуренция». Конкуренция как характеристика рыночной структуры (конкурентный рынок, совершенная, монополистическая конкуренция) и конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция).
Термины, используемые для обозначения различных типов рыночных структур, пришли из греческого языка и характеризуют, с одной стороны, принадлежность экономических субъектов к продавцам или покупателям , а с другой стороны, их численность.
В научном
языке существуют два различных
понимания термина «
Термины, используемые для обозначения различных типов рыночных структур, пришли из греческого языка и характеризуют, с одной стороны, принадлежность экономических субъектов к продавцам или покупателям , а с другой стороны, их численность.
Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка — количество фирм в отрасли, характер производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены. Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентной считается данная отрасль. В предельном случае, когда степень влияния одной фирмы равна нулю, говорят о совершенно конкурентном рынке.
Поскольку
структура того или иного рынка определяется
множеством факторов, то количество рыночных
структур является практически неограниченным.
Для упрощения анализа в экономической
теории принято выделять четыре базовых
модели: совершенная конкуренция, чистая
монополия, монополистическая конкуренция
и олигополия (см. рис. 7.1).
Совершенная
конкуренция |
Чистая монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия | |
Количество фирм | неограниченно большое | одна | много | несколько |
Тип продукта | однородный | уникальный | дифференцированный | однородный
или дифференцированный |
Рыночная власть | отсутствует | максимальная | небольшая | высокая |
Барьеры входа-выхода | отсутствуют | практически непреодолимые | невысокие | высокие |
В основе классификации рыночных структур лежит использование следующих критериев.
1. Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много).
Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними.
Считается, что фирм в отрасли много, если объем производства каждой относительно невелик, ни одна из фирм не занимает лидирующих позиций и не может угрожать конкурентам.
Напротив, производителей считается мало, когда фирмы достаточно крупны относительно рынка и деятельность каждой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов. Предельным количеством малого является монополия — отрасль одной фирмы.
Степень концентрации производства в отрасли оценивается через коэффициент Херфиндаля - Хиршмана по формуле
где S1 – удельный вес самой крупной фирмы в выпуске всей отрасли;
S2 - удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске всей отрасли;
Sn - удельный вес наименьшей фирмы в выпуске всей отрасли.
Если на рынке функционирует одна фирма (например, рынок подземных транспортных услуг), то коэффициент равен своему наибольшему значению, Н = 10 000.
Если на рынке действуют две компании по 50%, то коэффициент равен Н= 502 + 502 = 5000 и т.д. Сильно монополизированным принято считать рынок, на котором коэффициент больше 1800.
Приведем конкретный
пример 7. 1.
Пример 7. 1.
Концентрация производства
на рынке цифровой
фотографии
Рынок цифровой фотографии бурно развивается во всем мире. В 2003 г. в США впервые цифровых фотоаппаратов было продано больше, чем пленочных. Хотя цены на цифровые аппараты падают год от года, рынок остается весьма привлекательным благодаря высоким нормам прибыли. Однако традиционному лидеру пленочной фотографии на нем места не нашлось. В компании «Коdак» очень долго недооценивали цифровую фотографию и прозевали момент. В результате монополиста обогнали компании, ранее фотоаппараты не выпускавшие. Сейчас пятерка лидеров в области цифровой фотографии выглядит так:
8опу контролирует 18,7% рынка, Сапоп - 16,5%, Кодак - 12%, «Оliтрus»- 9,4%,Logitech - 7,3%.
Если оценить концентрацию производства на данном рынке, используя коэффициент Херфиндаля — Хиршмана, то мы получим:
IHH = 18,72 + 16,52 + 122 + 9,42 + 7,32 = 907,59.
Для количественной
оценки взаимозависимости фирм на рынке
служит также коэффициент
объемной, или количественной,
перекрестной эластичности
спроса. Он показывает степень количественного
изменения цены фирмы X
при изменении объема выпуска фирмы К
на 1%:
Eq= dpx/ dqy x qy/px
Чем выше объемная перекрестная эластичность спроса, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. Если же она равна или близка к нулю, то отдельный производитель может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия.
2. Характер производимого продукта (однородный, диверсифицированный, уникальный).
Характер продукта оценивается по тому, как воспринимает рассматриваемый товар потребитель.
Если покупатели не отдают предпочтения какой-либо фирменной марке и воспринимают все товары отрасли как абсолютно совершенные заменители, то эти товары относятся к однородной продукции.
Если же товары являются несовершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной — по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам, так и мнимой — фирменной марке, упаковке, рекламе), то продукция относится к дифференцированной,
В случае, когда у товара вообще нет заменителей на рынке, он становится в глазах покупателей уникальным.
Степень взаимозаменяемости товаров может быть охарактеризована коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, показывающим степень количественного изменения объема продаж фирмы i при изменении цены фирмы j на 1%.
Чем больше
коэффициент ценовой
3. Степень влияния фирмы на рыночные цены, или рыночная власть фирмы.
Данный показатель определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек:
L=(Р- МС)/Р.
Впервые этот способ оценки монопольной власти фирмы был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название коэффициента рыночной власти Лернера.
Количественное значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену и получать тем самым дополнительную прибыль.
Сложность оценки реального уровня предельных издержек приводит к тому, что на практике он заменяется на величину средних издержек. В этом случае коэффициент Лернера может быть подсчитан по формуле:
L=(Р-АТС)/Р.
Если умножить числитель и знаменатель на объем выпуска Q, то коэффициент монопольной власти можно оценить как отношение прибыли к доходу фирмы:
L=(РxQ
- АТСxQ)/Р х Q;
L=(ТR- ТС)/ТR; L=П/TR.
4. Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса.
Данная возможность определяется наличием в отрасли барьеров. Условно их можно поделить на две группы:
барьеры искусственные (институциональные), связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственными ограничениями, протекционистской политикой и международными торговыми ограничениями; нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность данного рынка, и т.п.;
барьеры
естественные,
причина которых заключается в экономии
на масштабах производства и высоком минимально
эффективном размере предприятий отрасли,
а также в более низких издержках производства
у действующих предприятий, по сравнению
с «новичками». Помимо этого, барьером
могут служить высокая степень дифференциации
продукции и лояльности покупателей к
уже существующей торговой марке, доступ
к каналам распределения продукции и т.д.
7.2
Модель совершенной
конкуренции и
её характеристики.
Рынок совершенной
конкуренции характеризуется
1.
Продукция фирм однородна,
так что потребителям безразлично, у какого
производителя ее покупать. Все товары
отрасли являются совершенными заменителями,
а перекрестная эластичность спроса по
цене для любой пары фирм стремится к бесконечности.
EP=
dqi/ dPj x Pj/qi
→ ∞
Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля.
Таким образом, неценовая конкуренция на данном рынке отсутствует, и разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы.
2. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес относительно отрасли крайне мал. Решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта.
В модели совершенной конкуренции предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.
3. Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — не требуются патенты или лицензии, ограничивающие деятельность в данной отрасли, значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.).
Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
4. Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые соответствовал!! бы им полностью. Тем не менее модель совершенной конкуренции является крайне важным элементом экономического анализа. И вот почему.
Во-первых, модель позволяет исследовать рынки, близкие к конкурентным условиям, т.е. рынки относительно однородной продукции, на которых фирмы имеют дело с высокоэластичным спросом и могут достаточно свободно входить и выходить из отрасли.