Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:27, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании методологии анализа рынков.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные направления, цели и задачи анализа рынка.
2. Охарактеризовать виды и методы и анализа рынка.
3. Проанализировать основные этапы анализа рынка.
4. Раскрыть пути информационного обеспечения анализа рынка.
Введение………………………………………………………………………. ..3
Глава 1. Исследование и анализ рынков………………………………………5
1.1. Классификация рынков и видов рыночного спроса………………..5
1.2. Подходы к проведению рыночных исследований…………………10
1.3. Оценка и прогнозирование спроса………………………………..12
Глава 2. Основные этапы функционального анализа рынка……………...18
2.1. Функциональный анализ и его особенности………………………18
2.2. Функциональный анализ регионального рынка
ценных бумаг …………………………………… ………………….....19
Глава 3. Информационное обеспечение анализа рынка и его прогнозные оценки. ……………………………………………………………………….....30
3.1.Пути и средства сбора и анализа информации…………………..30
3.2.Прогнозные оценки рыночной ситуации…………………………32
Заключение…………………………………………………………………......36
Список используемой литературы……………………………………………38
С другой стороны, источники инвестиционных ресурсов предприятий почти всегда оказываются легко и быстро исчерпаемыми и пополнить их можно за счет эмиссии долевых либо долговых ценных бумаг, за счет чего предприятие может реализовать собственные инвестиционные стратегии.
Исходя из проведенного анализа, функциональная структура рынка ценных бумаг имеет вид, представленный на рис.2.2.1.
РИС.2.2.1. ФУНКЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ
БУМАГ
Анализ реализации функций
региональным фондовым рынком показал
недостаточную степень их выполнения.
Так, например, распределительная функция
регионального фондового рынка
не может быть оценена однозначно.
Важнейшим для развития экономики
региона является первичный рынок,
на котором процесс распределения
средств между отраслями сразу
продемонстрировал бы наиболее выгодные
направления инвестирования. Однако
фрагментарность первичных
С другой стороны, региональные
инвесторы, осуществляющие деятельность
на фондовых биржах, осуществляют распределение
денежных средств исходя как из рыночной
конъюнктуры, т.е. оценивая текущую
ситуацию на рынке, избирательно инвестируя
в ценные бумаги, стоимость которых
будет расти в цене, так и
исходя из фундаментальных перспектив
роста капитализации
Реализация коммерческой функции состоит в получении доходов от деятельности на фондовом рынке. Можно с уверенностью говорить о том, что все больше экономических субъектов – физических и юридических лиц в регионе обращаются к рынку ценных бумаг. Показательным примером может являться устойчивая тенденция прихода в регион значительного количества инвестиционных компаний, выполняющих функции фондовых брокеров, управляющих компаний, финансовых консультантов. Сегодня в Ставропольском крае существует немалое количество представительств и филиалов инвестиционных компаний, которые обеспечивают клиентам выход на российские фондовые биржи ММВБ и РТС, любые зарубежные фондовые площадки, финансовое консультирование, консультационное и доверительное управление, продажу паев паевых инвестиционных фондов. Весь спектр этих услуг ориентирован именно на предоставление инвестору получения прибыли за счет роста в цене или падения торгуемых фондовых инструментов либо за счет получения дивидендных и процентных платежей, что позволяет говорить о выполнении региональным фондовым рынком коммерческой функции.
Ценообразующая функция регионального фондового рынка на биржевом и внебиржевом рынках реализуется по-разному. Как было указано выше, определенное количество ставропольских предприятий разместило свои ценные бумаги на бирже, где в результате взаимодействия спроса и предложения образуется рыночная цена, как итог реализации ценообразующей функции. При этом говорить о соответствии рыночной капитализации «справедливой» цене нельзя, поскольку при финансовой оценке справедливой цены используется ряд подходов – изучается стоимость чистых активов, дисконтируются будущие денежные потоки, рассматривается соотношение прибыли и курсовой стоимости акций. При этом такой важный финансовый показатель как фондоотдача участниками рынка вообще не принимается во внимание. Можно говорить о том, что биржевая цена акции включает в себя как сегодняшнюю стоимость чистых активов предприятия, приходящуюся на одну акцию, так и оценку участниками рынка перспектив развития данного предприятия.
Внебиржевой рынок акций
ставропольских региональных предприятий
чаще всего характеризуется
Анализируя региональный рынок ценных бумаг с точки зрения выполнения им информационной функции, можно говорить о недостаточной степени ее выполнения. Так, если информацию о количестве и отраслевой ориентации региональных эмитентов вполне можно получить в региональном отделении федеральной службы по финансовым рынкам, то финансовую отчетность, отчет эмитента и уставные документы получить, даже являясь акционером конкретного предприятия, практически невозможно. Отсутствие признаваемых котировок акций, делает их непригодными инвестиционными инструментами для паевых инвестиционных фондов и для иностранных инвесторов.1
Реализация
Функция хеджирования на региональном рынке ценных бумаг сегодня не реализуется, поскольку не востребована его участниками. Возможность страхования ценовых рисков должна быть реализована в силу аграрно-сырьевой направленности экономики Ставропольского края, посредством заключения зерновых фьючерсных контрактов с государством, экспортерами, мукомольными предприятиями. Реализация этой функции на нефтехимическом и энергетическом рынках позволят обезопасить продавцов от неблагоприятных ценовых колебаний.
Функция реализации прав собственности дает приобретателю ценных бумаг определенные права и полномочия. Данная функция, реализующаяся во всей своей полноте при приобретении пакета акций, на региональном фондовом рынке состоит в основном в осуществлении процесса перехода предприятия новому владельцу. Региональные стратегические инвесторы – предприятия, нуждающиеся в расширении производственной деятельности, не стремятся к эмиссии акций, поскольку оправданно опасаются скупки крупными инвесторами. Данные опасения оправданы, поскольку среди миноритариев, не стремящихся к захвату властных функций, спроса на ценные бумаги региональных предприятий, не наблюдается. Данное противоречие может быть разрешено посредством создания организационно-экономического механизма согласования интересов участников регионального рынка ценных бумаг.
Неполная реализация инвестиционной
функции связана с обозначенным
уже нами свойством перехода прав
собственности, при котором владельцы
предприятий сознательно
Функция обслуживания товарного рынка реализуется вполне удовлетворительно, поскольку оформление товарных кредитов происходит посредством заключения векселя. Что касается других бумаг, то они по вполне объективным причинам не используются.
Одной из наиболее полно
проявляющих себя функций, является
функция ссудная. Если говорить о
массовом выпуске облигаций
Региональный инвестор, выходя на фондовую биржу, имеет возможность сформировать сбалансированный в плане рисков, портфель. Для эмитента диверсификация означает выпуск как различных видов акций, так и облигаций, различающихся по своей срочности или доходности. Подобный состав выпущенных ценных бумаг способствует снижению риска эмитента.
Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что региональный рынок ценных бумаг, выполняя как общерыночные, так и специфические функции, требует своего развития, поскольку не все перечисленные функции выполняются полностью, что не позволяет эффективно решать задачи, поставленные перед ним экономикой.
Глава 3. Информационное обеспечение анализа рынка и его прогнозные оценки.
3.1. Пути и средства сбора и анализа информации
Сбор информации - важнейший этап изучения рынка. Не существует единого источника информации, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.
Общая информация включает
данные, характеризующие рыночную ситуацию
в целом, в увязке с развитием
отрасли или данного
Коммерческая информация - это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).
Специальная информация представляет
данные, полученные в результате специальных
мероприятий по изучению рынка (опросов
населения, покупателей, специалистов
торговли и промышленности, экспертов;
выставок-продаж, конъюнктурных совещаний),
а также материалы научно-
Для обеспечения наблюдения
за товарным рынком или рынком сбыта
предприятия (объединения) могут создавать
собственные источники
До непосредственного сбора первичных данных необходимо разработать структуру или план исследования. Структура исследования включает ответы на следующие вопросы:
●Кого или что следует исследовать?
●Исследователь должен определить, что будет объектом его внимания
●Какая информация должна собираться?
Виды и объемы нужной информации определяются тем, как компания сформулировала задачи. Предварительные исследования требуют меньшего объема информации, чем окончательные.
●Кто собирает данные?
●Какие методы сбора данных следует использовать?
Существует четыре основных метода сбора первичных данных: опрос, наблюдение, эксперимент и имитация.
●Сколько будет стоить исследование?
Издержки исследования следует сравнить с преимуществами, которые будут получены в результате.
●Как будут собираться данные?
Следует определить необходимый для сбора данных персонал, в том числе его возможности, квалификацию и подготовку.
●Насколько длительным будет период сбора данных?
Исследователь должен определить,
сколько времени он затратит на исследование,
иначе оно может затянуться. Это
может привести к несопоставимости
ответов и нарушению
●Когда и где следует собирать информацию?
День и время сбора информации должны быть определены. Кроме того, необходимо установить место проведения исследования. Исследователь должен соразмерить срочность и удобство с желанием изучить труднодоступных лиц в подходящее время.
3.2.Прогнозные оценки рыночной ситуации
Цель конъюнктурного анализа не исчерпывается констатационными оценками фактически сложившейся ситуации и выявлением причинно-следственных связей в сфере рынка товаров и услуг. Конъюнктурный анализ должен завершаться прогнозом дальнейшего развития рынка, в первую очередь спроса и предложения.
Прогнозирование спроса и предложения – это научно обоснованное предсказание развития спроса и предложения в будущем на основе изучения причинно-следственных связей, S”, тенденций и закономерностей. Наиболее простым способом прогноза является экстраполяция, т.е. распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Однако существуют определенные ограничения подобного метода прогнозирования. Главное из них заключается в невозможности учитывать вероятные изменения условий, определяющих рыночную ситуацию. В то же время необходимо признать, что любой прогноз как предвидение будущего опирается на информацию, полученную в прошлом. К тому же многие рыночные процессы обладают некоторой инерционностью. Особенно это проявляется в краткосрочном развитии. Это оправдывает использование методов экстраполяции при наличии соответствующих предпосылок.
В то же время более глубокий
прогноз, особенно на отдаленный период,
должен максимально принимать во
внимание вероятность изменения
условий, в которых будет