Формирование системы качества предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы качества конкретного предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить в ходе исследования следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы сущности качества продукции;
определить методологическую основу данной категории;
рассмотреть систему управления качеством продукции на примере деятельности конкретного предприятия.
Объектом исследования является деятельность предприятия как хозяйствующего субъекта.
Предметом – система качества, имеющая место при осуществления деятельности предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования систем качества на предприятии
1.1 Качество как объект управления
1.2 Показатели качества продукции и их особенности
Глава 2. Методологические аспекты формирования системы качества предприятия
2.1 Повышение эффективности качества продукции
2.2 Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества
Глава 3. Формирование системы качества на ЗАО “Миасс Мебель”
3.1 Общая характеристика деятельности ЗАО “Миасс Мебель”
3.2 Оценка системы качества продукции ЗАО “Миасс Мебель”
3.3 Разработка предложений по повышению качества продукции предприятия
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Формирование системы качества предприятия.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

     Рисунок 2 - Схема регламентирования деятельности в системе качества на основе матрицы ответственности

 

      Положение пятое: все виды деятельности. Выполняемые в системе качества, документируются в форме рабочих процедур.

     Положение шестое: система качества включает документированные процедуры управления конфигурацией. Под конфигурацией  в данном случае подразумеваются  функциональные и физические характеристики продукции, определенные в технической  документации и достигнутые в продукции. Управление конфигурацией осуществляется на основе специально разработанных организационных процедур. Все необходимые функциональные и физические характеристики предмета конфигурации, включая интерфейсы, оцениваются и обобщаются. По результатам этой работы составляется краткий отчет для руководителя предприятия. Одновременно с отчетом готовится и проект решения. Если руководитель предприятия согласен с предлагаемым решением, то сразу же оформляется распорядительный документ. Если руководитель не согласен, то проводится совещание.

     Отчет для руководителя должен предусматривать  возможность ответов на следующие  вопросы:

  • обеспечивается ли соблюдение основных положений принятой на предприятии политики в области качества;
  • какова степень удовлетворения потребителей качеством продукции;
  • адекватна ли организационная структура предприятия требованиям по обеспечению качества;
  • достигаются ли цели предприятия в области качества;
  • достаточно ли ресурсное обеспечение системы качества;
  • какова репутация предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
  • растет ли доверие потребителей и общества к продукции предприятия;
  • эффективен ли действующий на предприятии порядок выявления и устранения причин существующих и потенциальных проблем качества;
  • на каких участках работы предприятия возникают наибольшие проблемы с качеством;
  • обеспечивается ли запланированное уменьшение затрат на качество;
  • эффективно ли принятое распределение ответственности и полномочий руководителей структурных подразделений предприятия в области качества;
  • какие меры оперативного или перспективного изменения, отказы и отклонения от установленных требований содержаться в конфигурационных документах.

     Положение седьмое: система качества должна подвергаться регулярному анализу и оцениванию со стороны руководства предприятия. Целью такого анализа является обеспечение уверенности руководства предприятия в том, что система качества находится в рабочем состоянии и эффективна в удовлетворении требований соответствующего стандарта ИСО, а также в достижении установленных политикой задач в области качества. Вместе с тем анализ и оценивание системы качества призваны, во-первых, предотвратить возможное ухудшение характеристик системы вследствие накапливания хронических проблем и, во-вторых, помочь принять своевременные решения по дальнейшему ее совершенствованию.

     Система качества оценивается руководством предприятия через определенные промежутки времени (не реже одного раза в полугодие); при этом очевидно, что чем хуже на предприятии ситуация с обеспечением качества, тем более короткими должны быть интервалы между проведением очередного оценивания. На рис.5 показана схема оценки системы качества, применяемая на предприятии.

     Основными источниками информации о состоянии  системы качества являются отчеты (справки), предоставляемые в службу качества внутренними аудиторами системы качества, отделом технического контроля о качестве продукции, структурными подразделениями о деятельности в области качества. Содержание, сроки, форма и порядок предоставления отчетов устанавливается специальной инструкцией ().

      1.2 Показатели качества продукции и их особенности

 

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • средневзвешенный балл продукции;
  • средний коэффициент сортности;
  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • удельный вес сертифицированной продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
  • надежность (долговечность, безотказность в работе);
  • технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
  • эстетичность изделий.

     Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

     Первая  задача анализа - изучить динамику перечисленных  показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

     Вторая  задача анализа - определение влияния  качества продукции на стоимостные  показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ), выручку от реализации продукции ( ) и прибыль ( ). Расчет производится следующим образом: 

           (1)

           (2)

         (3) 

     где и - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

       и  - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

      - количество произведенной продукции  повышенного качества;

      - объем реализации продукции  повышенного качества.

     Если  предприятие выпускает продукцию  по сортам и произошло изменение  сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

     Косвенным показателем качества продукции  является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

 

      Глава 2. Методологические аспекты формирования системы качества предприятия

      2.1 Повышение эффективности качества продукции

 

     До  недавнего времени считалось, что  качеством должны заниматься специальные  подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость  изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

     Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих  внимания качеству, до 60% процентов  времени может уходить на исправление  брака.

     Значение  повышения качества хорошо иллюстрируемая на примере Японии. После второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих промышленных фирм США и Европы. Все рациональное переносилось на национальную почву. Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством.

     Основой деятельности ведущих фирм стали  следующие направления улучшения  работы:

  • заинтересованность руководства высшего звена;
  • образование совета по улучшению качества работы;
  • вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
  • обеспечение коллективного участия;
  • обеспечение индивидуального участия;
  • создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
  • более полное вовлечение поставщиков;
  • обеспечение качества функционирования систем управления;
  • разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
  • создание системы признания заслуг.

     Особенно  следует отметить такое направление, как обеспечение качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.

     Методы  оценки показателей качества товаров подразделяются на две группы. В первую включены методы, которые различаются по количеству оцениваемых показателей и специфике операционной обработки значений показателей. К ним относятся дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки потребительских показателей качества товаров. Во вторую группу включены методы, различающиеся по источнику и способу получения информации. Здесь выделяют экспериментальный, социологический и комбинированный методы оценки потребительских показателей качества товаров.

     Выбор и эффективное применение данных методов направлены на получение  всесторонней объективной оценки качества товаров. Рассмотрим подробнее эти  методы, начиная с первой группы.

     Дифференциальный метод оценки потребительских показателей качества товаров основан на исполнении единичных показателей качества. Оценка производится путем сопоставления значений потребительских показателей качества с их базовыми значениями. При таком сопоставлении определяют, достигнут ли уровень качества базового образца в целом или по каким показателям он достигнут, а также какие показатели значительно отличаются от базовых.

     Оценка  качества основывается не только на контрольных  испытаниях образцов продукции, но также  на анализе и учете достоверной  информации о ее качестве, накопленной изготовителем, на основе которой оцениваются фактические значения показателей качества. Используются, прежде всего, результаты различных испытаний, проведенных как самим изготовителем, так и выполненных третьей стороной.

     Оценка  способности производства обеспечить стабильность достигнутого уровня качества проводится по характеристикам производства, определяющим качество продукции. При этом состояние каждой характеристики также определяется в баллах.

     В номенклатуру включаются показатели, по которым можно оценить существенные для потребителя признаки качества продукции, ее способность удовлетворить его потребности в надежности, экономичности, безопасности.

     Показатели  качества могут быть заданы числовыми  значениями, так и в виде требований к отдельным характеристикам (например, к вкусу), к наличию определенных свойств, конструктивных особенностей, функциональных возможностей. В составе показателей качества также требования к упаковке продукции, к информации о продукции, помещаемой на ней или на упаковке.

Информация о работе Формирование системы качества предприятия