Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение факторов и резервов, способствующих максимизации прибыли фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- выявить факторы, способствующие максимизации прибыли фирмы
- определить методы расчета влияния каждого фактора на величину прибыли
- выявить резервы максимизации прибыли фирмы
- проанализировать на конкретном примере влияние факторов и резервов на максимизацию прибыли фирмы.
Итак, после вычитания из прибыли налоговых отчислений в бюджет страны, а также отчислений в благотворительные и иные фонды, после расчета с кредиторами, вкладчиками (инвесторами), а также арендодателями (владельцами земельных ресурсов, зданий, сооружений и т.д.), остается величина так называемой чистой прибыли.
Чистая
прибыль - это та часть экономической
прибыли, которая остается после необходимых
налоговых отчислений, выплат фондам,
а также выплат владельцам факторов производства
(земля и капитал). Чистая прибыль распределяется
на нужды фирмы: обучение персонала, охрана
окружающей среды, накопление капитала
для реализации будущих нужд, отчисления
во внутренние социальные фонды. Кроме
этого, в состав чистой прибыли входит
величина дохода собственников фирмы.
Следовательно, владельцы фирмы полностью
заинтересованы в максимизации прибыли
своего предприятия.
1.6 Формула зависимости прибыли от всех факторов производства.
Целью фирмы является максимизация прибыли.
Прибыль = Выручка – Затраты на труд – Затраты на капитал
Или Прибыль = PY – WL – RK.
Подставим в уравнение производственную функцию:
Прибыль = PF(K, L) - WL – RK.
Это уравнение показывает, что прибыль зависит от цены на продукцию (P) и цен на факторы производства (W, R), а также от количества факторов (K, L). Конкурентная фирма принимает цены на продукцию и на факторы производства как данные и выбирает такие количества капитала и труда, которые максимизируют прибыль.
1.7 Анализ и планирование прибыли.
Планирование прибыли с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием. Разработка плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов. Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.
Процесс
планирования прибыли состоит из нескольких
этапов анализа
прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности. В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо нереализационных доходов, размер налогов и др.). На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся: -уровень развития экономики страны в целом; -меры
регулирования деятельности -природные
(климатические) факторы, -изменение
не предусмотренных планом -нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйсвенными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия. Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины. К внутренним факторам относятся: - результаты коммерческой деятельности, - эффективность
заключенных сделок на - объем и структура товарооборота, - формы и системы оплаты труда, - производительность труда, - эффективность основных и оборотных средств, - уровень валовых доходов и издержек обращения, - размер прочей прибыли Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины, являются: -нарушение
налогового законодательства и
действующего порядка -экономия,
полученная в результате -экономия,
полученная в результате -несоблюдение
методов списания безнадежных
долгов, принятой методики оценки
товарно-материальных Внутрихозяйственный анализ прибыли и рентабельности включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ. Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.(17) Этот вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующее информации (в середине следующего месяца, квартала, к концу января, а то и к середине апреля при анализе годовых данных) не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки. Нивелировать выявленные недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ. Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия. Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах. Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) заключаются в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущих перспектив (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более). Последовательность прогнозного анализа в общем виде заключается в следующем: -определяется
круг показателей, -строится
график исходного -вводятся в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда и показатели соответствия полученной формулы принятым ограничения (чаще всего в этих целях используется метод наименьших квадратов). Оценка прибыльности коммерческого предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние,особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности).В ходе анализа выясняется, сумело ли коммерческое предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или плохая работа. Анализ прибыли производится в несколько этапов: На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал. На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность: а) изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота в текущих ценах рассчитывается по формуле: АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100 , где АПаq
- изменение прибыли за счет изменения
размера товарооборота; Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период; б) изменение прибыли за счет изменения объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота) АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100 , где CQ - сопоставимый товарооборот; в) для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать следующую формулу: Agaйci = (ФТ x (Iп - 1) x Р тб)/100, где ФТ - физическая масса товаров; Iп - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным. Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах; г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяется следующим образом: AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф , где УВДф
- фактический (ожидаемый) уровень валового
дохода в текущем году , %', Qф -
объем фактического д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения: AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100 , где УИОф - фактический уровень издержек' обращения, %; УИОб - уровень издержек обращенияяв базисном периоде, %', Оф - фактический объем товарооборота; е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет размером влияния данного фактора на результат; ж) изменение эффективности использования ресурсов и капитала предприятия измеряется с помощью следующей формулы: П = (Р x Ррп)/100 , где Р - .размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке; Pрп - рентабельность использования определенного вида ресурсов(капитала),%. Совокупное влияние на формирование прибыли размера используемых ресурсов и эффективности их использования рассчитывается следующим образом: AПар = ((Рп - Рб) x Ррб)/100 ; Aпаррп
=(Рп x (Ррп - Ррб))/100 , На втором
этапе анализа по рекомендациям
отдельных экономистов На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе. Влияние факторов на размер отклонения фактической прибыли от плановой определяется по вышеизложенной методике. На прибыль и рентабельность большое влияние оказывают ценовые факторы. С ростом цен на товары увеличивается сумма валового дохода и, наоборот, снижение цен приводит к ее уменьшению (прямая зависимость). Изменение тарифов на услуги других отраслей изменяет сумму издержек обращения. С их увеличением растут издержки, а тем самым уменьшается прибыль (обратная зависимость). Для
расчета влияния ценовых 1.8
Норма прибыли и факторы
ее максимизации. Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала (производственных фондов), который авансирован на производство товаров и услуг. Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному капиталу. В нашей стране применяются следующие показатели доходности предприятий и организаций, которые основаны на формах государственной статистики и бухгалтерской отчетности (системы показателей, характеризующих состояние хозяйственных средств, их источников и итогов работы предприятия, организации за отчетный период). О степени доходности судят по следующим основным показателям: а) прибыль - конечный финансовый результат: сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества, а также других доходов; б) рентабельность продукции - соотношение между величиной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на ее производство и реализацию; в) рентабельность активов - соотношение прибыли и средней стоимости активов предприятий (организаций). К активам предприятия относят основные и оборотные фонды, ценности. Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм. Одновременно она определяет степень возрастания активности предпринимателей, и даже их отношение к соблюдению правовых норм и законов. Факторы увеличения нормы прибыли Рентабельность фирм зависит от двух видов факторов: внутрипроизводственных и рыночных. Величина нормы прибыли определяется главным экономическим фактором - величиной массы прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса. Рентабельность зависит также от структуры авансированных на производство средств, а именно - от удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь - при прочих равных условиях - будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше ее норма. На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге - увеличивается эффективность бизнеса. Повышению рентабельности способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники и технологии, увеличению количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы. Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах производства. На практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким. На предприятиях самолетостроения обнаружили следующую зависимость: при удвоении выпуска продукции затраты на любую технологическую операцию могут быть снижены на 20%. Такой эффект достигается вследствие углубления разделения труда, применения более производительного оборудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте рентабельности. Рыночное соперничество выступает уравнительницей цен. Свободная конкуренция в каждой отрасли хозяйства вынуждает всех бизнесменов продавать однородные изделия по одной и той же рыночной цене. В наихудшем положении оказываются владельцы технически отсталых предприятий, выпускающих дорогостоящие товары с высокой себестоимостью продукции. При общей равновесной цене они не могут полностью реализовать заключенную в товаре стоимость и теряют часть прибыли. Напротив, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают конкурентную сверхприбыль. Последняя равна разнице между общей рыночной ценой и низкой себестоимостью изделия. Монополии имеют возможность сами устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный бизнес использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль - избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех фирм прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным доходом образует монопольно высокую прибыль. Такова типичная структура дохода монополистических объединений, характерная для первой половины XXв. Глубокий анализ прибыли и рентабельности представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу. Хотя
в условиях нестабильной экономической
ситуации и постоянного роста
цен многие отказываются от планирования
по причине сложности Разработка
прогнозных расчетов прибыли обусловлена
необходимостью ежеквартального представления
справки о взаимоотношениях с бюджетом
по налогам на прибыль (доходы) налоговой
инспекции своего района. В этой справке
показывается прибыль, принятая в плане
предприятия, в том числе доходы от других
мероприятий и видов деятельности, налог
на недвижимость, льготируемая и налогооблагаемая
прибыль, ставка налога и сумма прибыли,
которая должна быть перечислена в бюджет.
Чтобы составить такую справку, кроме
прибыли необходимо рассчитать и все другие
промежуточные показатели: валовой доход,
издержки обращения, товарооборот. С целью
повышения достоверности прогнозных расчетов
прибыли рекомендуется разрабатывать
прогноз не на год, а на квартал (а для внутренних
целей - на месяц), т.е. идти от частного
к общему. При прогнозировании величины
прибыли необходимо правильно разрешить
противоречие, между желанием запланировать
максимальную прибыль и реальными возможностями
ее получения исходя из мощности предприятия,
объема товарооборота, валовых доходов,
издержек обращения и других ограничений. 1.9
Резервы максимизации
прибыли фирмы Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста. Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения. Для углубления анализа необходимо более детально изучить все вышеназванные резервы роста прибыли на предмет реальной возможности их реализации с целью получения более высокой прибыли и рентабельности. В этой связи рекомендуется использовать материалы оперативного анализа. И после этого приступают к прогнозному анализу. Резервы роста балансовой прибыли:
ГЛАВА 2. Расчет и анализ факторов и резервов максимизации прибыли на примере ОАО «Рованокс». 2.1.Анализ формирования прибыли и факторов ее изменения. Партнерское торговое предприятие ОАО «Рованокс» г. Красноярск, ул. Ленина, д. 121. Ассортимент выпускаемой продукции – сырая, копченая и вареная колбаса в искусственной оболочке. Технология производства предусматривает использование специальных рецептур, разработанных специалистами фирмы Raffus - производителя мясоперерабатывающего оборудования высшего качества с мировым именем. Действующие производственные мощности свинофермы и птицефабрики позволяют обеспечить сырьевую базу для проектируемого мясоперерабатывающего комплекса. Годовое производственное потребление сырья (мяса) - 1,8 тыс. тонн. Планируемый
объем выпуска готовой Рынком сбыта продукции являются предприятия оптовой и розничной торговли, предприятия общественного питания г. Красноярск, а также собственная торговая сеть фирмы. Конкурентоспособность
фирмы обеспечивается низкими Предметом и целью деятельности ОАО «Рованокс» является содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства в продуктах питания и сельхозпродукции, в товарах народного потребления, а также более полного эффективного использования местных сырьевых и трудовых ресурсов. В указанных выше целях ОАО «Рованокс» осуществляет производство и реализацию
продуктов питания и В состав АО «Рованокс» входят следующие основные подразделения: миниптицефабрика, свинооткормочная ферма; складские помещения размером 2001 кв.м; холодильники; магазин площадью 250кв.м; магазин площадью 50 кв.м; кафе; миниресторан (на трассе «Красноярск-Канск»). В настоящее время штат АО «Рованокс» состоит 15 -ти человек, которые являются специалистами в области сельского хозяйства. Штат находится в составе комплектации, ведется профессиональный отбор сотрудников, разрабатываются планы и программы подготовки персонала. Динамика основных показателей хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Рованокс» рассматривается за 2005-2006 год (Таблица 2.1). Таблица 2.1 Динамика основных показателей ОАО «Рованокс» за 2005-2006 г.г. в действующих ценах
Примечание. Источник: собственная разработка Торговое предприятие ОАО «Рованокс» является прибыльным. Прибыль от реализации продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 880 тыс. руб. Рентабельность продукции в 2005 году составила 2,17%, в 2006 году – 2,75%. Предприятие имеет положительную динамику увеличения товарооборота и валового дохода. Анализ прибыли отчетного года начинается с изучения динамики за 2005-2006 годы массы прибыли и изменения ее структуры. Для этого на основании формы № 2«Отчет о прибылях убытках» составляется таблица 2.2. Таблица 2.2. Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Рованокс» за 2005-2006 г., тыс. руб.
Примечание.
Источник: собственная разработка В 2005-2006 гг. конечный финансовый результат предприятия ОАО «Рованокс» представлял собой прибыль: в 2005 году – в сумме 2769 тыс. руб., в 2006 году – 3699 тыс. руб. Операционные доходы возросли с 48 тыс. руб. в 2005 году до 56 тыс. руб. в 2006 году., доходы от внереализационных операций – с 102 тыс. руб. в 2005 году до 144 тыс. руб. в 2006 году. Общая сумма прибыли за 2006 г. увеличилась на 33,6 процента, или на 930 тыс. рублей. Анализ данных таблицы 3.2 показывает, что наибольшую долю в составе общей прибыли занимает прибыль от реализации продукции: в 2005 году она составила 94,58 процента, а в 2006 году ее фактическая доля составила 94,6 процента. Повышение ее удельного веса на 0,12 процентных пункта с положительной стороны характеризует деятельность предприятия. Вес других составных частей прибыли составил по сальдо прочих операционных доходов и расходов 1,51 (-0,22 процентных пункта), прибыли от внереализационных операций – 3,89 (+0,21 процентных пункта). Увеличение внереализационных доходов на 42 тыс.руб. (0,21 процентных пункта), а также увеличение результатов по прочим операционным доходам на 8 тыс. руб. (-0,22 процентных пункта) явились благоприятными факторами, оказавшими влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в связи с этим прибыль ОАО «Рованокс» в 2006 году увеличилась на 930 тыс.руб.по сравнению с 2005 годом. Следует отметить, что предприятие выполнило плановые показатели по росту прибыли от реализации продукции, операционных и внереализационных доходов. Структура прибыли от реализации товаров не претерпела существенных изменений за 2005-2006 гг. Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема оптового товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и среднего уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Для определения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние на прибыль изменения уровня валового дохода и уровня издержек обращения определяют умножением фактического оптового товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100. Аналогично рассчитывают влияние на прибыль от реализации товаров изменения уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Большое
влияние на сумму прибыли от реализации
товаров оказывает изменение
оптовых цен. При повышении оптовых
цен увеличивается В
связи с повышением оптовых цен
товарооборот ОАО «Рованокс» возрос
на 25755 тыс.руб. и за счет этого прибыль
от реализации товаров увеличилась
в динамике на 559 тыс.руб. ( 25755* 2,17/100). Таблица 2.3 Расчет влияния факторов на изменение динамики прибыли
ОАО «Рованокс»
в 2006 году
Примечание.
Источник: собственная разработка Следует отметить, что такой расчет влияния ценового фактора на прибыль неточен, так как допускается, что все издержки обращения (расходы на реализацию) находятся в прямой зависимости от изменения продажных цен на товары. В действительности только определенная часть торговых расходов зависит от изменения оптовых цен. Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 930 тыс. руб., в том числе, за счет изменения: увеличения товарооборота в действующих ценах: +145 тыс. руб., повышения цен на товары: +559 тыс. руб., уменьшения уровня доходов от реализации: -1029.9тыс.руб. уменьшения уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода: +191 тыс. руб., уменьшения уровня расходов на реализацию: +1577 тыс. руб., увеличения финансовых результатов от реализации прочих активов: +8 тыс. руб., увеличения суммы внереализационных доходов +42 тыс. руб., Основная доля прибыли в 2006 году была получена за счет увеличения продажи готовой продукции, а также за счет повышения цены реализации, уменьшения уровня расходов на реализацию и налоговых платежей. Основным резервом роста прибыли предприятия ОАО «Рованокс» в 2006 году является снижение издержек производства и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта) мясоколбасной продукции. Торговое предприятие может снизить свои издержки путем оптимизации величины товарных запасов с отслеживанием суммы остатков, доли оплаченных товаров в общей сумме запасов и т.д., снижения размера потребления тепло и энергоресурсов. Объемы реализации можно увеличить, во-первых, за счет приобретения новых рынков сбыта, во-вторых, за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции при сохранении ее высокого качества.
Распределение прибыли производится в соответствии с Законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов, уставом предприятия. Предприятия должны обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками и потребителями, вышестоящими и другими организациями, финансирование затрат на развитие науки и техники, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств; социальное развитие и материальное стимулирование за счет заработанных средств. Создание правильных соотношений при распределении прибыли между основными направлениями обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности производства и торговли. Налогооблагаемая прибыль формируется от прибыли, которая направляется на удовлетворение потребностей общества (в виде налогов) и предприятия. За счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, производятся отчисления в благотворительные фонды, уплачиваются экономические санкции. Оставшаяся сумма представляет собой чистую прибыль, которая действительно остается предприятию. Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из прибыли вычесть сумму, облагаемую по ставкам налога на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), налог на недвижимость, а также затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль. После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), а вторая - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия. Так,
прибыль, полученная на предприятии, должна
быть распределена по соответствующим
направлениям: на уплату в бюджет, выплату
налогов и т.д. Рассмотрим подробно, по
каким направлениям была распределена
прибыль на предприятии, для этого воспользуемся
приложением к балансу и формой «Отчет
о движении источников собственных средств»
и составим следующую аналитическую таблицу
2.4. Таблица 2.4 Распределение прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия
Как показывает анализ, в распоряжении предприятия в 2005 г. осталось 17,6 млн. руб. прибыли, в 2006 г. – 21,3 млн. руб. прибыли. В
процессе формирования и использования
фондов накопления и потребления за
счет прибыли реализуется ее стимулирующая
роль. Однако, как показал анализ, сумма
средств, направленная в фонды равна нулю
и соответственно стимулирующая функция
не была реализована. 2.3. Факторы и резервы роста прибыли и совершенствования системы
её распределения
Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции.Резервы роста прибыли выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов по получению прибыли. Определение резервов роста прибыли базируется на научно-обоснованно методике расчетов факторов. Выделяют три этапа этой работы: - аналитический; - организационный; - функциональный. На
первом этапе выявляют и количественно
оценивают резервы роста В
процессе анализа необходимо выявить
неиспользованные возможности роста
прибыли на ОАО «Рованокс», которые
имели место в 2006 году и связаны
с определенными недостатками в хозяйствовании.
Для этого составим таблицу 2.5 Таблица 2.5 Алгоритм расчета возможностей роста прибыли от реализации товаров за счет изучения и использования опыта работы лучшего однотипного предприятия.
Примечание. Источник: собственная разработка Лучших результатов по уровню рентабельности продаж в 2006 году достигло ООО «Витязь». Если бы ОАО «Рованокс» в отчетном году изучило опыт работы ООО «Витязь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль от реализации товаров возросла бы на 442 тыс. руб. За анализируемый период ОАО «Рованокс» имело возможность получить прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения.. Арендная плата в месяц составляла 180 тыс. рублей. За 2006 г. расходы по аренде складского помещения составили 2 160 тыс. руб. Таким образом, ОАО «Рованокс» недополучило прибыли в сумме 2 160 тыс. рублей. Выявленные резервы роста валового дохода ОАО «Рованокс» представлены в таблице 2.6 Таблица 2.6 Обобщение выявленных возможностей роста прибыли ОАО «Рованокс» за 2006 год
Примечание. Источник: собственная разработка В процессе анализа на ОАО «Рованокс» необходимо выявить, изучить и обобщить реальные
резервы роста прибыли, в
будущей хозяйственной В 2006 г. предприятие имеет возможность увеличить торговую площадь на 50 кв.м. Для этого рассчитаем резерв роста прибыли за счет увеличения торговой площади. Резерв роста прибыли за счет увеличения торговой площади определяется по формуле: , где РTВ – возможное увеличение торговой площади; П – фактическая прибыль от реализации товаров; РT – фактическая торговая площадь. В ОАО «Рованокс» резерв роста за счет увеличения торговой площади Рассчитывается по формуле: (тыс. руб.) Если ОАО «Рованокс» в 2006 году снизит расходы на оплату труда за счет сокращения одного штатного сотрудника, то резерв роста прибыли составит 1675 тыс. рублей. В отчетном году заработная плата одного продавца составила 120 тыс.руб., отчисления от заработной платы 26%, что составляет 120000*0,26 = 31,2 тыс.руб. Резервы роста прибыли предприятия ОАО «Рованокс» представим в таблице 2.7. Таблица 2.7. Обобщение резервов увеличения суммы прибыли предприятия ОАО «Рованокс» на 2006 г.
Примечание. Источник: собственная разработка В 2006г. ОАО «Рованокс» имело возможности роста прибыли. Если бы предприятие в отчетном году изучило опыт работы ООО «Витязь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль от реализации товаров возросла бы на 442 тыс.руб. За анализируемым период ОАО «Рованокс» также имело возможность получить прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения. Таким образом, ОАО «Рованокс» за 2006 год недополучило прибыли в сумме 2 602 тыс. рублей. Но можно и нужно разработать меры по устранению и предупреждению недостатков в деятельности анализируемого предприятия, выявить и использовать резервы максимизации прибыли и рентабельности. В процессе анализа на ОАО «Рованокс» были выявлены реальные резервы роста прибыли, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности. Рост прибыли за счет увеличения торговой площади составит 1590 тыс.рублей., а за счет снижения расходов на оплату труда на сумму 151,2 тыс.рублей. Таким образом, прогнозные резервы роста прибыли на предприятии составляют 1741,2 тыс.рублей. Для реализации выявленных резервов увеличения прибыли необходимо разработать экономические, организационные, социальные мероприятия и принять меры по их полному и качественному выполнению.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Конечным финансовым результатом работы предприятия является прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий: •
в обобщенной форме отражает результаты
предпринимательской • используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда; • выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия. В данной работе рассмотрена тема прибыли и условия ее максимизации, выявлены факторы и резервы максимизации прибыли, определена сущность издержек и их влияние на характер прибыли, на рентабельность предприятия, действующего в условиях рыночной экономики. В данной работе были рассмотрены реальные методы максимизации прибыли в различных условиях, под влиянием конкретных факторов. Все эти вопросы особенно актуальны в настоящее время, когда вся мировая экономика, в том числе экономика России, находится в состоянии глубокого кризиса. Именно правильная оценка всех факторов и резервов роста прибыли, максимальное сокращение издержек позволит предприятию выжить в сложившихся на данный момент сложных экономических условиях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|