Максимизация прибыли несовершенного конкурента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение рыночных механизмов деятельности предприятия - несовершенного конкурента.
Задача курсовой работы – определить наиболее выгодный вариант работы предприятия – несовершенного конкурента.

Содержание

Вариант._______________________________________________________ 2
Введение.______________________________________________________ 4
Понятие несовершенной конкуренции.________________________ 5
Виды несовершенной конкуренции.
Монополия. Виды._______________________________________7
Монополистическая конкуренция._________________________10
Олигополия. Виды_______________________________________12
3. Максимизация прибыли несовершенного конкурента.___________16
4. Расчет показателей.
4.1Входная информация._____________________________________18
4.2 Выходная информация.___________________________________19
4.3 Описание алгоритма расчета ______________________________21
4.4 Алгоритм расчета._______________________________________21
Заключение._____________________________________________________26
Список использованной литературы._______________

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План.

      СТР.

 

Вариант._______________________________________________________ 2 

Введение.______________________________________________________ 4

  1. Понятие несовершенной конкуренции.________________________ 5
  2. Виды несовершенной конкуренции.
    1. Монополия. Виды._______________________________________7
    2. Монополистическая конкуренция._________________________10
    3. Олигополия. Виды_______________________________________12

    3.   Максимизация  прибыли несовершенного конкурента.___________16

    4. Расчет показателей.

    4.1Входная  информация._____________________________________18

    4.2 Выходная  информация.___________________________________19

    4.3 Описание  алгоритма расчета ______________________________21

    4.4 Алгоритм  расчета._______________________________________21

Заключение._____________________________________________________26

Список использованной литературы.________________________________28

Приложение.____________________________________________________29

 

Введение. 

      Механизм  функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией. Конкуренция- это соперничество  между участниками рыночной экономики  за лучшие условия производства, купли  – продажи товаров.

      Рынок, как известно, представляет собой  сложную саморегулирующуюся систему  воспроизводства, все элементы и  звенья которой находятся под  постоянным воздействием спроса и предложения. При этом реально существующий рынок  всегда является известным переплетением двух полярных начал – конкуренции и монополии, с преобладанием одного из них

      Поскольку рынок имеет богатую, многоплановую  структуру, существует множественность  признаков, лежащих в основе разграничения  рыночных структур. Характер той или  иной рыночной структуры зависит от количества фирм в отрасли, особенностей выпускаемой продукции, условий входа и выхода из отрасли, доступности информации.

      Нас будет интересовать рыночная структура, обусловленная степенью зрелости рыночных отношений, а именно несовершенная конкуренция.

      Действительно, подавляющее большинство реально  существующих  рынков – это рынки  несовершенной конкуренции.

      Цель  данной курсовой работы – изучение рыночных механизмов деятельности предприятия - несовершенного конкурента.

      Задача  курсовой работы – определить наиболее выгодный вариант работы  предприятия – несовершенного конкурента. 
 
 
 
 

1.Нонятие  несовершенной конкуренции. 

      Подавляющее большинство реальных рынков – это  рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит и стихийные механизмы саморегуляции ( невидимая рука рынка) действуют на них несовершенно. В частности , часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие то блага избыточны, а каких то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

      Предпосылками возникновения несовершенной конкуренции являются:

  1. Значительная доля рынка у отдельных производителей;
  2. Наличие барьеров проникновения в отрасль;
  3. Неоднородность продуктов;
  4. Несовершенство ( неадекватность ) рыночной информации.

      Каждый  из этих факторов в отдельности и  все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равновесия спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции ( монополист ) или группа сговорившихся между собой крупных фирм ( картель ) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов – тем просто негде взять этот продукт.

      На  несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции  является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы.

      Таким образом, если в условиях совершенной  конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.

      Экономический смысл этой закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовывать только снижая цены. Или по другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

      Действительно, при совершенной конкуренции  цена остается одинаковой,  сколько  бы продукции не выпустила фирма, потому, что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлебы мини – пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России не изменится и цена хлеба сохранит свою величину.

      Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирма в масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение Жигулей, то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры , но и другие факторы, в частности, уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

      Обратная  связь объема производства и цен  имеет исключительно важные экономические  последствия. Становится ясным , что  власть над рынком любого, даже самого могущественного монополиста, не абсолютна.

 

2.Типы  несовершенной конкуренции. 

            2.1 Монополия. Виды  монополии. 

      Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

      Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. В условиях монополии потребителям противостоит единый производитель – гигант. Примером современной  монополии является группа Де – Бирс, действующая на мировом рынке сырых алмазов. Эта корпорация считается монополистом на том основании, что она непосредственно контролирует свыше 80% продаж необработанных алмазов.

      Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную  противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

      Различают три вида монополии.

      Закрытая  монополия – защищена от конкуренции юридическими  ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

      Естественная  монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными ресурсами природы .

      Открытая  монополия – монополия, при которой одна фирма ( по крайней мере на определенное время ) является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты  от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

      Кроме того, выделяют такие монополии, как  простая и монополия, прибегающая к ценовой дискриминации.

      Простая монополия продает одну и ту же продукцию в одно время разным покупателям по одной цене.

      Монополия, использующая ценовую дискриминацию, продает одну и ту же продукцию  в одно время разным покупателям  по разной цене.

      Подобное  разграничение монополий носит  достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

      Чистые  монополии  в  настоящее время  – редкое явление (в масштабах  страны). Более того, понятие чистой монополии является абстракцией, так  как имеется много товаров, у которых нет заменителя.

      Чистая  монополия характеризуется  следующими основными  чертами:

  • Одна фирма и много покупателей , то есть на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству покупателей,  если на данном ранке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двусторонней монополией;
  • Отсутствие товаров – заменителей ( нет совершенных заменителей продукта монополиста)
  • Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), то есть существует практически непреодолимые барьеры на входе. Выходные барьеры следующие:
    • Экономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа);
    • Правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;
    • Высокие издержки входа – экономические препятствия. В некоторых отраслях начало производства может стоить очень дорого;
    • Реклама и дифференциация продукта. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов или сама по себе, или в сочетании с ракламой способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;
    • контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других ресурсов;
    • высокие транспортные расходы, способствующие формированию местных рынков, в результате чего единственная в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;
  • фирма – монополист устанавливает цену ее свой товар, а не принимает ее как данную рыночную реальность;
  • совершенная информированность.

 

2.2 Монополистическая  конкуренция. 

      Монополистическая конкуренция – это тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную (дифференцированную) продукцию.

      Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм. Каждая фирма действует на всой страх и риск , сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления – легкая и пищевая промышленность, сферы услуг.

      Основные  характеристики рынка  монополистической  конкуренции следующие:

  1. На рынке действует много фирм, например 50-100. Производитель имеет небольшое влияние на цену.
  2. продукция дифференцирована, отличается друг от друга.
  3. условия вступления в отрасль сравнительно легкие.
  4. Доступ к информации о ценах на ресурсы , применяемых технологиях достаточно свободен.
  5. сильный упор на неценовую конкуренцию, например, рекламу.
  6. Ресурсы мобильны, свободно перемещаются из одной отрасли в другую.

      Основной  отличительной чертой монополистической  конкуренции является дифференциация продукта и применение неценовой  конкуренции, поскольку возможности  фирм изменять цену ограничены.

      Дифференциация  продукта может принимать ряд  форм.

  1. Качество. Продукты могут отличаться по физическим параметрам , например, одежда, обувь различных производителей.
  2. Услуги. Имеется в виду вежливость обслуживания, возможность получить кредит.
  3. Размещение, местонахождение. Покупатели предпочитают покупать , например,продукты питания в магазинах, которые находятся ближе к их дому.
  4. стимулирование сбыта. Потребители могут предпочитать продукцию определенных фирм исходя из различий , в большой степени мнимых, созданных посредством рекламы, товарных знаков и упаковки.

      По  поводу рекламы нет однозначного мнения. Аргументы, которые можно  привести «за» нее: предоставляет информацию; поддерживает телевидение, радио, газеты, получающие доходы от нее; считается, что она стимулирует изменение продукта , способствует расширению производства , соответственно снижению издержек и цены; поддерживает конкуренцию; считается, что стимулирует занятость, стимулируя высокий уровень потребительских расходов. Аргументы против рекламы: убеждает, а не информирует; расходы на нее являются непроизводительными, ничего не добавляют к общественному благосостоянию; реклама способствует возникновению значительных внешних издержек; имеет тенденцию к самонейтрализации; считается, что способствует монополизации; считается, что не определяет уровень производства и занятости. 

Информация о работе Максимизация прибыли несовершенного конкурента