Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в оценке эффективности работы предприятия, анализе различного рода ресурсов предприятия - материальных, трудовых, финансовых, информационных).
На основании проведённого анализа, выработать решения по повышению эффективности деятельности торгового предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализа и оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 5
1.1 Сущность, задачи и виды анализа коммерческой деятельности предприятия 5
1.2 Анализ и оценка коммерческой деятельности торгового предприятия 12
1.3 Анализ и оценка финансового состояния торгового предприятия 30
2 Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Пульсар» 56
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Пульсар» 56
2.2 Анализ и оценка финансового состояния ООО «Пульсар» 63
2.3 Ценовая политика ООО «Пульсар» и основные конкуренты 75
3 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности ООО «Пульсар» 82
Заключение 94
Список использованной литературы 97

Работа содержит 1 файл

Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия на примере ООО Пульсар.doc

— 680.50 Кб (Скачать)

- воспроизводственную;

- контрольную.

Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.

Контрольная функция - это  финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Финансовая стратегия  предприятия строится на определенных принципах организации:

  1. Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности.
  2. Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования.
  3. Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры.
  4. Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.

Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости предприятия.

 Самоокупаемость - это способность предприятия покрывать свои расходы (затраты) результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах.

В процессе достижения самоокупаемости  решаются две важнейшие для предприятия проблемы:

- борьба с убыточностью;

-  повышение прибыльности.

Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, т. е. получать прибыль.

Самоокупаемость - это  неотъемлемый момент самофинансирования предприятия.

Самофинансирование - способность предприятия из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач.

Самофинансирование осуществляется за счет прибыли и амортизации. В  процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из не распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или источники самофинансирования предприятия.

Финансирование может  осуществляться и путем привлечения  средств рынка ссудных капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг (акций и облигаций). Однако остановимся более подробно на собственных источниках финансирования предприятия (собственном капитале).

Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия.

В его состав входят уставной капитал, накопленный капитал (резервный  и добавочные капиталы, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).

Стоимость капитала – это его цена, которую, предприятие платит за его привлечение из разных источников.

Поскольку стоимость  капитала представляет собой часть прибыли, которую предприятие должно уплатить за использование сформированного или привлеченного нового капитала для обеспечения процесса производства и реализации продукции, данный показатель является минимальной нормой прибыли от операционной деятельности. Если рентабельность операционной деятельности окажется ниже цены капитала, это приведет к «проеданию» капитала и банкротству предприятия.

В связи с тем, что  капитал предприятия формируется  за счет разных источников, в процессе анализа необходимо оценить каждый из них.

Стоимость собственного капитала предприятия (Цск) в отчетном периоде определяется следующим образом:

Цс = .                     (29)

Для определения стоимости акционерного капитала  (Цак) используется следующий расчет:

Цак                                                (30)  

Стоимость заемного капитала в виде банковских кредитов (Цкр) исчисляется следующим образом:

Цкр=                                                       (31)                                                              

Если проценты за кредит включаются в себестоимость продукции, то действительная цена кредита будет меньше на уровень налога на прибыль (Кн).

Для оценки финансового состояния предприятия также используются следующие показатели, связанные с его капиталом:

коэффициент общей оборачиваемости капитала (Коборач.) – отражает скорость оборота всего капитала предприятия и показывает, какое количество раз в год происходит полный цикл его обращения, приносящий прибыль:

Коборач. ;                                    (32)

коэффициент оборачиваемости собственного капитала  (Коборач.с.к.):

К оборач. с.к. = ,                               (33)

отсутствие данного  показателя показывает, что все оборотные  активы предприятия сформированы за счет заемных средств. 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Чем больше величина прибыли

 и выше уровень  рентабельности, тем эффективнее  функционирует предприятие, тем  устойчивее его финансовое состояние.  Поэтому поиск  резервов увеличения  прибыли и рентабельности  - одна  из основных задач в любой  сфере бизнеса. 

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

- маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

-  прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

- общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы);

-  чистая прибыль – это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

-  капитализированная (нераспределенная) прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

-  потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции  на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется три основных источника получения прибыли:

первый - получение прибыли  за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;

второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;

третий источник связан с инновационной деятельностью  предприятия.

Финансовая деятельность - это рабочий язык бизнеса, и практически  невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия  иначе, чем через финансовые показатели.

Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную  оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов - финансовым показателям или коэффициентам.

Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.

Одним из показателей, характеризующих  финансовое положение  предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных  активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств.

Ликвидность предприятия – это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов).  Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.

Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платежеспособность.

В то же время ликвидность  характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на определенную дату, но при  этом иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот.

Ликвидность и платежеспособность предприятия оперативно оцениваются  на основании следующих показателей:

  1. Величина собственных оборотных средств – характеризирует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.
  2. Манёвренность функционирующего капитала – характеризирует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1 и рассчитывается:

 

К ман. = ;                      (34)

 

 

  1. Коэффициент покрытия (Кпок) – даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Кпок, превышающий 2, считается очень благоприятным для предприятия и рассчитывается:

 

Кпок= ;  (35)            

                                                                                                         

 

  1. Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств:

 

Псрочн.  = ;                           (36)

 

 Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую часть ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать.  В таких случаях требуется  большее соотношение.  Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.  

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности (платёжеспособности) – показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно за счет имеющейся денежной наличности.   Определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия:

 

П абс. = ;                                 (37)

 

В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2 – 0,25.

Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия