Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в оценке эффективности работы предприятия, анализе различного рода ресурсов предприятия - материальных, трудовых, финансовых, информационных).
На основании проведённого анализа, выработать решения по повышению эффективности деятельности торгового предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализа и оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 5
1.1 Сущность, задачи и виды анализа коммерческой деятельности предприятия 5
1.2 Анализ и оценка коммерческой деятельности торгового предприятия 12
1.3 Анализ и оценка финансового состояния торгового предприятия 30
2 Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Пульсар» 56
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Пульсар» 56
2.2 Анализ и оценка финансового состояния ООО «Пульсар» 63
2.3 Ценовая политика ООО «Пульсар» и основные конкуренты 75
3 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности ООО «Пульсар» 82
Заключение 94
Список использованной литературы 97

Работа содержит 1 файл

Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия на примере ООО Пульсар.doc

— 680.50 Кб (Скачать)

Для оценки эффективности использования  средств на оплату труда необходимо применять такие показатели, как  объем производства продукции в  действующих ценах, сумма выручки  и прибыли на рубль зарплаты и др.   В процессе анализа следует изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню.  Полезным будет межхозяйственный сравнительный анализ, который покажет, какое предприятие работает эффективно. 

Следующим этапом при  проведении анализа коммерческой деятельности торгового предприятия является изучение и анализ его закупочной деятельности.

Процесс доведения товаров из сферы  производства в сферу потребления  включает их куплю-продажу и товаропродвижение  и именуется товароснабжением.

Товароснабжение торговых предприятий  – это система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению  товаров до предприятий розничной  торговли.

В процессе закупки и поставки товаров  устанавливаются коммерческие связи между участниками, представляющими предприятия торговли, производителями и обслуживающими сферу обращения субъектами. С закупочной деятельности начинаются коммерческие отношения с партнерами. Закупочная деятельность и коммерческие действия взаимообусловлены, они осуществляются в соответствии с целями торгового предприятия и содержанием решаемых задач.

Благодаря рационально организованному  товароснабжению в розничных  торговых предприятиях обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические  показатели работы торговых организаций и предприятий.

Важным условием рациональной организации  товароснабжения является максимальная оперативность в выполнении требований магазинов по ассортименту поставок, количеству и срокам завоза. При функционировании с минимальными товарными запасами розничные предприятия должны быть гарантированы в  своевременном и полном по ассортименту удовлетворении подаваемых заявок и в возврате на базу товаров, не пользующихся спросом.

При организации товароснабжения  предприятий торговли необходимо учитывать  основные требования:

- источники и применяемые формы  снабжения должны определяться  с учетом ассортимента и объема выпускаемых товаров, а также территориальной удаленности производителей от снабжаемых предприятий торговли;

-  ведение закупок товаров  с учетом запросов потребителей;

- соблюдение взаимных  партнерских интересов и соглашений  при купле-продаже товаров;

-  количество завозимых  товаров должно определяться  типом предприятия, его мощностью,  которая характеризуется объемом  товарооборота и размерами торговых  площадей. Особое значение имеет  оснащенность торговых предприятий  соответствующим торгово-технологическим оборудованием;

-  величина единовременно  доставляемой партии должна исчисляться  с учетом имеющихся товарных  запасов, объема среднедневной  реализации и установленной периодичности  завоза;

-  формирование и развитие  товаропроводящих звеньев для прохождения товарных потоков;

- выбор вариантов каналов  распределения, отвечающих устойчивому  функционированию;

-   четко разработанная  система товароснабжения должна  обеспечивать минимальные издержки  по завозу и хранению товаров.

Товароснабжение торговых предприятий основывается на следующих принципах: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, технологичность и централизация. Планомерность – соблюдение графика поставок потребителям в процессе продвижения товаров. Ритмичность – доставка товаров через установленные промежутки времени, что обеспечивает бесперебойное ведение торгового процесса. Ритмичность способствует ускорению оборачиваемости товаров, исключает образование излишков товарных запасов, создает оптимальные условия для работы складов, оптовых баз, транспортных предприятий. Оперативность предусматривает, что ритм завоза товаров должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний. Экономичность – четко разработанные варианты и схемы организации товародвижения при минимальных издержках по доставке и хранению товаров. Технологичность – использование современных технологических решений на задействованных этапах продвижения товаров. Централизация предполагает товароснабжение розничных торговых предприятий силами и средствами предприятий – поставщиков.

Товары в розничную  торговую сеть поступают от производственных предприятий-поставщиков, со складов  оптовых организаций и собственных  складов торговых организаций. Свой путь в сферу обращения товары начинают с производственных предприятий, которые являются исходным звеном товародвижения. Промежуточными звеньями являются склады оптовых и розничных организаций.

В зависимости от источников поступления товаров и от порядка  завоза товаров применяются как транзитная, так и складская формы товароснабжения.

Завоз товаров в магазины непосредственно из производственных предприятий, а также выходных баз  при производственных предприятиях, минуя промежуточные склады оптовых  и розничных организаций, называется транзитным.

Под складской формой снабжения понимают поступления товаров в магазины со складов оптовых и розничных организаций. Складская форма товароснабжения применяется по товарам сложного ассортимента, нуждающимся в предварительной обработке и подготовке к продаже.

Транзитная форма товароснабжения  имеет определенные преимущества: ускоряется обращение товаров, сокращаются  издержки обращения, снижаются товарные потери. Но транзитная форма товароснабжения  имеет ограниченное применение из-за измельченности и рассредоточенности розничной торговой сети. В основном она применяется по товарам простого ассортимента (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т. п).

Основанием для завоза  товаров в розничные торговые предприятия служит заявка. Для рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети  необходимо четко соблюдать порядок представления заявок и обоснования в них объема и ассортимента на завоз товаров. Заявки составляют по установленной форме.  В них указывают наименование товаров, вид, сорт и другие ассортиментные признаки товаров. При составлении заявки важно правильно определить количество заказываемого товара.  Оно устанавливается с учетом однодневного товарооборота, имеющихся в наличии остатков товаров и неснижаемых товарных запасов, частоты завоза товаров и сроков реализации, сезонности спроса на отдельные товары и других факторов.

Периодичность завоза  (и оптимальных размеров) по скоропортящимся товарам определяется, исходя из однодневного оборота и срока продажи товара, определенного в соответствии с условиями его хранения. По товарам, имеющим длительные сроки реализации, периодичность завоза товаров определяется как удвоенная разница между средним и неснижаемым запасом товаров в днях:

 

И = 2 ( Зс – Зн ),                                                                                        (11)

 

где   И – интервал завоза в днях;

        Зс и Зн  - средний и неснижаемый запас товаров в днях.

 

При составлении заявок очень важно правильно определить размер очередной партии завоза товаров, который определяется исходя из среднедневной продажи товара, интервала завоза, практических и нормативных запасов по формуле:

 

Пз = Тд И + Зн = Зф,                                                                               (12)

 

где  Пз – размер очередной партии завоза товаров, в днях;

        Тд – среднедневная продажа товара,  руб.;

         Зн и Зф - запасы товаров по нормативу и фактические,  руб.;

         И -  интервал  завоза, в днях.

 

Рациональная организация товароснабжения  торговых предприятий предполагает выбор наиболее эффективных методов  завоза товаров.  В настоящее время  применяются следующие методы товароснабжения  магазинов:

- децентрализованный завоз;

- централизованная доставка товаров.

При централизованной перевозке организуется стабильное поступление заказанных товаров к месту назначения.  В ней принимают участие поставщики, автотранспортные предприятия и товарополучатели. Поставщик заказывает автомобильные средства и представляет товар к перевозке, автотранспортное предприятие подает к установленному времени транспорт и перевозит груз, товарополучатель обеспечивает его надлежащий прием. Централизованная форма транспортного обеспечения считается наиболее эффективной при доставке товаров.

Децентрализованный завоз, или самовывоз, товаров автомашинами, как правило, используется в малых и средних розничных торговых предприятиях, торговых структурах мелкооптовых и розничных рынков. Он предусматривает выполнение транпортно-экспедиционных операций силами и средствами самих розничных предприятий,  и не подвергается планированию и рациональной организации операций, связанных с отборкой товаров, оформлением документов, погрузочно-разгрузочными работами.  Это отрицательно отражается на качестве обслуживания покупателей и снижает объем розничного товарооборота.

Рост требований к реализации продукции  вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров.  Непременным  условием организации закупочной деятельности торгового  предприятия является изучение рынка закупок, который представляют поставщики продукции. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков можно использовать следующие критерии:

- характер деятельности и возможности  поставщика;

- конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;

- процедура и порядок исполнения  коммерческих сделок;

- вероятность обеспечения необходимых  номенклатуры и объема продукции;

- условия, гарантирующие качество  приобретаемого товара;

- адекватное сочетание цены  и потребительских свойств товара;

- условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;

- предусматриваемая форма платежа  и способы расчетов.

Анализ поставщиков по приведенным  критериям позволяет установить оправданные требования по закупке  и поставке товаров в торговое предприятие.

В настоящее время проанализировать и оценить закупочные затраты, а  также сопоставить их с результатами деятельности предприятия достаточно трудно по причине недооценки роли сферы обращения.[ ]

Затраты на закупочный процесс являются составной частью общих расходов, разбросанных по различным калькуляционным статьям. Обособление же затрат в определенной подсистеме позволит обеспечить контроль их уровня, создать условия для проведения анализа по выявлению их резервов, связанных с упорядочением движения и использованием материального потока, что в конечном счете повысит эффективность этой части единого хозяйственного цикла и предприятия в целом. Однако для выполнения поставленной цели недостаточно определить места возникновения расходов, необходимо установить, на какие экономические элементы они распадаются.

По мнению некоторых авторов, целесообразно, чтобы классификация затрат учитывала  функциональную роль расходов в снабжении. Придерживаясь такого принципа, можно  выделить четыре вида затрат: управление закупками; завоз сырья, материалов, топлива, комплектующих и других ресурсов; создание и содержание запасов; подготовка ресурсов к потреблению и снабжение рабочих мест. Приведенная классификация позволяет решить тройную задачу: сформулировать функции, составляющие содеджание закупочного процесса; определить круг затрат, связанных с осуществлением данных функций; установить места их возникновения. Вычленение этих затрат, их анализ в привязке  к центрам формирования и выполняемым функциям имеют значение для определения достигнутого уровня организации закупок, ее влияния на устойчивость и рентабельность торгового предприятия. [ ]

Выдвинутая идея требует пересмотра методов оценки эффективности управления закупками, так как ни один из существующих показателей не позволяет определить, с какими затратами связан процесс снабжения.

Расчет эффективности менеджмента  по закупкам на различных предприятиях сводится в настоящее время к  определению следующей группы показателей: сокращение внутрисменных потерь рабочего времени в результате наличия предметов труда в требуемом объеме; экономия сырья, материалов, топлива, энергии; снижение транспортно-заготовительных расходов; повышение оборачиваемости оборотных средств; снижение удельных затрат на хранение материальных ресурсов; повышение эффективности использования информации о товарно-материальных ценностях; уровень производственных запасов; степень выполнения договорных обязательств по объему, ассортименту и качеству поступивших ресурсов; коэффициенты ритмичности, равномерности и синхронности поставок.

Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия