Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в оценке эффективности работы предприятия, анализе различного рода ресурсов предприятия - материальных, трудовых, финансовых, информационных).
На основании проведённого анализа, выработать решения по повышению эффективности деятельности торгового предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализа и оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия 5
1.1 Сущность, задачи и виды анализа коммерческой деятельности предприятия 5
1.2 Анализ и оценка коммерческой деятельности торгового предприятия 12
1.3 Анализ и оценка финансового состояния торгового предприятия 30
2 Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Пульсар» 56
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Пульсар» 56
2.2 Анализ и оценка финансового состояния ООО «Пульсар» 63
2.3 Ценовая политика ООО «Пульсар» и основные конкуренты 75
3 Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности ООО «Пульсар» 82
Заключение 94
Список использованной литературы 97

Работа содержит 1 файл

Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия на примере ООО Пульсар.doc

— 680.50 Кб (Скачать)
    • сырье, материальные ресурсы, требующие затрат труда для превращения в материалы;
    • основные материалы – материальные ресурсы, формирующие продукцию;
    • покупные полуфабрикаты – предметы труда, прошедшие обработку, на требующие затрат труда для превращения их в готовую продукцию;
    • комплектующие изделия - конечная продукция, закупаемая по кооперации и используемая на стадии сборки;
    • вспомогательные материалы – непосредственно не входят в готовую продукцию, но участвуют в ее создании;
    • топливо;
    • тара;
    • запасные части – предметы труда, предназначенные для ремонта основных фондов;
    • малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП), используемые в качестве средств  труда в течение не более 12 месяцев.

Различают запасы текущие, подготовительные (технологические), страховые, сезонные и транспортные.

Величина текущего запаса сырья и материалов (Зсм) зависит от интервала поставки (в днях) (Ип) и среднесуточного расхода i-го материала (Рсут):

Зсм = Ип Рсут .                                                                                                   (24)

Подготовительный (технологический) запас образуется в тех случаях, когда требуется предварительная обработка материалов до запуска их в производство (сортировка, комплектование партий и т.д.).  Норма запаса в днях на однодневный расход материала определяют величину подготовительного запаса.

Страховой запас необходим в ряде случаев из-за непредвиденных изменений сроков поставки или объема потребляемого материала. Причиной возникновения страхового запаса является нарушение сроков поставщиком. Как правило, размер страхового запаса составляет половину текущего, но может колебаться в зависимости от конкретных условий в интервале от 30 до 100% текущего запаса. Чтобы конкретно определить его величину, необходимо проанализировать фактические сроки поставки материалов за прошедший период и выявить величины их отклонений в ту или другую сторону от планируемого интервала поставок. Сумма отклонений, деленная на 2, определит норму страхового запаса в днях. Умножая эту норму на однодневный расход, узнаем величину страхового запаса.

Транспортный запас определяется между днем оплаты счета поставщика и прибытием груза на склад покупателя. Если известно время, расчет ведется аналогично текущему запасу. 

В процессе анализа проверяется  соответствие фактического размера  запасов важнейших видов сырья  и материалов нормативным.  Проверку производят также для выявления излишних и ненужных запасов сырья и материалов – их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если какие-либо материалы не расходуются на протяжении года и более, то их относят в группу неходовых и подсчитывают общую стоимость.

Управление запасами  - важный и ответственный участок работы. От оптимальности запасов зависят все конечные результаты деятельности предприятия. Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть капитала, реинвестируя его в другие активы.

Показатели, характеризующие товарные запасы:

уровень товарных запасов (Утз):

Утз  = ,

Утз  = ,                                                                                                   (25)

где  ТЗ – товарный запас на конец  планируемого периода;

       ТОодн.  - однодневный товарооборот за анализируемый период  (руб.);

       Д –  количество  дней в анализируемом периоде;

      ТО – товарооборот  за анализируемый период (руб.).

Уровень товарных запасов характеризует  обеспеченность предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое количество дней торговли хватит данного запаса.

Показатель товарооборачиваемости  (Об.дн) позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения:

Об. дн =   ,      Об.дн =   ,                                                               (26)

где Об. дн – оборачиваемость в днях ТО;

      ТЗ – средний товарный запас за анализируемый период (руб.).

Показатель скорости товарного обращения (товарооборачиваемость в числе оборотов или средняя частота оборачиваемости) (Обр) характеризует количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период:

Обр ,    Обр = .                                                                                (27)

Для характеристики эффективности  использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

Обобщающие показатели – это прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент материальных затрат.

Прибыль на рубль материальных затрат – наиболее обобщающий показатель эффективности использования материальных ресурсов; определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.

Материалоотдача – определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Материалоемкость продукции (отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции) показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на производство единицы продукции.

Коэффициент соотношения  темпов роста объема производства и  материальных затрат определяется отношением индекса валового производства продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции  – исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли перерасхода по сравнению с установленными нормами.  Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно.

Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.

Последующий анализ должен быть направлен  на изучение причин изменения расхода материальных ресурсов на единицу продукции и цен на сырье и материалы.

Количество расходуемых  материальных ресурсов на единицу продукции может измениться  за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организации материально-технического снабжения и производства, квалификации работников, изменения норм расхода, отходов и потерь и т.д.  Эти причины устанавливаются по актам о внедрении мероприятий, извещениям об изменении нормативов затрат от внедрения мероприятий и др.

Стоимость сырья и материалов зависит также от их качества, внутригрупповой структуры, рынков сырья, роста цен на них в связи с инфляцией, транспортно-заготовительных расходов и др.

На основании результатов анализа  следует выработать тактическую  и стратегическую политику в  области ресурсосбережения, направленную на повышение эффективности использования материальных  ресурсов на предприятии.

Себестоимость продукции – важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов.  От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объекты анализа себестоимости продукции:

-  полная себестоимость продукции  в целом и по элементам затрат;

- уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

- себестоимость отдельных изделий;

- отдельные статьи затрат;

- центры ответственности.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (см. приложение таблица В.3).

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за:

- объема производства продукции;

- структуры продукции;

- уровня переменных затрат;

- суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства  продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные  расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

 

Рисунок 1 Зависимость общей суммы  затрат от объема производства

Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рисунке 1. На оси абсцисс откладывается  объем производства продукции, а  на оси ординат – сумма постоянных и переменных затрат.  Из рисунка  видно, что с увеличением объема производства сумма переменных расходов возрастает, а при спаде производства, соответственно, уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

В процессе анализа необходимо также оценить изменения в структуре по элементам затрат. Уменьшение доли заработной платы и увеличение доли амортизации свидетельствуют о повышении технического уровня предприятия, росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.

Затраты на рубль произведенной  продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень издержкоемкости продукции в целом по предприятию.  Во-первых, он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли производства, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.  Исчисляется данный показатель отношением суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зобщ) к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.   Если его уровень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне единицы – убыточным.  В процессе анализа следует изучить выполнение плана и динамику затрат на рубль продукции, а также провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка  на изменение уровня себестоимости  единицы продукции изучают с  помощью факторной модели:

Сi  =                                                                                                    (28)

где  Сi  -  себестоимость единицы i-го вида продукции;

       Аi - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

       bi - сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;

       VВПi  - объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта коммерческой деятельности финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

Финансы предприятия - это  совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции:

Информация о работе Анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия