Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 11:08, курсовая работа
Цель работы – на примере анализа двух инструментальных циклов Шостаковича (5-я и 7-я симфонии) выявить роль полифонии, как фактора развития.
Задачи:
1) Изучить и классифицировать литературу по творчеству Шостаковича.
2. Рассмотреть роль полифонии в 2-х инструментальных циклах с точки зрения:
2.1) полифоничности музыкального тематизма.
2.2) полифоничности, как фактора развития.
Введение……………………………………………………………….…...3
Глава 1. Полифония Д. Шостаковича в контексте стиля
1.Обзор литературы по творчеству Шостаковича………………..5
Глава 2. Реализация полифонических принципов в
инструментальной музыке Шостаковича
1. Полифония в экспозиционных разделах формы………………...24
2. Полифония а развивающих разделах формы……………………..28
Заключение……………………………………………….……………….21
Библиография………………………………….……………………….…23
Сильнейший психологический
Тема нашествия представляет собой любопытный жанровый сгусток. Маршевость ее (помимо дроби военного барабана) выражена в складе ритма, в печатающих шаг акцентах на первой доле; бодрые скачки-восклицания в концовках фраз, примитивность контуров, четкое деление на запев и припев приближают ее к солдатской строевой песне «под ногу». Ассимилирует она и жанровые признаки бравурной шансонетки, банальных куплетов, причем в их локально-немецком обличье.
Вариаций всего одиннадцать. Последовательное укрупнение образа от автоматического, кукольного марша до всесокрушающей лавины достигается, прежде всего, постепенным уплотнением фактуры, динамическим и тембровым наращиванием, но, кроме того, и разнообразными другими, тонко дифференцированными средствами. Таково, например, сочетание натурального и дважды гармонического (с пониженными II и VI ступенями) мажора во 2-й вариации, создающее неприятные лязгающие перечения; канон - в 3-й (5-я — снова канон, но сжатый, с фразами, наступающими друг на друга); изложение темы параллельными аккордами — в 4-й и 6-й вариациях, причем в 6-й на каждом звуке темы строится мажорное трезвучие (благодаря строго параллельным дублировкам в рамках диатонического лада здесь возникает ощущение политональности). Странно-автоматический мертвенный марш к этому моменту уже превратился в тяжелое грохотание какой-то металлической скрежещущей махины. В 8-й вариации тема свертывается до изложения в виде октавной дублировки, до изложения оглушительно мощного и зычного -восемь валторн, все низкие деревянные и струнные ff, остинатный аккомпанемент, куда вводится молчавший до сих пор ксилофон, вследствие чего тема приобретает режущую пронзительность.
Принцип постепенного включения новых фактурных приемов и тембров выдерживается на всем протяжении вариационного цикла. В 9-й вариации таким новым элементом является воющий остинатный подголосок (половина валторн, масса деревянных духовых и струнных в высоком регистре). Ему предстоит любопытная эволюция: именно из него (у тех же валторн) как бы прорывается новый короткий мотив — первое тематическое образование, независимое по отношению к теме нашествия (см. пример 54, т. 3). Он только проглянул, и тема с еще более свирепым упорством продолжает свое шествие, грохоча цепями хроматических терций (10-я вариация).
И еще раз (11-я вариация) медные инструменты властно прокричат тому, обвиваемую зазубренными, острыми контурами нового остинато. Теперь мотив, возникший у валторн после 9-й вариации, начинается с той же кварты b - es, которая так назойливо интонировалась в остинато.
Большинство исследователей
Действительно, момент
Однако новый мотив — назовем его мотивом битвы — сохраняет некоторые замашки темы нашествия, ее ритм и темп, зычную оркестровку, склонность к остинатному топтанию. Когда как бы в ответ на нисходящее движение мотива появляется гаммообразная фраза, взбегающая вверх (в главной партии такие ходы отвечали мотиву вызова), она пробуждает восходящую квартовую интонацию, которая составляла неотъемлемую принадлежность темы нашествия. Дальше тематическое и ладотональное развитие становится все более напряженным, обломки темы нашествия и новый мотив то растворяются в фактуре, то снова всплывают, начальный ход темы нашествия звучит все более свирепо и энергично — интервал меняется от кварты до тритона, квинты, сексты, септимы. И весь этот грандиозный клубок будто проткнут острием неумолкающей дроби военного барабана.
Этот эпизод, является разработкой
первой части, до предела сжатой и отодвинутой
вариациями на тему нашествия. Он относительно
очень невелик по размерам (69 тактов против
280 тактов вариационного цикла) и разрабатывает
тематический материал эпизода нашествия,
то есть в общем драматургическом плане
служит разработкой локальной, вытекающей
из эпизода нашествия, но не из конфликта
между экспозицией и эпизодом. С точки
зрения конструктивной он может быть рассматриваем
и как расширенный предыкт к репризе; кстати,
предыктность отчетливо сказывается в
органной неподвижности баса, с цифры
51 доминантового, как полагалось и у классиков.
Заключение
Изучив литературу по творчеству Шостаковича можно ее классифицировать по жанру, проблематике и хронологическим периодам. В свою очередь жанровую классификацию можно поделить на статьи, монографии, исследования и тексты-воспоминания. С точки зрения проблематики, затронутой исследователями, в обозначенном списке литературы можно выделить работы, представляющие собой:
1.Литературное наследие самого Д. Шостаковича, включающее его воспоминания и статьи;
2.Воспоминания современников о Д. Шостаковиче и основанный на документальном материале свод фактов жизни и творчества композитора;
3. Анализ различных жанров. Исследования, касающиеся данной проблематики можно объединить в следующие группы:
3.1. О симфониях;
3.2. Об операх и балетах ;
3.3. О камерно-вокальных произведениях;
3.4.
О камерно-инструментальных
3.5. Об инструментальных произведениях;
3.6. О музыке в кино;
3.7. Об инструментовке произведений других композиторов;
4.Исследования,
характеризующие особенности
4.1. О мелодике;
4.2. О гармонии;
4.3. О ладовых особенностях;
4.4. Об оркестре;
4.5. О полифонии;
4.6. О тематизме и формообразовании;
5.Работы,
не связанные напрямую с
Научные
труды о творчестве и личности
Д. Шостаковича можно сгруппировать и
по определённым периодам времени их создания,
выделяя пять десятилетий:1957-1969;1970-
Богатая и многообразная литература о Д. Шостаковиче даёт достаточно полное представляет о нём как о композиторе, педагоге, музыкально-общественном деятеле.
Шостакович как композитор
Библиография
Информация о работе Полифония в инструментальных циклах Шостаковича