Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:17, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда;
изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в городе;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета……………………………………………………………………..7
Законодательная база по урегулированию безработицы………………………………..17
Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода……………………24
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда…………………………………………………………………………………………31
Анализ законодательной базы по управлению безработицей…………………………..40
Анализ проблем безработицы……………………………………………………………..47
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Программа мероприятий…………………………………………………………………..54
Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...81
Мировая
история знает разные примеры
решения проблем моногородов. Есть
успешные: в Англии, например, город
Бермингем, в Германии — Рур, в
Чехии — Острава, где спад производства
привёл в своё время к 20-процентной
безработице, но за счёт развития других
сфер производства или туризма, при
поддержке государства
Задача, поставленная в этом разделе – показать значимость социологических исследований в выявлении такой серьезной проблемы городов России как безработица.
Рассмотрим
критерии, принятые по отношению к
уровню занятости. В связи с необходимостью
применения регулярно разрабатываемых,
распространенных и доступных показателей
занятости населения был
С учетом сказанного, к городским поселениям с критической ситуацией в сфере занятости были отнесены следующие населенные пункты:
– с уровнем официально зарегистрированной безработицы более 7 %;
– с уровнем официально зарегистрированной безработицы от 5,0 % до 7,0 % и (одновременно) с уровнем скрытой безработицы (неполной занятости) более 20,0 %;
– с уровнем скрытой безработицы (неполной занятости) более 50 %.
В соответствии с уточненными критериями в состав общероссийского перечня было отобрано 330 населенных мест, в которых проживает более 5 миллионов человек.
По официальному статусу эти поселения разбиваются следующим образом: 111 городов (в том числе, 92 малых города с населением до 50 тыс. жителей), 101 поселок городского типа и 118 сельских поселений, связанных преимущественно с лесной промышленностью.
Помимо того, что населенные пункты, включенные в Перечень, отличаются по размеру и категории, они имеют и различную хозяйственную специализацию. Условно их можно разделить на пять больших групп:
–
поселения, связанные с природно-
–
поселения, монопрофильность которых
обусловлена
–
поселения, в которых в качестве
основных градообразующих предприятий
являются объекты промышленного
комплекса. По характеру специализации
и проблемам эти поселения
примыкают к предыдущей группе, однако,
одной из главных причин кризисного
состояния этих городов стало
обвальное сокращение государственных
заказов на оборонную продукцию.
Кроме того, ситуация в таких городах
усугубляется, как правило, полной неопределенностью
перспектив развития основного производства,
а также крайней
–
поселения, специализация которых
обусловлена размещением
– поселения, связанные с обслуживанием различных видов транспорта (главным образом, железнодорожного). Проблемы занятости в этого рода населенных пунктах связаны с падением объема перевозок, разгрузочно-погрузочных и других работ на транспорте. В Перечень было включено 19 транспортных поселений.
К регионам с преобладанием монопрофильных городов отнесены 4 области, 2 республики и один автономный округ. В этих регионах России доля моногородов колеблется от 68% в Нижегородской области до 100% в Чукотском АО.
Одной из главных проблем монопрофильных городов является безработица. Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержанию занятости населения» Минтруду России, Минэкономики России и ряду других министерств и ведомств поручено разработать поэтапно по городам с монопрофильной структурой хозяйства и высоким уровнем безработицы специальные программы создания и сохранения рабочих мест. Для реализации данного постановления в настоящее время по заказу Минтруда России при Минэкономики России («Города России») выполняется работа по подготовке методических рекомендаций по составлению территориальных специальных программ содействия развития занятости в монопрофильных городах. Цель разработки рекомендаций - методическая помощь муниципальным органам в обосновании путей выхода из кризисного состояния и повышения занятости населения, а также в обосновании финансового обеспечения соответствующих мероприятий программы, в том числе и за счет оказания государственной помощи .
Одной
из главных задач программы
– объективная оценка сложившейся ситуации, анализ и постановка диагноза, установление причин, приведших город к кризисной ситуации;
– оценка благоприятных и лимитирующих факторов дальнейшего развития города;
– подход к городу не как к автономному, изолированному образованию, а как части региона и страны, а во многих случаях – как к фокусной точке территории («малой столице»);
–
особое внимание уделить формированию
в городе среды благоприятной
для привлечения инвестиций, функционирования
субъектов хозяйственной
–
обеспечение информационно-
Важное значение для осуществления программных материалов имеет правильный отбор мероприятий для их поэтапной реализации.
В
качестве основных критериев для
обоснования этапов и соответствующих
мероприятий могут служить: повышенная
актуальность, определяемая, прежде всего,
уровнем социальной напряженности;
возможность финансового
Применительно к первому этапу (в условиях дефицита финансовых возможностей) целесообразно:
– максимально использовать (с учетом потребностей рынка) возможности существующих предприятий, во многих случаях для их «оживления» достаточно скромных ресурсов для пополнения оборотных средств;
–
развитие малого и среднего предпринимательства,
особенно сфер деятельности, ориентированных
на использование местных
– налаживание внутригородской и внутрирайонной межотраслевой кооперации, расширение сферы межселенного обслуживания;
–
формирование системы прогнозно-проектных
материалов, обеспечивающих проектное
сопровождение мероприятий
– заблаговременная подготовка и переподготовка кадров для предприятий и организаций, намечаемых к развитию (размещению) в городе;
– осуществление не капиталоемких мер по повышению привлекательности городской среды;
– проведение комплекса традиционных мероприятий по улучшению занятости населения и его социальной защите.
Применительно
к последующему этапу (в условиях
расширения инвестиционных возможностей)
приоритетное внимание может быть отдано
мероприятиям, обеспечивающих проведение
диверсификации, перепрофилированию и
реструктуризации экономической базы,
а также существенному
Духовный
мир современного горожанина характеризуется
сложным переплетением
Специфическая
социокультурная среда
В
заключение следует отметить, что
формирование общероссийского перечня
монопрофильных городов и других
населенных мест с кризисной ситуацией,
а также разработка конкретных программ
и мер государственной
Рынок
труда представляет собой совокупный
спрос и предложение рабочей
силы, который за счет взаимодействия
этих двух составляющих обеспечивает
размещение экономически активного
населения по сферам хозяйственной
деятельности в отраслевом, территориальном,
демографическом и
Информация о работе Система государственного и муниципального управления