Система государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявление специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда;
изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в городе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Безработица муниципального образования как фактор нестабильности экономической основы муниципалитета……………………………………………………………………..7
Законодательная база по урегулированию безработицы………………………………..17
Управление безработицей на уровне муниципалитета моногорода……………………24

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на формирование рынка труда…………………………………………………………………………………………31
Анализ законодательной базы по управлению безработицей…………………………..40
Анализ проблем безработицы……………………………………………………………..47

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
Программа мероприятий…………………………………………………………………..54
Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий……………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...81

Работа содержит 1 файл

курсовая ГМУ! ГОТОВО.docx

— 230.46 Кб (Скачать)

     Причины и виды безработицы

       Выделяют три основные причины  безработицы: 

     потеря  работы (увольнение);

     добровольный  уход с работы;

     первое  появление на рынке труда.

       Различают три типа безработицы:  фрикционную, структурную и циклическую.

       Фрикционная безработица (от слова  «фрикция» - трение) связана с  поиском работы. Очевидно, что поиск  работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или  ищущий работу, некоторое время  находится в безработном состоянии.  Особенностью фрикционной безработицы  является то, что работу ищут  уже готовые специалисты с  определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

       К фрикционным безработным относятся: 

     уволенные с работы по приказу администрации;

     уволившиеся по собственному желанию;

     ожидающие восстановления на прежней работе;

     нашедшие  работу, но еще не приступившие к  ней;

     сезонные  рабочие (не в сезон);

     люди, впервые появившиеся на рынке  труда и имеющие требующийся  в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.

     Фрикционная безработица представляет собой  явление не только неизбежное, поскольку  связана с естественными тенденциями  в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени  соответствующую их предпочтениям  и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному  размещению рабочей силы и более  высокой производительности (любимая  работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую  человек заставляет себя выполнять).

       Уровень фрикционной безработицы  равен выраженному в процентах  отношению количества фрикционных  безработных к общей численности  рабочей силы: uфрикц = Uфрикц/L*100%.

       Структурная безработица обусловлена  структурными изменениями в экономике,  которые связаны а) с изменением  структуры спроса на продукцию  разных отраслей и б) с изменением  отраслевой структуры экономики,  причиной которого является научно-технический  прогресс. Структура спроса постоянно  меняется. Спрос на продукцию  одних отраслей увеличивается,  что ведет к росту спроса  на рабочую силу, в то время  как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.

       Причина структурной безработицы  – несоответствие структуры рабочей  силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие  профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным  требованиям и современной отраслевой  структуре, будучи уволенными, не  могут найти себе работу. Кроме  того, к структурным безработным  относятся люди, впервые появившиеся  на рынке труда, в том числе  выпускники высших и средних  специальных учебных заведений,  чья профессия уже не требуется  в экономике. К структурным  безработным относятся также  люди, потерявшие работу в связи  с изменением структуры спроса  на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос  на продукцию одних отраслей  растет, поэтому производство расширяется  и требуются дополнительные рабочие,  а спрос на продукцию других  отраслей падает, производство сокращается,  и рабочих увольняют.

       Уровень структурной безработицы  рассчитывается как отношение  количества структурных безработных  к общей численности рабочей  силы, выраженное в процентах: uструкт = Uструкт/L*100%.

       Поскольку и фрикционная, и  структурная безработица связаны  с поисками работы, то эти типы  безработицы относятся к категории  «search unemployment». 

       Структурная безработица более  продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица,  поскольку найти работу в новых  отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы) даже в высокоразвитых экономиках, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

     Последствия безработицы

       Наличие циклической безработицы  представляет собой серьезную  макроэкономическую проблему, служит  проявлением макроэкономической  нестабильности, свидетельством неполной  занятости ресурсов.

       Выделяют экономические и неэкономические  последствия безработицы, которые  проявляются как на индивидуальном  уровне, так и на общественном  уровне.

       Неэкономические последствия безработицы  - это психологические и социальные  и политические последствия потери  работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечнососудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

       На уровне общества это, в  первую очередь, означает рост  социальной напряженности, вплоть  до политических переворотов.  Не случайно американский президент  Франклин Делано Рузвельт, объясняя  причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

       Экономические последствия безработицы  на индивидуальном уровне заключаются  в потере дохода или части  дохода (т.е. снижении текущего  дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей  новейших профессий) и поэтому  уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем  (т.е. возможном снижении уровня  будущих доходов).

       Экономические последствия безработицы  на уровне общества в целом  состоят в недопроизводстве валового  национального продукта, отставании  фактического ВВП от потенциального  ВВП. Наличие циклической безработицы  (когда фактический уровень безработицы  превышает ее естественный уровень)  означает, что ресурсы используются  не полностью. Поэтому фактический  ВВП меньше, чем потенциальный  (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП  от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается  как процентное отношение разницы  между фактическим и потенциальным  ВВП к величине потенциального  ВВП: 

     GDPgap = (Y - Y*)/Y* * 100%,

       где Y – фактический ВНП, а  Y* - потенциальный ВВП.

       Зависимость между отставанием  объема выпуска (в то время  ВНП) и уровнем циклической  безработицы эмпирически, на основе  изучения статистических данных  США за ряд десятилетий, вывел  экономический советник президента  Дж.Кеннеди, американский экономист  Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х  годов он предложил формулу,  которая показывала связь между  отставанием фактического объема  выпуска от потенциального и  уровнем циклической безработицы.  Эта зависимость получила название  «закона Оукена».

      

       В левой части уравнения записана  формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы- коэффициент Оукена (> 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

       Отставание фактического ВВП  любого года можно подсчитать  не только по отношению к  потенциальному объему выпуска,  но и по отношению к фактическому  ВВП предыдущего года. Формулу  для такого расчета также предложил  A.Оукен: 

      

     

       где Yt – фактический ВВП данного  года, Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего  года, т.е. в левой части уравнения  записана формула отставания  ВВП по годам, u t – фактический  уровень безработицы данного  года, u t – 1 - фактический уровень  безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВНП,  обусловленный: а) ростом численности  населения, б) ростом капиталовооруженности  и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий  на сколько процентов сокращается  фактический ВВП при росте  уровня безработицы на 1 процентный  пункт (это означает, что если  уровень безработицы увеличивается  на 1 процентный пункт, фактический  ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент  был рассчитан Оукеном на основе  анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики,  поэтому для других стран он  может быть иным.

     Государственная политика борьбы с безработицей

       Поскольку безработица представляет  собой серьезную макроэкономическую  проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры  для борьбы с ней. Для разных  типов безработицы, поскольку  они обусловлены разными причинами,  используются разные меры. Общими  для всех типов безработицы  являются такие меры как: 

     выплата пособий по безработице;

     создание  служб занятости (бюро по трудоустройству).

       Специфическими мерами для борьбы  с фрикционной безработицей выступают: 

     усовершенствование  системы сбора и предоставления информации о наличии свободных  рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и  регионах);

     создание  специальных служб для этих целей.

       Для борьбы со структурной  безработицей используются такие  меры как: 

     создание  государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

     помощь  частным службам такого типа.

       Основными средствами борьбы  с циклической безработицей являются:

     проведение  антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

     создание  дополнительных рабочих мест в государственном  секторе экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1.   Законодательная  база по урегулированию  безработицы
 

     К положениям законодательства о труде, влияющим на параметры рынка труда  и сферу занятости, следует отнести, прежде всего те, в которых находят нормативное закрепление: трудовые отношения (бессрочные и срочные трудовые договоры); ограничения на увольнения по экономическим причинам и связанные с ними издержки; нормы рабочего времени и времени отдыха; регулирование уровня и условий оплаты труда; нормы, устанавливающие льготы для отдельных категорий работников за счет работодателя.

     При исследовании трудовых прав работников необходимо учитывать переходный характер экономики и связанные с этим слабость действия как государственных, так и негосударственных механизмов "принуждения к исполнению закона", a также неразвитость институциональной структуры рынка труда. Эти обстоятельства создают питательную почву для развития трудовых отношений именно в нелегальных формах. В работах, касающихся теневой экономики, нелегальных экономических механизмов, в числе причин развития таких отношений трудовое законодательство не упоминается, но это не означает, что оно не оказывает на них влияния. Указанное обстоятельство является результатом постановки исследовательских задач и применяемых методик. Интервьюируя предпринимателей и менеджеров, исследователи редко задают вопросы по трудовому законодательству. По своей инициативе респонденты, как правило, к этой теме не обращаются.

Информация о работе Система государственного и муниципального управления