Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является определение роли государства во взаимодействии с органами местного самоуправления на уровне Приморского края.
В рамках этой цели решались следующие задачи:
1. представить общую характеристику основ и концепции местного самоуправления в Российской Федерации;
2. проанализировать нормативно-правовую базу местного самоуправления в Российской Федерации;
3. определить механизмы государственного установления местного самоуправления;
4. охарактеризовать место и роль муниципальной власти в системе федеративных отношений;
5. рассмотреть финансово-экономическую основу местного самоуправления;
6. дать характеристику законодательным и организационным основам местного самоуправления в Приморском крае;
7. проанализировать государственную поддержку, оказываемую органам местного самоуправления в Приморском крае.
- муниципальные образования вправе самостоятельно определять свою административную структуру, адекватную необходимости эффективной реализации вопросов местного значения.[27]
Задача оптимизации взаимодействия государственной и муниципальной власти является одной из наиболее важных. Следует подчеркнуть, что проблема развития местного самоуправления выходит в последнее время на первые позиции среди крупномасштабных реформ и преобразований, проводимых в Российской Федерации.
Таким образом, анализ содержания объективных и субъективных факторов, способствующих и сопутствующих появлению и функционированию местного самоуправления показывает, что оно должно сохраниться и получить дальнейшее устойчивое развитие, как необходимое условие развития государства, одна из основ конституционного строя современной России.
1.2 Правовое обеспечение местного самоуправления в Российской Федерации
1.2.1 Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции РФ фиксируются исходные начала и принципы местного самоуправления, гарантии его прав. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти.
Участие
граждан в осуществлении
Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
С принятием в 1993 г. Конституции РФ на местах стала постепенно восстанавливаться подлинно представительная власть. В ст. 12 Конституции отмечается, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Ряд авторов тесно связывают концепцию негосударственной природы местного самоуправления, утвердившуюся в российской Конституции, с желанием преодолевать излишнее огосударствление местной власти. Как пишут А. Широков и С. Юркова, введение в Конституцию ст. 12 вызвано стремлением максимально оградить самый незащищенный уровень власти от прямого вмешательства государственных чиновников.
Однако есть еще одно обстоятельство, объясняющее избранный в Конституции РФ подход. Отделение местных органов от государства связывается со стремлением государственной власти дистанцироваться от социальных и экономических забот и тягот населения.[22]
Следует
дополнить, что необходимость в
самостоятельности местного самоуправления
связана с многообразием
Реализация
конституционной нормы о
Конституцией Российской Федерации названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.
Конституция Российской Федерации закрепляет возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, которые могут осуществляться в двух формах:
1. Передача - способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления;
2. Делегирование - предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. [2]
Наделение полномочиями, независимо от формы, осуществляется только законом. Но поскольку определение правового статуса местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, то передача или делегирование полномочий осуществляется законом Российской Федерации, законами или иными нормативно-правовыми актами субъектов федерации.
Представляется,
что объем передаваемых или делегируемых
полномочий не может быть слишком
велик. Не случайно в Конституции
Российской Федерации говорится
об отдельных государственных
Системный и взаимосвязанный анализ конституционных положений позволяет прийти к выводу о том, что понятие общих принципов охватывает по крайней мере две группы конституционных норм.
Первая из них призвана гарантировать реализацию закрепленных в Конституции основ самоуправления и соответствующего права граждан на самоуправление. К ним относятся: самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 12), самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (ст. 130), запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации (ст. 133) и федеральными законами, осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131), осуществление субъектами федерации собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных актов, вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 76, ч. 4).
Вторая группа конституционных норм должна обеспечить осуществление ряда положений Конституции, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации и гарантирующих права и свободы человека и гражданина. К ней относятся конституционные нормы об обязанностях государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2), о праве народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3), о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской Федерации (ч. 4 ст. 3), о праве граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), о праве граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32).
Конституция Российской Федерации закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). В Международном пакте о гражданских и политических правах указывается, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (ст. 25). Это положение является основополагающим при формировании органов местного самоуправления в Российской Федерации.[42]
В политическом документе, принятом Советом Европы в 1985 г. и ратифицированном Федеральным законом от 11 апреля 1998 г, - Европейской хартии о местном самоуправлении - предоставлена возможность органам местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Осуществлять это они должны, “не нарушая более общих законодательных положений” (ч. 1 ст. 6). В основу Хартии положен классический принцип субсидиарности, согласно которому, вопросы, которые можно решать на низовых уровнях управления, нет смысла передавать наверх. В самой Хартии понятие субсидиарности сформулировано так: "Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам".[1] В Российской Федерации в 1993 г. на конституционном уровне были закреплены сам институт местного самоуправления, основополагающие начала его организации и деятельности, определены место и роль местного самоуправления в российском обществе и его государственно-правовой структуре.
Местное самоуправление в значении конституционно-правового принципа является важнейшим элементом конституционного строя Российской Федерации. В конституционном праве России сложилась в основном концепция негосударственного характера местного самоуправления, базирующаяся на устаревших западных конструкциях. Это выражается в стремлении внедрить негосударственную доктрину местного самоуправления, освободив тем самым государство от забот о насущных проблемах населения. Между тем сущность, цель и задачи местного самоуправления состоят в том, чтобы помочь государству доходить до нужд каждого человека, поскольку местное самоуправление ближе всего стоит к народу.
Таким
образом, местное самоуправление –
не только оппонент, но и соратник государственной
власти. Развитое местное самоуправление
позволяет органам
1.2.2 Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления
В Российской Федерации конституционные положения находят свое развитие и конкретизацию в законодательстве. Под правовой основой местного самоуправления понимается совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества, т. е. на уровне местного самоуправления, из которых в последние годы сложилась новая отрасль российского права - муниципальное право.
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы, т. е. та форма, в которой они получают свою жизнеспособность.
Законодательное регулирование вопросов местного самоуправления подразделяется на три уровня: федеральное законодательство, региональное законодательство (законодательство субъектов РФ), муниципальное законодательство (нормативные правовые акты местного самоуправления).
Федеральное законодательство включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, решения Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления.
Важнейшим
источником являются федеральные законы,
которые условно можно
1) федеральные законы, специально регулирующие вопросы организации и функционирования местного самоуправления. В их числе федеральные законы от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 131-ФЗ), от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»;
2)
федеральные законы, составляющие
законодательную основу других
отраслей права (
Информация о работе Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления