Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение роли государства во взаимодействии с органами местного самоуправления на уровне Приморского края.
В рамках этой цели решались следующие задачи:
1. представить общую характеристику основ и концепции местного самоуправления в Российской Федерации;
2. проанализировать нормативно-правовую базу местного самоуправления в Российской Федерации;
3. определить механизмы государственного установления местного самоуправления;
4. охарактеризовать место и роль муниципальной власти в системе федеративных отношений;
5. рассмотреть финансово-экономическую основу местного самоуправления;
6. дать характеристику законодательным и организационным основам местного самоуправления в Приморском крае;
7. проанализировать государственную поддержку, оказываемую органам местного самоуправления в Приморском крае.

Работа содержит 1 файл

полная версия.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

     Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Приморского края самостоятельно формируют, утверждают, исполняют местный бюджет и осуществляют контроль за его исполнением.  
Финансовую основу местного самоуправления составляют закрепленные законодательством на долгосрочной основе доходы, поступающие в местный бюджет, кредитные и иные финансовые ресурсы, поступление которых не противоречит законодательству. Органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации местные налоги, сборы, пошлины, штрафы и иные платежи, являющиеся дополнительными источниками финансовых поступлений для осуществления функций самоуправления. Законодательно установлен запрет на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов (ст. 73).

     Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность. Согласно ст. 33 Краевого Закона «О местном самоуправлении» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные  земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Органы местного самоуправления вправе передать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду,  отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.[21]

       Таким образом, рассмотрев основные положения  ключевых нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы местного самоуправления в Приморском крае, можно сделать вывод о том, что Устав Приморского края и Краевой Закон «О местном самоуправлении» разработаны в соответствии и не противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данные правовые акты определяют роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливают принципы организации местного самоуправления в Приморском крае.

       Из  проанализированных нормативных документов следует, что органы государственной  власти края обязаны содействовать  становлению и развитию местного самоуправления, осуществлению гражданами права на участие в местном самоуправлении, реализовывать государственные программы поддержки местного самоуправления, оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий. Отношения органов государственной власти края и органов местного самоуправления строятся на принципах сотрудничества и самостоятельности в решении вопросов собственной компетенции.

       3.2 Организационные   формы и структура  органов местного  самоуправления в  Приморском крае

       Для организационного обеспечения взаимодействия Губернатора Приморского края, Администрации Приморского края с органами местного самоуправления территорий создан Департамент организационной работы (далее – Департамент), который является структурным подразделением аппарата Администрации Приморского края и состоит из организационного управления, управления по работе с территориями, комитета по работе с представительными органами власти и отдела по обеспечению деятельности Администрации края.

       В рамках своей деятельности по организации работы с территориями Департамент выполняет следующие функции:

    1. обеспечивает выполнение Программы государственной поддержки местного самоуправления в Приморском крае;
    2. создает условия для осуществления сотрудничества Губернатора с органами местного самоуправления края;
    3. обеспечивает взаимодействие Губернатора с Ассоциацией муниципальных образований  Приморского  края;
    4. осуществляет организационное обеспечение заседаний: коллегии при Губернаторе Приморского края, совета глав муниципальных образований края при Губернаторе Приморского края; Администрации Приморского края; межведомственной комиссии по поддержке местного самоуправления при Губернаторе Приморского края;
    5. анализирует поступающую из муниципальных образований Приморского края информацию о состоянии и тенденциях развития местного самоуправления;
    6. обеспечивает подготовку информационно-аналитических обзоров общественно-политической и социально-экономической ситуации на территории края;
    7. участвует в деятельности рабочих групп, создаваемых с целью изучения общественно-политической и социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях Приморского  края;
    8. оказывает методическую помощь администрациям муниципальных образований Приморского края;
    9. оказывает избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий по проведению выборов и референдумов на территории края.
 

 Для осуществления  возложенных на него функций Департамент  имеет право запрашивать и  получать от органов местного самоуправления Приморского  края аналитические материалы, предложения по сводным планам работы и мероприятиям и информацию об их выполнении, а также другие необходимые материалы.[85]

       В соответствии с Законом «О местном  самоуправлении в Приморском крае»  структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно и закрепляются в уставе муниципального образования. Решение об установлении организационной формы местного самоуправления принимается местным референдумом.

      К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом «О местном самоуправлении в Приморском крае», уставом муниципальных образований и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований Приморского края с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

       Представительный (выборный) орган муниципального образования  состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Приморского края.

       В муниципальных образованиях представительными  органами местного самоуправления являются муниципальные комитеты (думы, собрания и т. д.) численностью от 5 до 25 депутатов. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. В городских и сельских поселениях Приморского края с населением до 5 тыс. человек выборные органы не создаются, местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через общие собрания (сходы), конференции. Общие собрания (сходы) граждан правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, а конференции - при участии не менее 2/3 представителей жителей. В городах Приморского края выборным органом местного самоуправления является дума численностью от 5 до 25 депутатов. В сельсоветах (поссоветах) может быть образован орган местного самоуправления, который формируется из выборных должностных лиц отдельных населенных пунктов, входящих в состав сельсовета (поссовета).

       В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

    • принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;
    • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    • установление местных налогов и сборов;
    • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    • контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

     К выборным должностным лицам местного самоуправления относится прежде всего  глава муниципального образования - должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, избирается  гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном законом Приморского края.

     Уставом муниципального образования могут  быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. В городских и сельских поселениях Приморского края с населением до 5 тыс. человек должность выборного должностного лица осуществляет староста, избираемый на общем собрании (сходе), конференции. Старостой может быть избран гражданин данного населенного пункта, достигший 18-летнего возраста. В сельсоветах (поссоветах), а также в сельских и других поселениях с населением свыше 5 тыс. человек, входящих в состав муниципальных образований, должностным лицом является глава администрации. Порядок его избрания или назначения определяется уставом муниципального образования.

     Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица могут руководить на принципах единоначалия местной администрацией, если уставом муниципального образования не предусмотрено избрание или найм  руководителя местной администрации. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны представительному органу и населению непосредственно.[83]

       Срок  полномочий депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

       Уставами  муниципальных образований в  соответствии с законами Приморского  края может быть предусмотрена возможность  отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

     В уставах муниципальных образований Приморского края помимо представительных (выборных) органов и выборных должностных лиц, рассмотренных выше, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и  должностные лица. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Приморского края.

     Исполнительные  и распорядительные полномочия местного самоуправления могут осуществляться: органами и должностными лицами местного самоуправления; хозяйствующими субъектами на основе договора по поручению органов местного самоуправления. Разделение полномочий между органами и должностными лицами устанавливается уставом муниципального образования. Выборные должностные лица могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления вправе создавать структурные подразделения и назначать должностных лиц для осуществления отдельных полномочий, а также для повышения эффективности управления во внутригородских территориальных образованиях (в городских районах, округах и т.д.) и поселениях, входящих в состав муниципального образования.

       Для исполнения отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципальные образования имеют право образовывать совместные органы (советы, комиссии по вопросам образования, здравоохранения, распоряжения и управления совместной собственностью и другие) и устанавливать территории, на которых осуществляется их деятельность (школьные, медицинские округа и другие). Образование совместных органов осуществляется на основании договора между органами местного самоуправления. Объем полномочий совместных органов не может превышать объема полномочий органов местного самоуправления, их образовавших.

     Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Информация о работе Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления