Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является определение роли государства во взаимодействии с органами местного самоуправления на уровне Приморского края.
В рамках этой цели решались следующие задачи:
1. представить общую характеристику основ и концепции местного самоуправления в Российской Федерации;
2. проанализировать нормативно-правовую базу местного самоуправления в Российской Федерации;
3. определить механизмы государственного установления местного самоуправления;
4. охарактеризовать место и роль муниципальной власти в системе федеративных отношений;
5. рассмотреть финансово-экономическую основу местного самоуправления;
6. дать характеристику законодательным и организационным основам местного самоуправления в Приморском крае;
7. проанализировать государственную поддержку, оказываемую органам местного самоуправления в Приморском крае.

Работа содержит 1 файл

полная версия.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии  развитой системы самоуправления.

     Местное самоуправление – важнейший элемент  организации публичной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе, заключается в двойственной природе: политической и общественной. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единую систему управления страной. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ. Самоуправление традиционно рассматривается альтернативой государственному управлению.

     Особенно  актуальное значение и звучание приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с позиций научного анализа, соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

      В этой связи на передний план выходит проблема формирования механизма взаимодействия государственного управления с местным самоуправлением, обеспечения единства системы управления государственной и общественной жизнью страны, более точного определения места и роли органов местного управления как в системе управления, так и в процессе формирования гражданского общества. Все это определило актуальность темы дипломной работы.

      Целью дипломной работы является определение роли государства во взаимодействии с органами местного самоуправления на уровне Приморского края.

      В рамках этой цели решались следующие  задачи:

  1. представить общую характеристику основ и концепции местного самоуправления в Российской Федерации;
  2. проанализировать нормативно-правовую базу местного самоуправления в Российской Федерации;
  3. определить механизмы государственного установления местного самоуправления;
  4. охарактеризовать место и роль муниципальной власти в системе федеративных отношений;
  5. рассмотреть финансово-экономическую основу местного самоуправления;
  6. дать характеристику законодательным и организационным основам местного самоуправления в Приморском крае;
  7. проанализировать государственную поддержку, оказываемую органам местного самоуправления в Приморском крае.

      Работа  состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена правовым основам местного самоуправления в Российской Федерации. В главе рассматриваются концепция местного самоуправления в РФ, конституционные основы, нормативно-правовая база местного самоуправления. В главе также приводится сравнительный анализ Законов «Об общих принципах местного самоуправления».

      Во  второй главе представлена общая характеристика соотношения и взаимодействия государственной и муниципальной власти в Российской Федерации, рассмотрены такие аспекты как формы, функции, механизмы государственного установления местного самоуправления, межбюджетные отношения. Также дана характеристика проблемам и перспективам развития отношений муниципальной власти с государством.

      В третьей главе даётся обзор законодательства, структуры местного самоуправления в Приморском крае, проанализировано участие государства в формировании местных бюджетов и эффективность использования средств при решении вопросов местного значения.

      При написании дипломной работы были использованы нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия, изучены аналитические статьи таких авторов, как Агибалов Ю.В., Ковешников Е.М., Зотова З.П., Игнатюк Н.А., Кокотов А.Н.. и др.,  а также фактический и статистический материал, публикуемый средствами массовой информации, ресурсы сети Интернет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 МЕСТНОЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ  СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1.1 Теоретические основы  и концепция местного самоуправления в Российской Федерации

      Источником власти и носителем  суверенитета в Российской Федерации  является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Подобное признание предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление новых основ взаимоотношения органов государственной власти между центром и регионами.

     В юридической науке и законодательстве имеются различные подходы к  понятию местного самоуправления. Местное  самоуправление можно рассматривать  в качестве:

     а) основы конституционного строя;

     б) права населения на самостоятельное  решение вопросов местного значения;

     в) формы народовластия.

     Местное самоуправление -  одна из основ демократического строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей на центральную и местную по вертикали). [23] Из сказанного вытекает, что местное самоуправление представляет муниципальную власть на местах. Органы местного самоуправления функционируют самостоятельно, обособленно и не могут рассматриваться как структурные подразделения государственной системы управления.

     Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления действуют не от имени государства, а решают вопросы местного значения, учитывая особенности развития, исторические и иные местные традиции. Материально-финансовую базу составляет муниципальная собственность и муниципальный бюджет.  

     Термин  «муниципальный» вошел в современный  экономический лексикон в нашей  стране с принятием в 1991 г. Закона «Oб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Понятие же «муниципальное образование» пришло позже, - с принятием Гражданского Кодекса Российской Федерации. Под муниципальным образованием понимается либо городское, либо сельское поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного caмоyпpaвлeния.

     О сути муниципального образования можно сказать так: его институционализация подразумевает, что в стране наряду с интересами личности и интересами государства гарантируются и признаются в качестве равноправных им еще и муниципальные (местные) интересы. [36] Последние связаны с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в конкретных территориальных границах. Это интересы конкретного города или сельского поселения. Роль выразителя местных интересов и призвано осуществлять муниципальное образование. Таким образом, муниципальное образование является субъектом местного самоуправления.

     Без эффективно работающего местного самоуправления невозможно формирование гражданского общества в нашей стране. Государство  стремится управлять обществом  и тем самым навязывать ему свою волю, определять его судьбу. Самоуправление придает самостоятельность гражданскому обществу, предоставляет возможность ограничивать всевластие государства.

     Таким образом, возникновение института  местного самоуправления закономерно  и объективно, и является результатом длительного правового и социального развития, вследствие которого роль государства существенно меняется – оно уже разделяет с обществом властные полномочия. Но при этом само государство снимает с себя часть неспецифической для него нагрузки, обретая в лице муниципальных органов своего помощника, который гораздо лучше разбирается и решает местные вопросы.

     Классический  вариант описания отличия местного самоуправления от государственной  власти включает 4 принципиальных положения:

     1. Муниципальная власть это власть подзаконная. И в отличие от суверенной государственной власти не может реформировать себя и действует в пределах, определенных ей властью государственной;

     2. Муниципальное управление подразумевает обязательное наличие строго очерченного круга обязанностей, в рамках которых его решение окончательно;

     3. Под эту выделенную компетенцию органы местного самоуправления должны наделяться самостоятельными ресурсами в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности;

     4. Обязательным признаком муниципального управления является наличие выборных органов власти.[25]

     Эти положения диалектичны по своей  природе. С одной стороны, они  демонстрируют отличие самоуправления от государственной власти, с другой стороны - подчеркивают их неразрывную связь.

     Отсюда  вытекает ряд принципиальных замечаний, без понимания которых, разговор о местном самоуправлении как  об объективно необходимом условии  дальнейшего развития российского  государства не может быть эффективным:

     1.  Местное самоуправление появляется там и тогда, где и когда требуется регулирование общественных интересов (прежде всего хозяйственных) на самом нижнем уровне.  Исторически идея местного самоуправления или муниципального социализма оформляется с разрушением натурального хозяйства и зарождением рыночных отношений.

     2.  Становление местного самоуправления в абсолютном большинстве стран в крайне тяжелые кризисные моменты их истории на деле означает перераспределение властных и финансовых полномочий между уровнями власти. Государство отдает свои полномочия на места именно потому, что само не справляется с ними. Реформа местного самоуправления в России первоначально имела в качестве движущей силы два фактора:

  • неспособность государственной власти в прежнем объеме регулировать общественные отношения и нести ответственность за взятые на себя тотальные обязательства;
  • желание сторонников реформирования местного самоуправления закрепить достижения периода демократических преобразований, максимально обособив его от неконкурентоспособной на тот период государственной власти.

     3.  С точки зрения управления местными процессами децентрализованная власть значительно эффективней централизованной, поскольку объект и субъект управления в данном случае максимально приближены друг к другу.[48]

     Следует отметить, что в российской действительности факторам, объективно способствующим зарождению и развитию местного самоуправления способствуют факторы субъективные, представленные в частности, действиями органов государственной власти:

  • введение местного самоуправления в РФ осуществлялось волевым решением «сверху»;
  • этот шаг представлял собой уступку общественному давлению с не до конца продуманными и просчитанными вариантами дальнейшего политического и социально-экономического развития страны;
  • по мере адаптации верховной власти к новым реалиям у нее появляются вполне естественные желания и способность регулирования работы муниципальных структур.

     Безусловно, органы государственной власти влияли и будут влиять на процесс развития местного самоуправления, в то же время органы местного самоуправления не могут рассматриваться в качестве органов государственной власти. Основанием для организационной обособленности местного самоуправления служит наличие самостоятельного объекта муниципальной деятельности – вопросов местного значения. Это значит, что:

     -   органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

     -  решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными решениями суда;

Информация о работе Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления