Оптимизация развития муниципального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107

Работа содержит 1 файл

Худяков.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

     В 2006 году впервые за последние 5 лет  в городе наблюдался спад промышленного  производства; на все товары и услуги цены выросли на 5,3% (индекс цен – 107,3%, в целом по России – 105%). Опережающими темпами растут тарифы на жилищно-коммунальные услуги (на 8,9%), в т.ч. коммунальные услуги – на 9,5%, жилищные – на 5,3%

     По-прежнему остается проблема своевременной выплаты  заработной платы. Несвоевременно получают зарплату: 25% – работник строительства, по 4,7% – работники здравоохранения и представление социальных услуг и др.

     Острейшей проблемой как для России в  целом, так и для города Тула является сокращение численности населения, вызванное падением рождаемости  и ростом смертности. Естественный прирост населения в городе Туле составляет минус 2144 человека (минус 7,5), убыль населения за счет миграции – 570 чел. (минус 2,0). Около 30% жителей Тула имеют доходы ниже прожиточного минимума. Заработная плата работников бюджетной сферы значительно ниже, чем средняя зарплата во внебюджетных отраслях.

     Поэтому перед органом местного самоуправления города предстоит разработка и реализация программ социально-экономического развития на стратегическую перспективу.

     В целом, город Тула обладает рядом конкурентных преимуществ, создающим предпосылки для привлечения инвестиций, успешного поступательного развития экономики и улучшения качества жизни населения.

     К основным направлениям развития территории следует отнести:

     - укрепление финансовых основ местного самоуправления за счет законодательного урегулирования межбюджетных отношений; реформирование налоговой системы в части перераспределения существующих налогов и сборов между уровнями бюджетной системы; повышение эффективности методов бюджетного планирования на всех уровнях, самым перспективным из которых является переход к программно-целевым методам планирования финансового обеспечения деятельности муниципальной власти, а также введение минимальных государственных стандартов, создание условий для развития малого бизнеса, привлечения инвестиций, улучшение подбора и подготовки муниципальных кадров, внедрение новых технологий в управление, вовлечение населения в решение местных вопросов и др.

     Таким образом, государство должно создавать условия, при которых местное самоуправление функционировало бы с наибольшей эффективностью как для населения, так и для самого государства.  
 
 
 

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Устав (Основной закон) Тульской области от 12 ноября 2001 года N 265-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 26.04.2004 N 442-ЗТО, от 03.03.2005 N 524-ЗТО, от 31.10.2005 N 637-ЗТО) Постановление N 18/382 Тульской областной Думы от 1 ноября 2001 года
  2. Устав муниципального образования "Город Тула". Решение Тульской городской Думы от 17.08.2005г. 70/1361
  3. Закон Тульской области от 12.11.2007 899-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области"
  4. Закон Тульской области от 02.11.2007 885-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О целевом назначении и порядке предоставления отдельных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области"
  5. Закон Тульской области от 02.11.2007 884-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О некоторых особенностях межбюджетных отношений на территории Тульской области в 2007-2008 годах"
  6. Закон Тульской области от 17.12.2007 928-ЗТО "О публичной независимой экспертизе законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства"
  7. Закон Тульской области от 3 ноября 2006 года N 751-ЗТО "Об областной целевой программе "Реформирование финансов тульской области на 2006 - 2008 годы
  8. Решение Тульской городской Думы от 14.12.2006 23/454 "О бюджете муниципального образования город Тула на 2007 год"
  9. Постановление Администрации Тульской области от 12.04.2007 177 "Об организации проведения мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области"
  10. Постановление Администрации Тульской области от 27.06.2007 292 "Об утверждении Методики оценки потерь бюджета Тульской области
  11. Постановление Администрации Тульской области от 27.06.2007 294 "О порядке оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот
  12. Постановление Администрации Тульской области от 27.06.2007 301 "О методике оценки уровня социально-экономического положения
  13. Постановление Администрации Тульской области от 27.06.2007 302 "О порядке составления проекта бюджета Тульской области
  14. Постановление Администрации Тульской области от 27.06.2007 303 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ"
  15. Постановление Администрации Тульской области от 27.06.2007 308 "Об утверждении методики формализации стратегических целей и задач социально-экономического развития Тульской области и основных показателей (индикаторов) развития"
  16. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М.: Экономика, 2000.
  17. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики. М.: Московский общественно- научный фонд, 2001
  18. Ветров Г.Ю., Визгалов Д.В., Пинегина М.В., Шевырова Н.И. Оценка муниципальных программ, 2003 г. М.: Фонд "Институт экономики города", 2003.
  19. Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ. М.: Фонд "Институт экономики города", 2005
  20. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М., 2003.
  21. Гараев М.М. Оценка социально-экономического потенциала развития города. Менеджмент: теория и практика. 2001 . N 1/2.
  22. Государственное управление. Основы теории и организации: Междисциплинарный учебник для ВУЗов и госслужащих, проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации / Под ред. В.А.Козбаненко. М.: Статут, 2007.
  23. Зеркин Д.П. Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. М.; Ростов-на-Дону: Тесса; Март, 2006.
  24. Зотов В. Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник.- М.: Юнити, 2002
  25. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов /по ред. Зотова В.Б. СПб:Лидер,2005
  26. Кирнев А. Д., Рудой В. В., Кобилев А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. М.: Феникс, 2007
  27. Коробко В.И. Экономика городского хозяйства: Учебное пособие для вузов Высшее профессиональное образование. М.: ИЦ Академия, 2006
  28. Морс К., Страйк Р., Пузанов А.С. Эффективные решения в экономике переходного периода: Аналитические инструменты разработки и реализации социально-экономической политики, 2007 г. М.: Айрис-пресс, 2007
  29. Новые подходы к организации участия местного сообщества в комплексной программе социально-экономического развития (на примере г. Королева М.О.)// Вопросы гуманитарных наук. Выпуск 5 //М., 2006
  30. Пикулькин А. В. Экономика муниципального сектора. М.: Юнити, 2007
  31. Пузанова А.С. Лекции по экономике города и муниципальному управлению. М.: Фонд "Институт экономики города", 2004
  32. Резникова А.В., Котрин В.В. Направления оптимизации муниципальной системы управления наукоградом. Научный журнал "География и природные ресурсы" 4, 2006
  33. Стратегическое управление муниципальными образованиями, создание комплексных программ, роль органов местного самоуправления (на примере г. Королева МО) // Современные гуманитарные исследования Выпуск 5 //М., 2006
  34. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город, Гапоненко А.Л., Изд.РАГС, 2001
  35. Чагин К.Г. Современные подходы к организации предоставления социальных услуг. Целевые потребительские субсидии (социальные ваучеры) и заказ на социальное обслуживание. М.: Фонд "Институт экономики города", 2006
  36. Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ: Теория, практика, новые подходы. М: Госстрой России. Выпуск 11,2003
  37. Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс / РАН, Ин-т гос-ва и права, Акад. Правовой ун-т. М: Юристъ, 2001.
  38. Эффективные модели и инструменты муниципального управления. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2005
  39. Материалы Минэкономразвития России для разработки уточненного плана (прогноза) развития муниципального сектора экономики Российской Федерации на 2008 год. http://www.economy.gov.ru/
  40. . Официальный портал органов исполнительной власти Тульской области. http://www.admportal.tula.ru
  41. Институт экономики города. http://www.urbaneconomics.ru
  42. Материалы для экономических служб муниципальных образований Московской области по разработке прогнозов социально-экономического развития на 2008-2010 годы http://www.me.mosreg.ru
  43. Официальный сайт Тульской городской Думы http://cityduma.tula.ru
  44. Материалы управления образования г. Тулы uotula.ru
  45. Амирханов М.М. Экономические проблемы развития рекреационных регионов.: Рос АН. Сочин. науч-иссл. центров.-М.:Экономика, 2007. С.14
  46. Алимова Т. Промышленные предприятия в экономике России (статистический анализ)//Предпринимательство в России. 2008.
  47. Берсенев В.Л. и др. Стратегия развития Приволжского федерального округа: потенциал роста // Регион: экономика и социология.- 2008.- № 3
  48. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.; ГУ ВШЭ, 2008.
  49. Гохберг М. Приволжский федеральный округ. Экономика регионов // Экономист – 2008 - № 2 .
  50. Думова И. И. Механизмы управления региональной инфраструктурой. — Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2008.
  51. Королева Е. Н. Новые подходы в методическом обеспечении разработки стратегии развития города // Территориальное стратегическое планирование: измеряя результаты. Доклады участников Четвертого общероссийского форума лидеров стратегического планирования 20-21.10.08 г. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «ЛеоЯтьевский центр», 2009.
  52. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика Учебник. Москва 2007.
  53. Направления развития экономики городского округа Самара. – //Самара, № 18. 2006. С. 12-14
  54. Основные тенденции социально – экономического развития субъектов РФ в 2009 году. // Социальное обеспечение.- 2009.- № 77
  55. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. – Изд. перераб. и доп. М., 2008
  56. Папава В. Роль государства в современной экономической системе» // Вопросы экономики, №11, 2008. С.9
  57. Попов А.И. Мегаполис как объект управления. М., 2008.
  58. Петров Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии // РЭЖ, 2008.№11-12.
  59. Совершенствование системы государственного экономического регулирования в регионах России. Апатиты; НЭП КНЦ РАИ, 2008.
  60. Статистика инфраструктуры. М., 2008.
  61. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г. Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 г. № 12911 www.economy.sam-reg.ru
  62. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы/Подред. В.А. Гневко, В.Е. Рохчина. СПб.: ИРЭРАН, ИУЭ, 2009.
  63. Слепокуров А. Промышленные предприятия: Сравнительная эффективность (На примере Самарской области).// Экономист – 2008 - № 7
  64. Самарская область за годы реформ область за годы реформ. — Самара, 2009.
  65. Тараканов М. А. Промышленность Самарской области. — Самара: Изд-во Сам. гос. ун-та, 2009.
  66. Тенденции и перспективы развития инфраструктуры. М., 2009.
  67. Узякав М.Н. Проблемы построения межотраслевой модели равновесия российской экономики// Проблемы прогнозирования. 2008.
  68. Хасаев Г.Р. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования // Проблемы прогнозирования. 2008. № 3.
  69. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. Издательство БЕК. Москва 2008.
  70. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для вузов. - МС.: ГУ ВЭШ, 2009.
  71. Стратегическое управление муниципальными образованиями, создание комплексных программ, роль органов местного самоуправления (на примере г. Королева МО) // Современные гуманитарные исследования Выпуск 5 //М., 2006
  72. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город, Гапоненко А.Л., Изд.РАГС, 2001
  73. Чагин К.Г. Современные подходы к организации предоставления социальных услуг. Целевые потребительские субсидии (социальные ваучеры) и заказ на социальное обслуживание. М.: Фонд "Институт экономики города", 2006
  74. Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ: Теория, практика, новые подходы. М: Госстрой России. Выпуск 11,2003
  75. Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс / РАН, Ин-т гос-ва и права, Акад. Правовой ун-т. М: Юристъ, 2001.
  76. Эффективные модели и инструменты муниципального управления. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2005
  77. Материалы Минэкономразвития России для разработки уточненного плана (прогноза) развития муниципального сектора экономики Российской Федерации на 2008 год. http://www.economy.gov.ru/
  78. Официальный портал органов исполнительной власти Тульской области. http://www.admportal.tula.ru
  79. Институт экономики города. http://www.urbaneconomics.ru
  80. Материалы для экономических служб муниципальных образований Московской области по разработке прогнозов социально-экономического развития на 2008-2010 годы http://www.me.mosreg.ru
  81. Официальный сайт Тульской городской Думы http://cityduma.tula.ru
  82. Материалы управления образования г. Тулы uotula.ru

Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики