Оптимизация развития муниципального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107

Работа содержит 1 файл

Худяков.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

     Одним из основных направлений деятельности на 2011 год определено формирование следующей программы на получение  финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В настоящее время принимаются заявления от населения, сведения направляются в управляющие организации и МУ «Городская Служба Единого Заказчика» для последующего составления дефектных актов и определения видов и сметной стоимости работ по капитальному ремонту. При условии выделения Фондам содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средств для проведения капитального ремонта многоквартирных домов в 2011 году в программу будут включаться многоквартирные дома на основании постановления администрации города Тулы от 21.09.2010 № 2988 «Об утверждении критериев отбора многоквартирных домов, включаемых в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета города и средств собственников помещений на территории муниципального образования город Тула». В соответствии с указанным постановлением уровень самоорганизации собственников помещений в отношении управления многоквартирным домом, в котором создано товарищество собственников жилья, имеет десять баллов.

     Промышленным  производством в городе занято 112 предприятий, относящихся к категории  крупных и средних, с численностью работающих 57,5 тыс. чел. Из них: в сфере обрабатывающих производств – 97 предприятий, с численностью работающих 43,3 тыс. чел.; в сфере производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 15 предприятий, с численностью работающих 14,3 тыс. чел.

     За 2010 год предприятиями города было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 100398,7 млн. руб., что составляет 126,3% к уровню 2009 года. Индекс физического объема составил 106,1%.

     Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг обрабатывающих производств составил в действующих ценах 82060,2 млн. руб., что на 30,9% выше, чем в январе-декабре 2009 года. Индекс физического объема составил 109,1%.

     Приоритетным по объему отгруженной продукции в сфере обрабатывающих производств является металлургическое производство, на долю которого приходится 51%, что в абсолютном выражении составляет 41848,5 млн. руб. В доминантную группу также входят производство пищевых продуктов (23%) и производство изделий машиностроения (17%): производство машин и оборудования, производство электрооборудования и электронного оборудования, производство транспортных средств.  

     

     Рис. 3 – Промышленное производство

     В 2010 году увеличение объемов отгруженной  продукции (в сопоставимых ценах) было достигнуто в таких производствах, как:

     - производство пищевых продуктов  – на 2,9% (увеличение выпуска цельномолочной  продукции на 1,7%, продуктов кисломолочных  - на 22%, мяса и субпродуктов на 14,4% , комбикормов на 37,8% и др.);

     - текстильное производство - на 2,4% (увеличение  производства трикотажных изделий  (108,8%);

     - производство обуви - на 21,1%;

     - издательская и полиграфическая деятельность – на 5,3% из-за роста объемов производства книжно-журнальной и газетной продукции;

     - производство резиновых и пластмассовых  изделий – на 13,4% (увеличение производства  формовых и неформовых резинотехнических  изделий на 6,6%, производства полимерных  труб, шлангов, фитингов на 9,3%);

     - производство прочих неметаллических минеральных продуктов – на 36% (увеличение выпуска конструкций и деталей сборных железобетонных – в 1,4 раза, блоков стеновых крупных - в 1,7 раза);

     - машиностроение – на 7,6%: увеличение объемов выпуска машин и аппаратов электрических специализированных (в 1,2 раза), микрофонов (в 1,7 раза), приборов для контроля прочих физических величин (в 1,6 раза), сантехоборудования (в 1,1 раза), средств транспортных, предназначенных для технического обслуживания или ремонта железнодорожных или трамвайных путей (на 5,6%), электросамоваров (в 1,8 раза) и др.);

     - металлургическое производство – на 8,5% (феррованадия на 3,4%, ванадия пятиокись в 2,1 раза, стали на 2,7% и др.);

     - производство мебели – на 18,7%;

     - обработка вторичного сырья – на 43,8%.

     Снижение  объемов выпуска продукции и  объемов продаж произошло на предприятиях, занятых в производстве обработки  древесины и производстве изделий  из дерева (98,6%), производстве готовых  металлических изделий (72,3%) и химического  производства (98%).

     Объемы  отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ  и услуг собственными силами по видам  экономической деятельности (в действующих  ценах) представлены следующим образом:

     Таблица 7

Показатели 2010 г. в % к  2009г.
1. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности (обрабатывающие производства), всего

(млн. руб.), в  действующих ценах

82060,2 130,9
в том  числе по видам экономической  деятельности:    
- производство пищевых продуктов 18543,5 107,5
- текстильное  производство  505,9 110,8
- производство  обуви 48 164,9
- производство резиновых и пластмассовых      изделий 1269,8 116,0
- производство  прочих неметаллических минеральных продуктов 1256,8 129,6
- машиностроение и производство готовых металлических изделий 15719,1 109,6
- металлургическое  производство 41848,5 159,6
2. Отгружено  товаров собственного производства, выполнено работ собственными  силами в расчете на душу  населения, всего (тыс. руб.) 166,8 131,4
 

     В целом по виду деятельности «Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды» объем отгруженных  товаров, выполненных работ и  услуг собственными силами составил в действующих ценах 18338,5 млн. руб., что на 9,1%  выше, чем за 2009 год.

     В 2010 году, в сравнении с 2009 годом, среднесписочная  численность работников на промышленных предприятиях города уменьшилась на 2,8 тыс. чел. или на 4,6%, в том числе  на обрабатывающих производствах - на 3 тыс. чел. или на 6,6%. Среднесписочная  численность работников на предприятиях по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» увеличена на 0,3 тыс. чел. или на 1,9%.

     Среднемесячная  заработная плата на промышленных предприятиях города (обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) сложилась в размере 19044,4 руб., темп роста составил 115,8%.

     На  предприятиях обрабатывающих производств  среднемесячная заработная плата сложилась  в размере 17844,9 руб. На предприятиях производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 22654,3 руб.

      Общая сумма просроченной задолженности  по выдаче средств на заработную плату  работникам по состоянию на 01.01.2011 года составила 63,3 млн. руб., которая приходится на предприятия ООО «Тульский  сахарорафинадный завод», ЗАО «Ротор», ОАО «ТОЗ», ООО «Шелвер».

     Численность работников, перед которыми имеется  задолженность по заработной плате  – 3919 чел.

     По  оценкам предприятий-участников мониторинга  Банка России, полученным в результате опроса, в ноябре 2010 года развитие ситуации по предприятиям города Тулы, характеризовали следующие тенденции:

     - сокращение спроса на продукцию  (услуги) предприятий на внутреннем  рынке;

     - ухудшение ситуации с обеспеченностью предприятий оборотными средствами, а также с наличием денежных средств, находящихся в распоряжении предприятий;

     - усиление воздействия на производственную  деятельность предприятий таких  факторов как спрос на продукцию,  обеспеченность оборотными средствами, при снижении влияния рисков  хозяйственной деятельности, наличия просроченной дебиторской задолженности  и условий кредитования;

     - замедление роста цен (тарифов)  и издержек производства;

     - улучшение ситуации с просроченной  дебиторской задолженностью, при  росте просроченной кредиторской  задолженности;

     -  изменение валютного курса рубля не оказывало влияния на хозяйственную деятельность большинства предприятий – участников опроса.  
 
 

     3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ  РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО  СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ  ГОРОДА ТУЛЫ 

     Принятие  в 2003 году федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и приведение в 2005 году в соответствие с ним других федеральных законов положило начало коренному реформированию системы местного самоуправления в Российской Федерации.

     Основная  цель данной работы – провести более детальное разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, устранить дублирование осуществления полномочий разными органами власти, закрепить взаимосвязь уровня нормативного правового акта, устанавливающего то или иное расходное обязательство с источниками его финансирования, а также не допустить финансирования одних и тех же расходов одновременно из бюджетов разных уровней в целях эффективного распределения государственных ресурсов. Однако дублирование осталось. Поэтому не случайно Конституция Российской Федерации (ст. 72) [5] содержит предметы совместного ведения. Причем это касается, прежде всего, социально-экономической сферы. Социально-экономическое развитие муниципальных образований, регионов, страны в целом возможно обеспечить лишь совместными усилиями всех органов власти, начиная с федеральных органов и заканчивая органами местного самоуправления. Отстранение какого-либо уровня власти от решения социально-экономических проблем не позволит реализовать весь экономический потенциал страны.

     Положения федерального закона о местном самоуправлении  исполняются на всей территории Российской Федерации.

     Федеральный закон четко определяет обязанности  органов власти всех уровней по осуществлению мер, обеспечивающих реализацию основных его положений.

     В Тульской области приняты Законы области «Об установлении границ и определении места нахождения представительных органов муниципальных  образований в Тульской области»[8], «О наделении муниципальных образований Тульской области статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района».

     С принятием нового Федерального закона существенно изменилась сама система  законодательства о местном самоуправлении, а если учитывать предусмотренное Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расширение нормотворческих возможностей муниципальных органов, – система всех правовых актов о местном самоуправлении.

     В настоящее время органами местного самоуправления муниципальных образований области проведена работа по внесению изменений в уставы муниципальных образований и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального закона.

     В течение 2005 года осуществлен процесс перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий, установленным ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами. Важной задачей является юридическое оформление собственности муниципальных образований.

Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики