Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа
Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107
С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты РФ», определяющий введение повсеместно новой системы налогообложения земель на основе кадастровой стоимости земельных участков. Упраздняется система налогообложения на основе ставок, доводимых федеральными законами и законами субъекта Федерации, и вводится система, когда ставки земельного налога, а на их основе и размеры арендной платы за землю устанавливаются органами местного самоуправления как производная от кадастровой стоимости земельных участков.
Законом Тульской области «О наделении муниципальных образований Тульской области статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района» город Тула отнесен к типу городского округа.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 16) к вопросам местного значения городского округа относит 27 вопросов по основным сферам деятельности муниципальных образований:
1.
В финансово-экономической
-
комплексное социально-
-
финансы муниципального района (формирование,
утверждение, исполнение
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
-
выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности поселений,
2. В социальной сфере:
- организация предоставления услуг образования и отдыха детей;
-
организация медицинской
- опека и попечительство;
-
формирование и содержание
-
организация библиотечного
-
содержание межпоселенческих
3. В хозяйственной сфере:
-
содержание и строительство
-
предоставление транспортных
- мероприятия по охране окружающей среды, экологического контроля, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, зонирование земель;
-
организация охраны
Органы местного самоуправления городского округа могут также обладать отдельными государственными полномочиями (ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.).
Для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также комплексного социально-экономического развития муниципальных образований федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (гл. 8) определяет экономическую основу местного самоуправления, которую составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст. 49).
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством, а также вправе передавать его во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, отчуждать, совершать сделки, создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе и межмуниципальных. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты (ст. 51).
Каждое
муниципальное образование
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальный заказ осуществляется на конкурсной основе и оплачивается за счет средств местного бюджета (ст. 54).
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
1)
средства самообложения
2) доходы от местных налогов и сборов;
3)
доходы от региональных и
4)
безвозмездные перечисления из
бюджетов других уровней,
5)
доходы от имущества,
6) часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений;
7) штрафы, установление которых отнесено федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления;
8) добровольные пожертвования и другие поступления (ст. 55, 56).
Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (ст. 64).
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (ст. 61).
Представительные
органы муниципальных образований
для совместного решения
Таким
образом, в Российской Федерации
созданы необходимые правовые, территориально-
Муниципальное образование – город Тула Тульской области имеет законодательно установленные границы территории, муниципальную собственность, местный бюджет, органы местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования, в котором закрепляются основные полномочия по решению вопросов местного значения, а также Программой социально-экономического развития города.
Выстраивание администрацией города Тула экономической и бюджетной политики производится на основе утвержденного бюджета города, что позволяет обеспечить достижение конкретных положительных результатов не только в экономике города, но и в решении социальных вопросов для населения, способствующих сохранению определенной социально-экономической стабильности.
В результате исполнение бюджета города за 2005 год представлено следующим образом:
- по доходам – 101,4% к плановому заданию и с ростом в 145,5% к объему поступлений в 2004 году, в том числе собственные доходы муниципалитета в общем объеме поступлений составили – 155%, размер доходов от предпринимательской деятельности – 102%.
Размер налоговых платежей за 2005 год, зачисленных в городской бюджет, составил 11% объема доходов бюджета с ростом к 2004 году 115,8%.
45% - неналоговые доходы
55% - налоговые
доходы
Рис.4
- Структура собственных доходов бюджета
г. Тула
В структуре бюджета наибольший удельный
вес занимают налоги: налог на доходы физических
лиц – 24,7%, единый налог на вмененный доход
– 15,5%, и земельный доход – 12,7%. Поступление
неналоговых платежей в бюджет города
за 2005 год обеспечено в объеме 421,1 млн.
руб., что в 2,7 раза больше, чем в 2004 году.
Увеличиваются расходы на образование, здравоохранение и спорт, в национальную экономику, что является подтверждением намерения администрации города на решение социально-значимых для населения задач. Работа по исполнению городского бюджета обеспечивается совместной деятельностью всех ведомств, осуществляющих деятельность на территории города Тула: экономических служб и иных органов администрации города, правоохранительных, контролирующих и фискальных, государственных органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.
Основной целью бюджетной политики города в 2006 финансовом году являлось создание условий для функционирования бюджетной сферы, направленных на увеличение бюджетной обеспеченности, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.
Основой
экономического потенциала города является
промышленное производство. Промышленный
комплекс города представлен 324 промышленными
предприятиями и
В общем объеме оборота области на город приходится 56,8%. В объеме отгруженных товаров свыше 70% занимают промышленные производства. В обрабатывающих отраслях объем отгрузки вырос по сравнению с 2004 годом на 12,1%, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – на 15%.
Из общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами наибольшая доля приходится на (рис. 5):
- производство электрооборудования, электронного и оптического – 20%;
- производство и оборудования – 18,6%;
- производство пищевых продуктов – 18,4%;
- производство
транспортных средств и
- химическое
производство – 14,7%.
1 - химическое производство
2 - производство машин
3 - производство пищевых продуктов
4 - производство электрооборудования
5 - производство транспортных средств
6 - прочие
Рис. 5 - объем отгруженных товаров собственного производства
В 2006 году рост промышленного производства продолжался, но более медленными темпами. Индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям города составил 105,0%, что превышает среднероссийский показатель на 1%.
Важную социальную значимость имеет деятельность предприятий пищевой индустрии, производящей около 700 наименований продукции, 9 из которых освоено в 2006 году.
Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики