Развитие и совершенствование физических качеств с применением тренажёров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе характеризуются основные положения теории тренажёра, категории её понятийного аппарата, обеспечивающие понимание сути создания и применения тренажёров, а также следствия теории – новые знания, полученные в результате её построения.

Содержание

1. Актуальность использование тренажёров
1. Классификация тренажёров
2Применения тренажёров в древности и до в современной жизни
3 Характеристика физических качеств человека
4Влияние тренажёров на организм, развитие и совершенствование физических качеств с помощью тренажёров.
5Лечебные тренажёры
6Спортивные тренажёры
7Факторы влияющие на эффективность развития и совершенствования физических качеств.
8 Самоконтроль
9Методика применения тренажёров
Вывод

Работа содержит 1 файл

настоящая.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

Большое психологическое  воздействие на занимающихся оказывает цветовая окраска элементов интерьера , в том числе и тренажёра, а также освещения.

В оформлении тренажёрного зала  подбираются такие цвета  и такое освещение, которое соответствует  требованиям  гигиены  и психофизическим  особенностям человеческого организма. Поэтому комплексное комплексное решение  освещенности и цветового  оформления зала является возможным фактором в оценке его композиционных и функциональных достоинств.  
 
 
 

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Регулярные занятия физической культурой и выполнение оптимального комплекса упражнений принесут человеку удовольствие и сохранят здоровье.

Формирование  человека на всех этапах его эволюционного  развития проходило в неразрывной  связи с активной физической деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Ребенок еще не родился, а его будущее физическое и психическое развитие уже взаимосвязано с двигательной активностью. Потребность в движении, физической активности является характерной особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците физической активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, которые ведут малоподвижный образ жизни, не занимаются физической культурой, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения .

Значимость физической культуры в жизни человека неизмеримо возросла в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время кардинально изменились условия жизни  и сам процесс труда, резко сократилась доля физического труда на производстве и быту. Автоматизация производства, развитие транспорта, улучшение условий жизни привели к снижению двигательной активности большинства людей. Появление и развитие персональных компьютеров повлекло появление новых рабочих мест, и даже терминов “стол для П.К.” и “рабочее кресло”. И даже в детском и подростковом возрасте компьютерные игры забрали время у активных игр, которые помогали физическому развитию детей. Введение понятия гиподинамия.

Возрос темп жизни. Актуальной проблемой становится борьба с нервно-эмоциональным перенапряжением, с отрицательным влиянием монотонности в работе в сочетании с гиподинамией, возникающей из-за ограничения подвижности во многих видах профессиональной деятельности.

Детренированность двигательной системы и функциональных систем организма человека, обеспечивающих мышечную работу энергетическими и  пластическими ресурсами создает предпосылки, при которых неожиданные психо-эмоциональные воздействия на человека, и даже не очень большая физическая нагрузка, вызывает сильную стресс-реакцию. Сами по себе стрессовые воздействия умеренной силы имеют тренирующий характер и приводят к адаптации к ним функциональных систем человека. Опасность сходит от чрезмерных по силе и частоте воздействий, вызывающих хронический стресс и поломку защитных сил организма. Ослабляется опорно-двигательный аппарат, нарушается осанка. Происходят изменения в крови и сосудах. Снижается иммунитет. Ухудшается деятельность жизненно важных органов, и даже у молодых людей формируются так называемые старческие механизмы регуляции, характерные для состарившегося организма. Неслучайно в последние годы участились многие заболевания. Например, если еще 30 – 40 лет назад инфаркт миокарда встречался преимущественно у людей старше 60 лет, сейчас он нередко настигает тех, кому 25 – 40 лет.

Социальные и  медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путем “от болезни к здоровью”, превращаясь в чисто лечебную, госпитальную. Социальные же мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.

Как же сохранить  свое здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального и творческого  долголетия?

Наиболее оправданный  путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, гармоничного развития личности, его подготовки к плодотворной трудовой и общественно важной деятельности – регулярные занятия физической культурой и спортом.

2 Тренажёры появились ещё в глубокой   древности. Устройства для отработки таких качеств , как быстрота, сила , ловкость, координация движений. Они занимали заметное место в специальных системах тренировки гладиаторов, для развития глазомера и точности движений применялся вкопанный столб с нанесёнными на него метками – обучали точно попадать мечём по меткам- сначала с открытыми глазами , а потом с завязанными.

Применялись в  военной подготовке в греческих государствах, особенно в Спарте. Уже тогда люди стремились ускорить  процесс обучения путём использования разнообразных технических приспособлений. Например, технику защиты от  удара противника  и одновременно  нападения на него  гладиаторы Древнего Рима  совершенствовали  с помощью специального приспособления в виде непрерывно вращающихся мечей .

 В средние века  тренажёры применялись в корригирующей гимнастике, Рыцари средних веков  осваивали технику владения копьём при помощи специальной мишени, которая  при точном ударе  падала, а при неточном  - наносила рыцарю  чувствительный удар по спине.

Для обучения искусству  верховой езды, использовался макет лошади, который со временем  преобразовался в современного гимнастического коня.

Попытки конструировать тренажёры, способствующие обучению технике  движений в ряде видов спорта, предпринимались  ещё в период первой современной  олимпиады. В дальнейшем тренажёрные устройства постепенно усложнялись. Особенно интенсивным этот процесс стал с начала 60-х гг. когда стало ясно , что общепринятое спортивное оборудование не даёт желаемого эффекта. Раньше всех появлялись тренировочные устройства  без обратной связи. Их конструировали чаще всего сами тренеры и спортсмены. В отечественной и мировой литературе имеются многочисленные  сведения о таких тренажёрах, эффективно используемых в подготовке спортсменов. Затем появились тренажёры с обратной связью , которые являются более прогрессивными, так как  дают возможность количественно и качественно оценить действия спортсмена непосредственно  в ходе выполнения упражнения.

В практику спорта  тренажёры  первоначально входили  лишь  как тренировочные устройства, обеспечивающие дополнительную физическую нагрузку, и как специализированные приспособления для отработки тех или иных элементов техники, что способствовало повышению сознательности обучения и тренировки, создавало условия для повышения моторной плотности  учебно- тренировочных занятий.

Неуклонное повышение  уровня спортивных достижений вызвало  необходимость поиска новых более  эффективных путей спортивной подготовки, требует более пристального внимания к возможности  интенсификации процессов  обучения и тренировки спортсменов при помощи тренажёрных устройств. Причём всё большее  распространение  получают такие устройства, которые позволяют осуществлять принцип сопряжённого воздействия то есть  одновременно совершенствовать  физические качества и технические мастерство спортсмена.

Для современного этапа  характерно оснащение  тренажёрных  устройств различными приспособлениями, позволяющие получать количественные и качественные оценки выполняемых  упражнений. Срочная информация и  экспресс анализ обеспечивают возможности  для реализации в массовом порядке  общих схем обучения движениям при индивидуальном подходе  к каждому занимающемуся.

 

А  в XIX вв.  получили развитие  в механотерапии – одном из видов ЛФК, где специальные тренажёрные аппараты давали возможность более точно дозировать упражнения. Упражнения на тренажёрах  приобретают всё более распространение в физическом развитии человека, в оздоровительных занятиях, профилактике гиподинамии и устранения её последствия, с целью тренировок, в использовании ЛФК, в реабилитации больных и инвалидов. Тренажёры целенаправленно воздействуют  на тот или иной сегмент, орган, функциональную систему.  Особая их ценность состоит в том, что их можно дозировать по силе, темпу, амплитуде движений; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это крайне важно при таких заболеваниях как спондилёз, остеохондроз позвоночника, функциональные  нарушение осанки, различные травмы и заболевания опорно -двигательного аппарата. 

Необходимо дифференцировать тренажёры для оздоровительных  целей, спортивные тренажёры, аппараты механотерапии. Все они существенно отличаются друг от друга как по конституции, так и по методике  применения.

Одной из форм ЛФК  являются занятия больных на тренажёрах и блочных аппаратах. Они предназначены  для развития силы, выносливости мышц, разработки суставов, то есть для увеличения подвижности в суставах. Занятия на тренажёрах способствуют развитию основных движений в суставах и укреплению мускулатуры. Блочные аппараты и различные приспособления для проведения ЛФК  особенно важны  при восстановлении  функции кисти, пальцев, крупных суставов.

В спортивной практике тренажёры и специальные приспособления , получившие названия «нетрадиционные  средства», используются с целью  совершенствования тренировочного процесса, роста уровня физических качеств, достижения рекордных спортивных результатов.

Технические средства  в настоящее время применяются  не только в обучении и тренировке спортсменов, но и физическом воспитании школьников, студентов. Согласно приказу МЗ РФ  от 04.04.2003 г № 139 «Об утверждении инструкции  по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений»- для профилактики  возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, коррекции  нарушенной функции при патологии костно-мышечной системы, рекомендуется использование на занятиях физической культурой корригирующей гимнастики с применением  вспомогательных тренажёрных средств. Дополняя занятия физической культурой занятиями на тренажёрах, достигают более выраженного общеукрепляющего  воздействия на организм, повышения физической работоспособности, а также увеличения  специальной тренированности. Это способствует решению задач, выдвинутых само жизнью, -  совершенствованию учебных и внеклассных занятий пол физической культуре в школах, училищах, техникумов и ВУЗах. С помощью технических средств можно эффективнее работать над воспитанием и развитием специальных двигательных и волевых качеств спортсменов в различных видах спорта: силы, быстроты, выносливости, ловкости, ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости и других качеств, необходимых для достижения успеха в различных видах спорта.

Мировые научные  открытия и теоретические разработки легли в основу создания нового поколения  спортивного и реабилитационного  оборудования, в том числе и тренажёров. Совершенствование физической  активности, обучение моторным навыкам  и повышение тренированности , одна из составляющих социального будущего результата, учёбу приёмам адаптации к постоянно меняющимся условиям среды, а также получению положительных  эмоций в процессе  обучения и тренировок.

В спорте

Используются  тренажёрные  средства для совершенствования  физических качеств. Так  разработано  множество устройств. Пример :тренажёр для обучения плаванию способом брасс. Устройство предназначено для разучивания техники  согласования движений рук и ног с дыханием. Тренажёр имеет механическую предназначенную для  обучения правильной технике движения.  Электрическая часть-  позволяет контролировать  движение ног.

В плавании для  эффективного развития мышц рук применяется инерционный тренажёр, регламентирующий структуру движений  и развиваемые усилия, адекватные тем , которые пловец выполняет в воде.

Для тренировки точности отталкивания прыгунов  в  длину  разработано устройство срочной  информации.

Существуют тренажёры  специфичные для каждого вида спорта: лыжного, футбола, волейбола, плавания, борьбы, и др. 

    Применение  в практике подготовке спортсменов  тренажёрных  устройств  позволяет  не только  создать необходимые  сочетание режимов  работы мышц и условия для  сопряжённого развития  физических качеств и совершенствования техники спортивного движения, но и целенаправленно воздействовать на отдельные  мышцы или мышечные группы.

    В отличие  от спортивных тренажёров аппараты механотерапии  предназначены для углубления, уточнения действий упражнений, а также для локализации количественного воздействия на организм.

    Существую различные  модификации аппаратов: сопротивления, для гимнастики с самопрепятствованием, для движений с маятниками различной  длины, для пассивных движений, сотрясательные и другие.

    Все эти аппараты воздействуют на организм дифферинциронанно  и позволяют оказать действенную  помощь больным в первую очередь  лицам с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

    Использование вспомогательных средств в спортивной тренировке и в  ЛФК  послужило предпосылкой  для разработки целого ряда тренажёров, предназначенных для оздоровительных целей. 

Информация о работе Развитие и совершенствование физических качеств с применением тренажёров