Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:19, курсовая работа
В настоящей работе характеризуются основные положения теории тренажёра, категории её понятийного аппарата, обеспечивающие понимание сути создания и применения тренажёров, а также следствия теории – новые знания, полученные в результате её построения.
1. Актуальность использование тренажёров
1. Классификация тренажёров
2Применения тренажёров в древности и до в современной жизни
3 Характеристика физических качеств человека
4Влияние тренажёров на организм, развитие и совершенствование физических качеств с помощью тренажёров.
5Лечебные тренажёры
6Спортивные тренажёры
7Факторы влияющие на эффективность развития и совершенствования физических качеств.
8 Самоконтроль
9Методика применения тренажёров
Вывод
Не каждое теоретическое построение можно назвать научной теорией. Теория в узком строго научном смысле – это “высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности – объекта данной теории”. [8, с. 676.]. Философы, специально исследующие диалектические подходы к созданию теорий, не только дают определение понятию “теория”, но ещё и устанавливают отличительные признаки теорий, обязательное присутствие которых и позволяет утверждать, что рассматриваемая теоретическая система является именно теорией. К таким обязательным признакам теорий, разработанных на уровне теоретического мышления, относятся: исходная аксиома, проблема, идея, идеализированный объект, основной закон развития познаваемого объекта теории, а также понятия, выражающие исходную, центральную и заключительную категории теории, теоретическое доказательство и так называемое окончательное доказательство теории.
Исходными аксиомами теории тренажёра – научными положениями, принимаемыми без логического доказательства, лежащими в основе доказательств других положений теории тренажёра [1, с.16.], являются следующие представления:
Говоря о формах движения материи, в которых развивается и существует целевое упражнение, отметим следующее: на уровне обыденного сознания физическое упражнение обычно отождествляется с механическими движениями спортсмена – бегом, плаванием и т.д. Но на самом деле целевое упражнение появляется, развивается и существует не только в механической форме движения, но и в других более сложных формах. Например, гимнаст, научившийся делать упражнение сальто, выполняет его на тренировках или соревнованиях. Выполняемое спортсменом сальто как целевое упражнение проявляет себя в биомеханической форме движения. Вне тренировочной и соревновательной ситуации, например, во время сна спортсмен сальто не делает. Но оно как упражнение, как умение его выполнять при этом не исчезает, а реально существует в двигательной памяти спортсмена, в биологической форме движения. Та форма движения материи, в которой осваиваемое (развиваемое) целевое упражнение проявляет себя в данный конкретный момент времени, в теории тренажёра относится к ведущей форме движения (развития) целевого упражнения.
В теории тренажёра формулируется её проблема в виде антиномии – двух различных (противоположных) высказываний об одном и том же объекте теории одновременно верных, но непосредственным образом не связанных друг с другом:
Тренажёры как устройства обладают техническими свойствами, и одновременно как средства физического воспитания – педагогическими свойствами. (Если бы тренажёры не обладали педагогическими, например, обучающими свойствами, то не было бы смысла применять их для обучения и тренировки). Эта всегда имеющаяся в них двойственность, вызывающая внутренне присущую им противоположность, и порождает проблему теории тренажёра.
Переход противоположностей (технических свойств в педагогические) происходит реально в практической тренировочной деятельности и идеально в мышлении в результате разрешения проблемы теории тренажёра. На практике технические свойства устройств проявляются одновременно и как педагогические свойства всякий раз, когда удаётся успешно с пользой для тренировки применить то или иное техническое средство.
На уровне теоретического мышления проблема теории решается тогда, когда удаётся показать, с помощью каких понятий непосредственным образом не связанные между собой противоположности в тренажёре (то, что он одновременно и средство техники и средство педагогики) переходят друг в друга. В результате разрешения проблемы теории тренажёра на теоретическом уровне мы выявляем сущность тренажёров, понимаем их основной закон развития, выводящий на метод конструирования и применения тренажёров.
Проблема теории тренажёра была разрешена в процессе работы с понятиями и над понятиями, опосредствующими переход понятия “устройство” в понятие “тренажёр”. Теория ответила на свой основной вопрос, а именно, при каких условиях и каким образом устройство из технического средства, превращается в тренажёр – в средство педагогики?
Самым первым, легко обнаруживаемым и самым абстрактным понятием, опосредствующим переход понятия устройство в понятие тренажёр, является понятие “тренировочное упражнение”. Именно выполнение тренировочного упражнения с помощью устройства является тем условием, которое позволяет считать данное устройство тренажёром или, что одно и тоже, устройством для тренировки. Соответственно развитие теории тренажёра и её понятийного аппарата как разрешение её проблемы происходило путём раскрытия содержания понятия “тренировочное упражнение”.
Среди взаимосвязанных понятий теории философами выделяются её главные понятия или категории: исходная категория, выражающая субстанциональное единство всей предметной области теории; центральная категория, выражающая сущность изучаемого объекта; завершающая категория, раскрывающая необходимую форму проявления сущности. [5, с. 206.].
В соответствии с этими
Понятие “учебная информация” является центральной категорией теории тренажёра. Этой категорией наиболее точно характеризуется сущность тренажёров. Она состоит в том, что тренажёр является специфическим учебником спортсмена, в котором при его создании или выборе отражается учебная информация, проявляющаяся и передающаяся спортсмену при его взаимодействии с тренажёром, т.е. при выполнении упражнения. Представление о тренажёре как о специфическом учебнике спортсмена одновременно выражает и сущность тренажёра, и идею теории тренажёра.
При создании тренажёра учебная информация (знания тренера о целевом упражнении и способах его освоения) отражается (кодируется) в конструктивных особенностях тренажёра наподобие того, как знания учителя математики отражаются (кодируются буквами, цифрами, геометрическими фигурами) в учебнике-книге. Раскодировка учебной информации, её восприятие и усвоение спортсменом и учеником происходят при выполнении упражнений, в одном случае посредством физических упражнений, выполняемых с помощью тренажёров, а в другом – путём упражнения в решении математических задач, взятых из учебника-книги.
В теории тренажёра устанавливается основной закон развития целевого упражнения – закон сохранения учебной информации или знаний об осваиваемом (целевом) упражнении (закономерности его выполнения и освоения) в процессе передачи их от тренера спортсмену посредством тренажёров и тренировочных упражнений.
Учебная информация сначала существует в форме идеальных представлений тренера об осваиваемом упражнении только в его сознании. В процессе освоения целевого упражнения учебная информация переходит в форму двигательной памяти ученика и в форму функциональных и морфологических адаптационных перестроек его организма, позволяющих выполнять осваиваемое упражнение. На этом пути от представления упражнения до умения его выполнять учебная информация, кодируясь, переходит с одного материального носителя на другой и существует в разных формах движения материи в развивающемся (осваиваемом) целевом упражнении. Сначала в социальной форме движения, в форме мышления. Это воображаемое выполнение целевого упражнения. Далее в виде учебных планов, программ, т.е. в виде методик обучения. Потом в биомеханической форме движения, в которой происходит выполнение тренировочных упражнений, а затем уже в биологической форме движения – в форме двигательной памяти спортсмена и функциональной готовности спортсмена выполнить целевое упражнение.
Содержание понятия “учебная информация” составляют понятия “учебный материал” и “обучающая информация”.
Учебный материал – это знания тренера о целевом упражнении, которые выбраны им для передачи спортсмену и отвечают на вопрос: чему учить? Это знания тренера о технике выполнения целевого упражнения и об уровне развития двигательных качеств, необходимых для его выполнения, т.е. о том состоянии организма спортсмена, которое обеспечит доступность выполнения осваиваемого упражнения
Обучающая информация – это знания тренера о закономерностях обучения или освоения целевого упражнения. Эти знания отвечают на вопрос: как обучать целевому упражнению?
Учебный материал – знания тренера о трудном (рекордном) для спортсмена целевом упражнении – не может сразу непосредственным образом перейти в умение его выполнять. Он должен быть опосредствован, образно говоря, «переплавлен» в методические приёмы обучения, постепенно разрешающие противоречие между трудностью целевого упражнения и его доступностью для спортсмена. Эта «переплавка» учебного материала и происходит с помощью обучающей информации, формообразующей учебный материал, например, дробящей его в методические приёмы (тренировочные упражнения) или в управляющие (тренирующие) воздействия на спортсмена и превращающей этим самым учебный материал в учебную информацию.
Завершающую категорию теории тренажёра выражает понятие “тренировочный снаряд упражнения” (ТСУ). Эта категория представляет собой и идеализированный объект теории тренажёра, и необходимую форму проявлений сущности тренажёра. Понятие ТСУ вырабатывалось на уровне эмпирического мышления путём построения функциональной модели тренировочного упражнения с использованием системного подхода.
ТСУ может быть формой проявления сущности тренажёра и тренировочного упражнения потому, что является материальным носителем учебной информации, передаваемой от тренера спортсмену. ТСУ как завершающая категория теории тренажёра представляет собой её следствие. Практическим проявлением и применением этого следствия является анализ-синтез ТСУ как функциональной системы тренировочного упражнения с познавательными и преобразующими целями. В результате анализа-синтеза ТСУ выясняется, каким образом необходимо организовать или изменить функциональную систему тренировочного упражнения, а заодно и функциональную систему требуемого тренажёра, чтобы привести обучающие (тренирующие) свойства тренировочного упражнения в соответствие с решаемой педагогической задачей.
Функциональные системы обладают отличительными особенностями. Согласно теории функциональных систем, созданной П.К.Анохиным, они “…всегда устроены с определённой целью…, т.е. устроены так, что данными признаками частей обеспечивается определённый будущий результат, и он так или иначе выражен в данных конкретных особенностях функциональных структур”. [4, с. 8.]. В связи с этим относительно тренажёров и тренировочных упражнений можно сказать, что они предназначены для освоения целевого упражнения, и оно – тот «будущий результат», который выражается в конкретных особенностях функциональных структур тренажёров и тренировочных упражнений при их конструировании.
Анализ-синтез ТСУ – это способ наделения тренажёра и тренировочного упражнения необходимыми обучающими или тренирующими свойствами, в результате чего происходит создание (конструирование или выбор) требуемого для решения конкретной педагогической задачи тренировочного упражнения и необходимого для его выполнения тренажёра.
Анализ-синтез
ТСУ включает в себя как рабочие
моменты биомеханический
Информация о работе Развитие и совершенствование физических качеств с применением тренажёров