Развитие и совершенствование физических качеств с применением тренажёров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе характеризуются основные положения теории тренажёра, категории её понятийного аппарата, обеспечивающие понимание сути создания и применения тренажёров, а также следствия теории – новые знания, полученные в результате её построения.

Содержание

1. Актуальность использование тренажёров
1. Классификация тренажёров
2Применения тренажёров в древности и до в современной жизни
3 Характеристика физических качеств человека
4Влияние тренажёров на организм, развитие и совершенствование физических качеств с помощью тренажёров.
5Лечебные тренажёры
6Спортивные тренажёры
7Факторы влияющие на эффективность развития и совершенствования физических качеств.
8 Самоконтроль
9Методика применения тренажёров
Вывод

Работа содержит 1 файл

настоящая.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

      Анализ-синтез ТСУ можно применять как метод  оценки обучающих, тренирующих, оздоравливающих свойств различных аппаратов, тренажёров и физических упражнений. В этом случае выявляется та учебная информация, которая отражена в элементах и функциональной структуре ТСУ соответствующими конструктивными особенностями устройств и техникой выполнения упражнений. Если при конструировании тренировочного упражнения и необходимого для его выполнения тренажёра берут во внимание, учитывают (отражают в технике выполнения упражнения и в конструктивных особенностях тренажёра) знания о закономерностях целенаправленного физического развития, то это будут соответственно тренировочное упражнение и тренажёр, предназначенные для физического воспитания. Если учитывают знания о закономерностях преодоления болезней с помощью движений, то создают упражнения и тренажёры лечебной физкультуры, а если знания о закономерностях воспитания привычек здорового образа жизни, то – валеологические упражнения. 

      Любая теория должна быть доказана. “Строго  говоря, доказывается не теория, а теоретическая  идея, ещё не разработанная в теорию, не ставшая теорией. В таком виде исходная теоретическая идея имеет статус гипотезы. Она утрачивает этот статус, как только теория построена”. [5, с.221.]. “Теоретическое доказательство, следовательно, совпадает с построением теории”. [Там же, с.228.].

      Развитием идеи и построением теории тренажёра показано и соответственно теоретически доказано то, что в каждом тренировочном упражнении имеется свой ТСУ, присущий  только данному тренировочному упражнению. Он состоит из естественных  “устройств”, например, костно-мышечных  рычагов опорно-двигательного аппарата спортсмена и из искусственных  технических устройств, например, предметов, снарядов, тренажёров. В нём как в функциональной системе содержится учебная информация.

      В теории тренажёра установлено то, что учебную информацию составляют знания о закономерностях выполнения целевого упражнения (в спортивной педагогике эти знания фиксируются понятием “техника выполнения упражнения”), знания о закономерностях развития двигательных и физических качеств, а также знания о закономерностях освоения целевого упражнения. Методически грамотно организованная функциональная структура ТСУ обеспечивает тренировочному упражнению эффективность и избирательную направленность его обучающих и тренирующих свойств.

      В теории тренажёра конкретизируются действия того, кто разрабатывает новые средства обучения и тренировки – тренировочные упражнения и тренажёры. Синтез ТСУ, проводимый с целью улучшения обучающих свойств тренировочных упражнений, начинается с выявления тех закономерностей физического воспитания, которые, отразившись в функциональной системе тренировочного упражнения, позволят улучшить его обучающие свойства. Отражение необходимой учебной информации в ТСУ происходит путём создания или перестроения функциональной структуры ТСУ, т.е. путём изменения информационных связей в ТСУ. Вновь вводимые информационные связи могут нуждаться для своей реализации в дополнительных элементах ТСУ. Функцию таких элементов, привносящих с собой в ТСУ недостающую учебную информацию вместе с соответствующими информационными связями, и выполняют тренажёры, обеспечивая необходимые дополнительные обучающие свойства упражнениям и соответствующие тренировочные воздействия на спортсмена.  

Объект исследования: процесс совершенствования двигательной деятельности человека.  
Предмет исследования: средства и методы активизации двигательных действий человека.  
Цель исследования: Совершенствование двигательной деятельности человека на основе совместного использования естественной и искусственной активизации мышц.  
Теоретическая значимость работы заключается в определении путей и методических приёмов совместного использования естественной и искусственной активизации мышц с целью оптимизации спортивных и оздоровительных занятий физическими упражнениями.  

Главной задачей  процесса совершенствования технического мастерства является усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики, кинематики и ритма с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Вместе с тем эффективность тренировочного процесса определяется надежностью целевых программ управления системой подготовки, конечной целью которой является достижение наивысшего результата в точно установленные сроки.  
Рядом авторов было замечено, что не все раздражители вызывают однотипную стандартную реакцию. Поэтому, повышение уровня спортивных достижений вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей спортивной подготовки. Важную роль в решении этих вопросов отводится тренажерным устройствам (И.П. Ратов, 1972, 1989; С.А Полиевский, Л.А. Латышкевич, В.А. Романов, 1986; Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов и др. 1987; А.Н. Лапутин, В.Л. Уткин, 1990; И.П. Ратов, Ф.Н. Насриддинов, 1991; С.С.Ермаков, 1996).  
Дальнейший рост достижений в спорте возможен только при планомерном использовании нетрадиционных средств развития физических качеств и управления состоянием спортсменов. Современная система подготовки спортсменов может рассматриваться как процесс направленного воздействия на нервно-мышечный аппарат человека, при котором обеспечивается оптимальный тренировочный эффект (Е.Н. Петров, 1998).  
Одним из методов эффективного развития и совершенствования физических качеств, а также управления состоянием спортсменов может стать электростимуляция нервно-мышечного аппарата. Перспективность и эффективность применения этого метода в спорте несомненна (Я.М. Коц, 1971; Г.Ф. Колесников, 1977; А.А. Николаев, 1999 и др.).  
 

Актуальность  темы определяется важностью знаний о совершенствовании двигательных способностей человека, о способах, расширяющих его возможности, и  трудностями, связанными с тем, что дальнейшее приращение спортивных результатов, за счет уже известных средств и методов 

-8 тренировки, становится  невозможным. Поэтому поиск новых  возможностей совершенствования  учебно-тренировочного процесса  посредством использования технических  средств и новых технологий является весьма актуальной задачей в теории и методике спортивной тренировки. 

Актуальность  темы определяется также тем, что  в последние годы все возрастающее внимание привлекает к себе метод  программированной тренировки спортсменов  с учетом индивидуальных особенностей. Важнейшей предпосылкой этого метода является разработка технических средств обучения и контроля, применение которых позволит значительно улучшить учебно - тренировочную работу по совершенствованию двигательных способностей спортсменов. 

Актуальность  темы определяется необходимостью более  широкого внедрения в учебно-тренировочный  процесс новейших технических средств  тренировки и создания на их основе современных новейших технологий. 

Использование тренажерных устройств в процессе специальной подготовки имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это четкое программирование структуры выполняемого движения или характера и величины специфической нагрузки. Кроме того, упражнения на тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы или мышечные группы. 

До настоящего времени в научно - методической литературе не нашла отражения система  мер, позволяющая рационализировать  тренировочный процесс за счет оперативной  обратной связи в системе «спортсмен - тренажер» и ее взаимодействием с прямой связью с установлением между ними автоматической согласованности во время выполнения упражнения.

Объект исследования - процесс совершенствования двигательных действий в новых (адаптивных) условиях взаимодействия спортсменов с внешней предметной средой. 

Предмет исследования - биомеханическая структура соревновательных и специальных упражнений как  результат взаимодействия спортсмена с адаптивным тренажерным комплексом. 

Анализ современного состояния спортивной науки позволил сформулировать гипотезы исследования. Предполагалось, что: 

- при управлении  тренировочным процессом с использованием  адаптивных тренажеров, происходит  автоматическое определение меры  доступности величины нагрузки, в соответствии с изменяющимися  функциональными возможностями спортсмена на различных этапах подготовки в заданном тренером диапазоне постепенно, а затем по мере перехода количественных изменений в качественные - скачкообразно; 

- на основе  теоретической концепции «искусственной  управляющей среды» И.П. Ратова нами выдвигается предположение о том, что возможности формирования эффективных спортивных движений могут быть значительно улучшены за счет внедрения в практику адаптивных тренажеров, создающих непрерывное текущее (адаптивное) регулирование скоростного и силового взаимодействия спортсмена с внешними силами (объектами) на основе взаимообмена информацией по прямой и об -10 ратной связи между спортсменом и адаптивным тренажером во время выполнения двигательных действий, обеспечивающего необходимые условия интенсификации. Научная новизна работы заключается в том, что впервые: 

- дано теоретическое  и методическое обоснования «технологического  механизма» адаптивных тренажеров, направленных на совершенствование  физического воспитания; 

- разработан  ряд тренажерных устройств, (защищенных авторскими свидетельствами), позволяющих осуществлять тренировку в рекордном режиме по скорости выполнения финальной фазы метательного движения; 

- на теоретическом  и практическом уровнях обоснована  взаимосвязь биомеханических и педагогических составляющих двигательной деятельности, позволившая сформулировать педагогическое понятие процесса адаптивного обучения в физическом воспитании на основе применения адаптивных тренажеров; 

- экспериментально  доказано, что применение адаптивных тренажеров, направленных на совершенствование физического воспитания, помогает на деле выполнять статью 2 «Закона об образовании», где указанно, что одним из основных принципов государственной политики объявляется принцип общедоступности, «адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся»; 

- конкретизированы  пути повышения эффективности  действующей системы физического  воспитания за счет предложенной  технологии, а также сформулированы  технические требования к проектированию и конструированию технических средств, ориентированных на адаптивное взаимодействие спортсмена с внешними силами; 

- получены новые  данные кинематических и динамических  показателей технически сложного  метательного движения и простого  односуставного 

-11 при использовании  адаптивного тренажерного комплекса  в разных его вариантах; 

- предложена  новая схема управления взаимодействием  в системе «спортсмен - тренажер - спортсмен» в упражнениях циклического  и ациклического характера; 

- обоснована возможность адаптивного управления взаимодействием спортсмена с внешними силами путем искусственных изменений внешней среды, выражающаяся в применении новых технических средств -адаптивных тренажеров, позволяющих обеспечивать приспосабливающее (адаптивное) сопротивление устройства по скорости выполнения упражнения спортсменом, как непосредственно во время выполнения двигательного действия (срочный тренировочный эффект), так и в результате кумулятивного тренировочного эффекта.

Квалифицированные специалисты проводят занятия по индивидуальному плану, учитывая при этом показания и противопоказания  к тем или иным физическим упражнениям;  применяя тренажёры по специальной методике, строго дифференцируя   нагрузку как на отдельных тренажёрах, так и всего занятия в целом,  это обеспечивает разностороннее и вместе с тем избирательное влияние на системы и функции организма человека. Благодаря такому подходу положительный стойкий эффект достигает в более короткие сроки.

Целесообразность  использования тренажёров в физкультурно - оздоровительных группах, их роль в оздоровлении различных  контингентов населения доказана работами кандидата биологических наук В.М. Баранова и физиолога Т.П. Стребковой.

При оформлении интерьера тренажёрного зала  большое  внимание должно быть уделено вопросу эстетики.

Мягкая обивка стен,  ковровое покрытие пола с использованием  ворсанита. Специальные  деревянные панели с покрытием  из текстурных обоев, естественного древесного рисунка, декоративное оформление потолка –  всё это создаёт оптимальные условия  физическими упражнениями.

Существенной  деталью интерьера является встроенное в одну  из торцевых стен зеркало. Кроме того, что зеркало как  бы  увеличивает пространство, оно  позволяет контролировать выполнение упражнений на тренажёрах как самим занимающимся, так и методисту проводящему занятия.

Мягкая обивка стен  и ковровое покрытие пола играют важную роль как звука -  поглощающие  облицовки – они снижают общий  уровень шума на 10-12 ДБ

 Параметры  микроклимата в тренажерном зале  должны находиться в пределах санитарных норм. Скорость вращения вентилятора  можно изменять, что позволяет  регулировать  скорость движения воздуха  в зависимости от времени года, количества  занимающихся и температуры окружающей среды.

Информация о работе Развитие и совершенствование физических качеств с применением тренажёров