Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:19, доклад
В своей работе я хотела бы рассказать о начальных этапах развития науки. А именно о науке в Древнем мире и в эпоху феодализма.
Введение………………………………………………………………….....3
Наука в Древнем мире……………………………………………………..4
Наука в эпоху феодализма………………………………………………..11
Вывод………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………….14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
КАФЕДРА
ОБЩЕЙ ФИЗИКИ
Доклад по предмету Концепции современного естествознания
по теме:
«Наука в древнем мире и эпоху феодализма»
Выполнила: студентка 1 курса
ИПСУБа, группа 12-11
Калмыкова
Дарья Владимировна
Проверила: старший преподаватель
кафедры общей физики
Ижевск, 2009
Содержание:
Введение
История науки — это исследование феномена науки в его истории. Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой — процесс его получения и использования людьми, добросовестная историография науки должна принимать во внимание не только историю мысли, но и историю развития общества в целом.
Развитие науки всегда происходит в конкретных исторических условиях. Эти исторические условия, иначе говоря, достигнутый этап общественного развития, определяются прежде всего производительными силами общества, способом производства. Задачи, которые ставит общество перед наукой, отношение к науке и условия, создаваемые для нее, возможности реализации достижений науки - все это зависит от достигнутого этапа общественного развития, свойственных ему средств производства и производственных отношений. В истории нередко случалось так, что производственные отношения, не отвечающие уже достигнутому уровню производительных сил, тормозили дальнейшее развитие пауки, препятствовали применению ее достижений. Наоборот, производственные отношения, соответствующие производительным силам, стимулируют науку. В свою очередь, достижения науки, технический прогресс (результат использования достижений науки в практике) содействуют развитию общества.
Развитие науки шло в истории человечества очень неравномерно. Периоды быстрого и даже стремительного прогресса сменялись периодами застоя, а иногда упадка. Однако в целом значение науки в жизни общества непрерывно возрастало. В наши дни, в период научно-технической революции, это видно особенно ясно.
В своей работе я хотела бы рассказать о начальных этапах развития науки. А именно о науке в Древнем мире и в эпоху феодализма.
Наука Древнего мира
Крупнейшими научными центрами в древнем мире были Месопотамия, Египет, Индия, Китай, а затем Греция и Рим.
Жизнь людей, начиная с очень далекого от нас времени, складывалась так, что все, чем они занимались (охота, использование огня, обработка различных материалов - сначала камня, а позднее металлов,- земледелие, приручение и разведение животных, создание орудий и машин и т. д.), заставляло их наблюдать за окружающим миром и делать из этого выводы, совершенствовать орудия охоты и производства - одним словом, заниматься в меру своих возможностей всем тем, что гораздо позднее получило название науки и техники.
Уже в древнейшем периоде развития человечества - каменном веке - применялись орудия, сделанные из камня, кости и дерева. Средствами добывания пищи были охота, рыболовство, сбор пригодных для еды зерен, листьев и корней растений. Считается, что каменный век длился примерно 2 млн. лет, вплоть до 4-го тысячелетия до н. э. Эти хронологические границы, правда, весьма условны. К концу каменного века появилось земледелие и скотоводство.
Каждый новый шаг в развитии человечества требовал от наших предков все больших знаний и умения. Обработка материалов, изготовление орудий труда и охоты требовали знаний свойств камня, дерева, кости, а позднее - металлов. Использование огня также требовало знаний, но иного характера. Для того чтобы охота была успешной, необходимо было знать жизнь и повадки животных. Занятие охотой и рыбной ловлей, а в дальнейшем земледелием заставляло людей наблюдать за сменой времен года, изменениями погоды. Таким образом, постепенно накапливались начала знаний.
Бронзовый век, пришедший на смену каменному и длившийся с конца 4-го тысячелетия до н. э. по начало 1-го тысячелетия до н. э., ознаменовался распространением земледелия и скотоводства, применением бронзы (сплава меди и некоторых других металлов: олова, свинца и др.) для изготовления орудий труда и оружия, возникновением письменности.
Распространение земледелия и скотоводства, изобретение и изготовление нужных для этого орудий труда (мотыги, плуга и других) - один из важнейших этапов истории древнего мира. Возможность жить за счет охоты сокращалась, необходимо было найти более надежный источник существования. Именно таковым и явилось сельское хозяйство. Интересно отметить, что уже в эту эпоху в Египте появилось поливное земледелие.
Бронзовый век недаром получил свое название. На смену камню - основному материалу для изготовления орудий труда и оружия - пришел металл, сначала (до железного века) главным образом бронза. Люди нашли металлы, узнали многие их свойства, научились получать чистые металлы из руд (как известно, в чистом виде в природе можно найти только золото, иногда медь, платину и серебро), обрабатывать их, изготовлять листовой металл, делать проволоку.
Все это намного увеличило могущество человека. Металлические орудия более прочны и легки, металл лучше поддается обработке, чем камень. Сосуды, сделанные из металла, имеют большие преимущества перед сделанными из камня или дерева. Появились металлические гвозди, топоры, ножи и многое другое.
Приведем несколько примеров, свидетельствующих о прогрессе того времени. Большое значение имело изобретение колеса (любопытно отметить, что в творениях природы колесо отсутствует). Повозка па колесах с металлическими ободами, запряженная домашними животными (Месопотамия явилась, возможно, первым местом, где она появилась), была важным двигателем цивилизации. Колесо нашло широкое применение в гидравлических двигателях (прежде всего на водяных мельницах) и в строительстве (наряду с рычагом).
Для первых центров цивилизации, может быть, особенно для Египта, большое значение имело появление водного транспорта. Дело началось с примитивных лодок и плотов, но, по-видимому, уже в начале эпохи цивилизации был изобретен парус, и появились парусные суда, более быстрые и надежные. Парус был первым шагом в использовании энергии ветра. Много позднее появились ветряные мельницы.
В первых центрах цивилизации большое развитие получили города, а вместе с ними строительное искусство. Мы до сих пор с удивлением и восхищением смотрим на громады (а чаще на то, что от них сохранилось) дворцов, храмов, пирамид.
В это время, в период расцвета первых цивилизаций, имело место значительное развитие начал науки. Были введены в практику весы, а вместе с ними и единицы измерения. Значение этого для дальнейшего становления науки трудно переоценить. В это же время были заложены основы арифметики и десятичной системы. Развитие строительства привело к возникновению начал землемерной съемки и картографии. Было также положено начало составлению календаря и необходимых для этого элементов астрономии.
Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатывающая научные представления о мире, не сводящиеся к сумме практических рецептов, именно здесь развивался научный метод. Если египетский или вавилонский писец, формулируя правило вычисления, писал: «поступай так», не поясняя, почему надо «поступать так», то греческий ученый требовал доказательства. Основатель атомистики Демокрит высказал по этому повод, замечательные слова: «Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидский Царством». Современная наука хорошо) запомнила, кому она обязана своим Рождением. Об этом свидетельствует названия наук: математика, механика, физика, биология, география и т. д, взятые из греческого языка научные термины греческого происхождения (масса, атом, электрон, изотоп и т. д.), употребление греческих букв в формулах и, наконец, имена греческих ученых: фалеса, Пифагора, Демокрита, Аристотеля, Архимеда, Евклида, Птолемея и других, сохранившиеся в научной литературе.
В Древней Греции человеческий разум впервые осознал свою силу и люди стали заниматься наукой не только потому, что это нужно, но и потому, что это интересно, ощутили «радость познания», по выражению Аристотеля Первые ученые стали называться философами, т. е. «любителями мудрости», и в греческом обществе возникла потребность в учителях мудрости, для удовлетворения которой появилась профессия ученого и учителя.
Академия Платона и лицей Аристотеля были первыми в мире учебно-научными учреждениями, предшественниками современной высшей школы. Постепенно в Древней Греции появились специалисты и более узкого профиля: инженеры, врачи, астрономы, математики, географы и историки, а также научные учреждения типа Александрийского музея, предшественника современных научно-исследовательских институтов. Вместе с тем здесь зародилась научная информация в виде научных сочинений, лекций, диспутов и переписки ученых.
Итак, в Древней Греции возникли систематические научные исследования, научное преподавание, появились специалисты-ученые и научная информация.
Древняя Греция стала родиной и истории науки. Сведения о многих научных достижениях древнегреческих ученых нередко доходили до наё из текстов других ученых и греческих историков науки.
Возникновение греческой науки обычно относят к эпохе расцвета городов в Малой Азии (VII—VI вв. до н. э.). Ионические города Милет и Эфес, острова Средиземноморья, греческие колонии в Южной Италии — вот арена деятельности первых греческих ученых.
Родоначальник греческой науки Фалес Милетский (около 624—547 гг. до н. э.) и другие представители Ионийской школы: Анаксимандр (около 610—546 гг. до н. э.) и Анаксимен (около 585-525 гг. до н. э.)-выдвинули идею о материальной первооснове всех вещей, об их развитии из этой первоосновы. Так, Фалес считал, что такой основой является вода, Анаксимандр — некое бесконечное и неопределенное начало «алейрон», Анаксимен— воздух. Развивая эти воззрения, Гераклит создал представление о мире как о вечно вспыхивающем и вечно угасающем огне. «Мир, — утверждал Гераклит,—единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим...»
Почти одновременно
с материалистическими
Влияние пифагорейской
школы было весьма значительным, и
в эпоху Галилея учение о движении
Земли именовалось «
Мистика чисел оказалась очень живучей. Она фигурирует в религиозных воззрениях, в магии, астрологии, в идеалистических системах. Вместе с тем в идее пифагорейцев о важности числовых отношений в природе имеется и рациональное зерно: количественный анализ, математические соотношения сегодня составляют основу научного описания природы. Первый пример такого описания дали сами пифагорейцы, открыв, что длины струн, звучания которых дают гармонические интервалы, относятся как простые целые числа (2:1, 3:2, 4:3). Важнейшей заслугой пифагорейцев является представление о шарообразности Земли и о ее движении.
Пифагорейцы выдвинули так называемую пироцентрическую систему, в которой Земля, Солнце, Луна и планеты движутся вокруг центрального огня. Считая десять священным числом, пифагорейцы ввели десять подвижных сфер, вращающихся вокруг центрального огня. Так как древние знали лишь пять планет, кроме Земли, то пифагорейцам для получения священного числа десять пришлось ввести дополнительное небесное тело «противоземлю» (предвзятая догма приводила к ложным гипотезам).
Таким образом, сферы Земли и противоземли, Солнца, Луны, пяти планет и неподвижных звезд вращались вокруг центрального огня. Расстояния этих сфер от центра, по учению пифагорейцев, подчиняются простым числовым соотношениям. Вращающиеся сферы издают неслышимые гармонические звуки (музыка сфер).
В дальнейшем Аристарх Самосский выбросил центральный огонь и противоземлю и, поместив в центре Вселенной Солнце, построил первую модель гелиоцентрической системы. По-видимому, эта модель не была известна Копернику. В посвящении к своей книге он ссылается на учение о движении сфер вокруг центрального огня, изложенное пифагорейцем филолаем.
Отметим, что наука Древней Греции с самого начала опиралась на знания, добытые в странах Древнего Востока. Но также с самого начала проявились в этой науке новые черты. Мыслитель Древней Греции стремился обсуждать проблему, логически обосновать то или иное положение. Эта черта особенно ярко проявилась в воззрениях последующих ученых: известных из истории философии элеатов, атомистов и Аристотеля.
Таким образом,
уже на первом этапе возникновения
науки были поставлены глубокие вопросы
о строении и происхождении мира,
о причине движения, о роли количественных
отношений в природе и т. д. Пытаясь ответить
на эти вопросы, ионийцы, пифагорейцы и
элеаты положили начало теоретическому
анализу природы, разработке научной картины
мира. В этих первых попытках много наивного,
фантастического, ложного, еще отсутствует
проверка гипотез и представлений опытом
и математическим анализом. Но уже высказана
четкая идея о вечности материи, о развитии
мира в силу естественных причин, построены
первые модели Вселенной. На смену религиозным
и мифическим представлениям о возникновении
и строении мира пришла наука.