Культура Древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

I.Прочтите отрывок из египетской «Исповеди отрицания» и ответьте на вопросы:

«1. Я не причинил несправедливости.

2. Я не разбойничал.

Работа содержит 1 файл

Тема IV.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Тема  IV. Культура Древнего мира 

1. Тексты 

I.Прочтите отрывок из египетской «Исповеди отрицания» и ответьте на вопросы:

«1. Я не причинил несправедливости.

  2. Я не разбойничал.

  3. Я не причинил  насилия ни одному  человеку.

  4. Я не совершал  воровства.

  5. Я не убивал  ни мужчину, ни  женщину.

  7. Я не поступал  предательски.

  8. Я не брал  того, что принадлежит  Богу.

  9. Я не произносил  лжи.

11. Я не произносил  низких или дурных  слов.

13. Я не прибегал  к обману.

14. Я не ел своего  сердца (не выходил из себя и не впадал в гнев).

20. Я не давал волю  гневу без надлежащей  причины.

22. Я не осквернял  себя.

24. Я не внушал  страха никому  из людей.

26. Я не позволял  себе быть глухим  к словам правды  и справедливости.

27. Я не был причиной  слез другого.

  34. Я никогда не изрекал проклятий фараону.

35. Я не осквернял  бегущей волны.

37. Я не изрекал  проклятий Богу…» 

(Рак  И.С. Мифы Древнего  Египта. – СПб., 1993. С. 253)

Вопросы:

  1. Когда окончательно сложился текст «Исповеди отречения»?

     Отв: В период Среднего царства (III-середина II тысячелетия до н. э).

  1. Где, в ходе какой процедуры и кто произносил формулу отречения от зла?

Перед судом умерший произносил текст  «Исповеди отрицания». Он уверял, что  не совершал несправедливости против людей, что не притеснял ближних, не грабил бедных, не делал того, что не угодно богам, не подстрекал слугу против его хозяина и т. д. Всего он перечислял 42 преступления и, заверив богов, что ни в одном из них он не виновен, восклицал: «Я чист, я Чист, я чист, я чист». Затем боги приступали к допросу умершего, при котором спрашивали его имя и откуда он родом.

  1. Что собой представлял суд богов?

Душа  каждого человека после его смерти предстает перед судом богов  под председательством бога Царства  мертвых Осириса или бога Солнца Ра. Видимо, не очень полагаясь на беспристрастность одного-двух судий, египетские жрецы ввели в состав судейской коллегии, призванной решать судьбу душ, целый синклит - 42 судьи. Душа египтянина могла быть спокойной — невинную душу не осудят.

  1. Кто из богов участвовал в суде, и в какой роли?

Председательство  бог Царства мертвых Осириса  или бог Солнца Ра. Когда допрос заканчивался, перед лицом Ра-Хорахте  представали богиня деторождения Мешент, «ангел-хранитель» Шан, богиня доброй судьбы Рененут. 

 

II. Прочтите отрывок из месопотамского «Эпоса о Гильгамеше» и ответьте на вопрос:

           «Гильгамеш! Куда ты стремишься?

              Жизни, что ищешь,  не найдешь ты!

            Боги, когда создавали  человека – 

         Смерть они определили  человеку,

                       Жизнь в своих руках удержали.

         Ты же, Гильгамеш,  насыщай желудок,

         Днем и ночью  да будешь ты  весел,

                        Праздник справляй  ежедневно,

                        Днем и ночью  играй и пляши  ты!

                        Светлы да будут твои одежды,

                        Волосы чисты,  водой омывайся,

                        Гляди, как дитя  твою руку держит,

                        Своими объятьями  радуй подругу  – 

                        Только в этом  дело человека!»

(Боттеро  Жан. Гильгамеш  – царь, который  не хотел умирать.  – Журнал «Курьер  Юнеско. Героический  эпос. В поисках  идеала», № 11, 1989. С. 20)

Вопросы:

  1. В какую эпоху появилось «Сказание о Гильгамеше» и когда оно было письменно оформлено?

С самых  ранних шумерских   сказаниях   о   Гильгамеше , сложенных еще в III тысячелетии до н. э. нужно начинать родословную всей стихотворной эпической письменной литературы Старого Света.

  1. Какова главная идея сказания?

Гильгамеш решает проникнуть в тайну жизни  и смерти, пытался побороть смерть разными магическими способами, но это ему не удалось.

  1. Чем объясняется распространение этой идеи в месопотамской культуре?

Автор только использовал в качестве материалов ряд народных сказаний и мифов  для создания произведения на свою собственную тему — на тему о жизни и смерти.

  1. Какой общий для ближневосточного региона миф передается в этом эпосе?

Миф и  сказание, старавшееся объяснить, почему боги бессмертны, а люди смертны.

  1. К кому отправился Гильгамеш на край земли?

Гильгамеш предпринимает далекое и опасное путешествие в страну богов, чтобы найти там Ут-Напиштима.

6. Какая мораль звучит в конце произведения?

Наслаждайся жизнью, пока ты живешь на земле. __________________________________________________________________

 

Ш. Прочтите отрывок из «Айтареи Упанишады» и ответьте на вопросы:

«1. Поистине, это было вначале одним  Атманом. Не было ничего другого, что бы мигало. Он подумал: «Теперь  я создам миры».

2. Он создал эти  миры: небесные воды, частицы света,  смерть, воду. Небесные  воды – над небом, небо – их опора, воздушное пространство – частицы света, земля - смерть; что находится внизу, то – вода.

3. Он подумал: «Вот  эти миры. Теперь  я сотворю хранителей  миров». И, извлекши  из вод пурушу, он придал ему внешний облик.

4. Он согрел его.  Рот этого согретого раскрылся, словно яйцо; изо рта вышла речь, из речи огонь. Ноздри его раскрылись; из ноздрей вышло дыхание, из дыхания ветер. Глаза его раскрылись; из глаз вышло зрение, из зрения – солнце. Уши его раскрылись; из ушей вышел слух, из слуха – страны света.  Кожа его раскрылась; из кожи вышли волосы, из волос – травы и деревья. Сердце его раскрылось; из сердца вышел разум, из разума – луна. Пуп его раскрылся; из пупа вышел выдох, из выдоха – смерть. Детородный член его раскрылся; из детородного члена вышло семя, из семени – вода»

(Упанишады  в 3-х книгах. Книга  2.- М., 1992. С. 39)

Вопросы:

1. Какую  важнейшую идею религиозного  сознания древней Индии передаёт  миф о рождении Пуруши?

2. Каким  древним ведическим термином  передавалось это понятие?

3. Какое   сходное понятие использовали  древние иранцы, близкий к индо-ариям  народ?

4. Какой ещё  миф о Пуруше известен в  Индии с древности?.

  1. Найдите аналогии Пуруши в других культурах и религиях.

Пуруша - «человек, мужчина, дух, божественный дух». Например в Христьянской религии Творец либо сам создает мир, либо, как ни ужасно это звучит, служит строительным материалом для новой реальности, т. е. косвенно, но все же создает мир. Создает людей по образу и подобию своему. Известны также мифы  о происхожде-нии луны (и солнца) из частей тела «чаще всего из левого и правого глаза) мифологического первосущества китайского Паньгу.

_________________________________________________________________

    

IV. Прочтите отрывок из «Изречений» («Луньюй») – памятника, донесшего до нас учение Конфуция, и ответьте на вопросы:

«1.2. …Сыновняя почтительность и уважение к старшим  есть основа жэнь.

1.7. …Если человек  обладает достоинством…  в служении родителям  истощает силы, в  служении господину  способен отдать  всего себя, общаясь с друзьями, говорит искренне, то хотя бы он никогда не учился, я, конечно же, скажу, что он обладает знанием.

1.11. Учитель сказал: «Того,  кто при жизни  отца наблюдает  за его планами,  по смерти отца  изучает его поступки, в течение трех  лет не меняет  пути отца, назову сыновнепочтительным».

5.16. Учитель сказал  о Цзычане: «У  него есть четыре  черты благородного  мужа: он почтителен, в служении высшим  уважителен, в кормлении  народа милостив, в управлении народом  справедлив».

6.22. Фань  Чи спросил  о знании. Учитель ответил: «Ревностно исполнять долг по отношению к народу, почитать духов, но не приближаться к ним, можно назвать знанием». Спросил о жэнь. Учитель ответил: «Тот, кто обладает жэнь, сначала тяжело трудится, а потом пожинает плоды…».

8.2 Учитель сказал: «Уважительность без ритуала – пустая суетливость; осторожность без ритуала – та же трусость; смелость без ритуала превращается в бунтарство; прямота без ритуала – грубость…».

12.11. Циский правитель  Цзин спросил об  управлении у Кунцзы. Кунцзы отвечал:  Господин должен быть господином, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном».

14.28. Учитель сказал: «Три  вещи, которыми обладает  благородный муж,  я не могу:  будучи  жэнь, не печалиться; знать и не сомневаться;  быть смелым и  не бояться…».

15.19. Кунцзы сказал: «Знающий от рождения – высший; следующий тот, кто приобрел знание учением; кому было трудно, но он все же учился, тот третий; а тот, кто бросил ученье, потому что было трудно, того люди зовут низшим».

16.10. Кунцзы говорил:  «Благородный муж  заботится о девяти вещах: когда смотришь – видеть; когда слушаешь – слышать; чтобы на лице была приветливость, а в облике почтительность; в речах – преданность; в делах – уважительность; сомневаешься – спрашивай, в гневе думай о последствиях; когда что берешь, думай о долге»

(Литература  Древнего Востока.  Иран, Индия, Китай  (тексты). Авторы-сост. Ю.М.Алиханова, В.Б.Никитина, Л.Е.Померанцева.  – М., 1984. С. 222-225)

Вопросы:

1. Что  лежит в основе учения Конфуция?

2. В  каком понятии выражается культурный  идеал конфуцианства?

3. Носителями  каких качеств является благородный  человек? 

4.Чем должен  обладать цзюнь цзы? __________________________________________________________________

 

V. Прочтите отрывок из поэмы Гесиода «Труды и дни» и ответьте на вопросы:

«Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше  его умереть я  хотел бы иль позже  родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им  передышки ни ночью, ни днем от труда  и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут  им…

 

Дети  – с отцами, с  детьми – их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин,

Информация о работе Культура Древнего мира