Автор: m*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 19:54, реферат
Развитие производственных и социальных отношений уже в древних цивилизациях вызвало необходимость передачи информации, предназначенной конкретным группам людей. Часть этой информации содержала элемент стимулирования, убеждения адресатов сообщений в необходимости осуществления определённых действий. Именно эти послания несли в себе существенные черты современной рекламы и других средств продвижения. Это позволяет определить это направление коммуникаций как проторекламу.
Развитие производственных и социальных отношений уже в древних цивилизациях вызвало необходимость передачи информации, предназначенной конкретным группам людей. Часть этой информации содержала элемент стимулирования, убеждения адресатов сообщений в необходимости осуществления определённых действий. Именно эти послания несли в себе существенные черты современной рекламы и других средств продвижения. Это позволяет определить это направление коммуникаций как проторекламу.
Протореклама явилась первичной интегрированной формой коммерческих коммуникаций, которая объединила элементарные коммуникационные средства, получившие с течением времени своё самостоятельное развитие. Носители проторекламы содержали в себе зародыши таких ныне развитых форм маркетинговых коммуникаций, как реклама (в том числе личностная, коммерческая, политическая и др.), прямой маркетинг, стимулирование сбыта, ярморки, спонсорство и др.
Самые древние торговцы налаживали связи со своими покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Не случайно само слово «реклама» происходит от латинского reclamare – «возобновлять крик, снова кричать, звать, громко возражать».
По мере усиления потребности в расширении словесного ( вербального) воздействия на потребителей эта информационная функция порождает институт глашатаев. Глашатай – специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товара нанимателя. Важным преимуществом пользования услугами глашатая явилась возможность удалённости источника устной проторекламы от места продажи. Другими словами, информацию о товаре можно было теперь получить не только там, где он продавался. Это значительно расширило границы устной коммуникации.
Глашатаи первоначально
В Древней Греции призывы
Необходимо отметить
К указанным выше средствам организованной вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелей и т.д. Одним словом, это средство можно определить как молва. Посредством молвы сведения о качестве производимых (продаваемых) товарах распространялись иногда на достаточно большие расстояния, стимулируя древних предпринимателей заботиться о своей доброй репутации. Формирование благоприятного образа продавца уже изначально являлось одной из основных целей проторекламы. В дальнейшем хорошая репутация работала на её владельца.
Трактат писателя и
Важным фактором формирования
коммерческих коммуникаций в
Древне мире стали
Чтобы выделиться из среды конкурентов, древние ремесленники и торговцы достаточно часто ставили свои фирменные знаки (клейма) на продаваемые товары.
С этой же целью
Вместо реальных товаров,
Уже с самого зарождения
Текстовые вывески довольно
Другая вывеска уже содержала рекламных стихотворный текст :
Или такая надпись у дверей одного из питейных заведений в Пампеях: « Ситий вернул силы слону». Рядом с надписью был изображен слон, что, по всей видимости, должно было придать тексту большую достоверность.
Нередко носителями текстовых проторекламных посланий становились каменные плиты. Одним из наиболее известных обращений этого рода является вывеска греческого толкователя снов. Она была найдена на раскопках древнеегипетского Мемфиса и относится к III в. до н.э. надпись на камне гласит: « Я, Рино с острова Крит, по воле богово истолковываю сны. Доверься Тихэ». В нижней части камня изображен жертвенник, справа – священный бык Апис.
Еще один пример «
То же средство широко
Необходимо признать, что нередко возникает соблазн отнести к проторекламе все монументальные творения древности, на которых содержится хвала правителям и тиранам. Следуя этой логике, в музей рекламы должны тогда попасть: пирамида Хеопса, висячие сады Серамиды и все остальные чудеса света. Необходимо признать, что определенный коммуникационный эффект при создании их, безусловно, достигался. Однако полностью с этим трудно согласиться хотя бы потому, что основная цель возведения этих сооружений изначально не сводилась к стимулированию конкретных поведенческих реакций, побуждению к определенным действиям, формированию спроса на что-либо. То же самое можно отметить по отношению к другим символам: жезлам правителей, татуировкам, тотемам и т.п
До нас дошли исторические документы, которые по праву могут быть признаны прообразом современной текстовой рекламы. Так, в древне-египетском папирусе, хранящемся в Британском музее, содержится информация о продаже раба: « Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирует его умеренность в пище, честность и покорность».
Еще один древнеегипетский свиток, который датируется 320 г. до н.э., представляет собой рекламное обращение торговца слоновой костью: « Дешев, очень дешев в этом году благородный рог исполинов девственных лесов и долин <…>. Идите ко мне, жители Мемфиса, подивитесь, полюбуйтесь и купите».
Очевидно, что письменная реклама
в Древнем мире не получала
достаточно широкого
Уже в Древнем мире возникают прообразы современных средств массовой информации. Ближе всех к их изданию приблизились в Древнем Риме. В 59 г. До н.э. Гай Юлий Цезарь будучи еще консулом, распорядился регулярно информировать широкую публику о текущих решениях сената и народных собраний. При императоре Августе Октавиане к официальной информации добавились сведения частного характера, « светская хроника», сведения о разводах и женитьбах, информация об увеселениях, продажа недвижимости и т.п. Прогазета стала называться «Повседневные дела народа Рима». Она «издавалась» на дощатых щитах, обработанных белым гипсом. Текст наносился черной краской. Щиты выставлялись в публичных местах. Таким образом, « Повседневные дела народа Рима» может в равной степени рассматриваться как предтеча и рекламы в прессе, и наружной щитовой рекламы.
Примерно ту же функцию, что
и прогазета, выполняли
Гораздо богаче с точки зрения проторекламы надписи, нацарапанные или написанные краской на стенах домов горожан,- «граффити».
Некоторые расшифрованные
Например, на решение экономических
проблем «рекламодателей»
Можно также привести примеры настенной политической рекламы, развертывавшейся во время кампаний по выборам эдилов ( должностное лицо древнеримской магистратуры): «Все золотых дел мастера призывают избрать эдилом Гая Куспия Пансу»; «Цирильники: в эдилы – Юлия Требия»; «Рыбаки, выбирайте эдилом Попидия Руфа»; « Соседи, проснитесь и голосуйте за Амплиата!».
Некоторые граффити содержали элементы антирекламы, политические противники изображались на них в карикатурном виде. На одной из самых оживленных улиц Помпей сохранилась надпись, призывающая голосовать за кандидата в эдилы Цириния, подписанная от имени « всех сонливцев и всех пьянчуг».