Наука древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

Сопоставление имени Платона и физики, притом физики наших дней — XX в.— кажется, на первый взгляд, искусственным и претенциозным. Любому образованному человеку Платон известен как один из величайших философов древности, как автор учения об идеях, от которого и ведет свое происхождение термин «идеализм». Но идеализм это то направление в философии, которое представляется наименее плодотворным с точки зрения задач и методов положительного естествознания.

Содержание

1. Какие аспекты физики Платона сближают ее с представлениями
о современной теоретической физике? .........................................................3
2. Какие научные дисциплины возникли в Древней Греции? ……......6
3. Первые античные научные программы ……………………………….12
4. Назовите предпосылки возникновения науки в древней Греции ….16
5. Основные идеи, заимствованные древнегреческой наукой из восточных учений ……………………………………...………………………19
6. Охарактеризуйте влияние софистов на древнегреческую науку ……22
7.Почему в древнегреческой науке не получил широкого распространения эксперимент? ……………………………………………..25
8. Что характерно для научного стиля мышления древних греков? …26

Работа содержит 1 файл

история науки ВАЛЯ (2).doc

— 141.00 Кб (Скачать)
 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ПЕРМЬ 

Менщикова Валентина Ивановна

Специальность: психология 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине: История науки

На  тему: Наука древней  Греции. 
 
 
 
 
 
 

Г.Пермь 2011 

Содержание 

1. Какие аспекты физики Платона сближают ее с представлениями

  о современной  теоретической физике? .........................................................3

2.  Какие научные дисциплины возникли в Древней Греции? ……......6

3.  Первые античные научные программы ……………………………….12

4.  Назовите предпосылки возникновения науки в древней Греции ….16

5. Основные идеи, заимствованные древнегреческой наукой из восточных учений ……………………………………...………………………19

6. Охарактеризуйте влияние софистов на древнегреческую науку ……22

7.Почему в древнегреческой науке не получил широкого распространения эксперимент? ……………………………………………..25

8. Что характерно для научного стиля мышления древних греков? …26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Какие аспекты физики Платона  сближают ее с представлениями  о современной  теоретической физике?

Ответ:

      Сопоставление имени Платона и физики, притом физики наших дней — XX в.— кажется, на первый взгляд, искусственным и  претенциозным. Любому образованному человеку Платон известен как один из величайших философов древности, как автор учения об идеях, от которого и ведет свое происхождение термин «идеализм». Но идеализм это то направление в философии, которое представляется наименее плодотворным с точки зрения задач и методов положительного естествознания. Те, кому довелось прочесть хотя бы некоторые из наиболее популярных сочинений Платона — таких, как «Апология Сократа», «Пир», «Федон», «Протагор», «Федр», — не могут не оценить (при наличии хотя бы минимального вкуса) блестящее литературное мастерство Платона, ставящее его на один уровень с величайшими представителями мировой литературы. Перед читателями «Государства» Платон предстает как автор первой в истории человечества социальной утопии (казалось бы, именно здесь можно было бы усмотреть известную актуальность Платона для нашего времени!). И почти во всех своих сочинениях Платон ставит кардинальные вопросы этики и эстетики, обсуждает смысл и содержание понятий добродетели, справедливости, красоты, блага и ряда других. Причем же здесь физика — физика атомов и элементарных частиц, физика молекулярных явлений и агрегатных состояний вещества?

  Правда, в одном из самых поздних и наиболее примечательных своих диалогов — в «Тимее» — Платон излагает свои представления об устройстве мира, заодно касаясь вопросов строения вещества. Однако развитая им в этом сочинении гипотетическая картина микромира воспринималась большинством исследователей недавнего прошлого как парадокс и не привлекала к себе достаточного внимания. Очень часто ее вообще опускали при изложении учения Платона или же в лучшем случае ограничивались краткой констатацией того, что Платон считал вещи состоявшими из математических треугольников. В таком изложении эта гипотеза представлялась нелепой и произвольной; не удивительно поэтому, что рассмотрению данной части учения Платона посвящено очень мало работ. Этих работ (имеются в виду те из них, которые были опубликованы за последние 70—80 лет) не более 10, что составляет резкий контраст по отношению к неисчерпаемому океану всей литературы о Платоне.

      Примечательным представляется нам то, что в самое недавнее время именно физики заинтересовались платоновской картиной микромира, расценивая ее как одну из наиболее важных страниц в истории античной науки. Показательны в этом смысле высказывания Гейзенберга — одного из крупнейших физиков нашего времени, который в своих философско-физических работах, особенно в автобиографической книге «Часть и целое» 1, неоднократно ссылается на платоновского «Тимея», подчеркивая большую роль, которую этот диалог сыграл в формировании его собственного мировоззрения.

      Разумеется, интерес Гейзенберга к Платону  можно было бы объяснить философскими симпатиями творца квантовой механики. Тяготея к идеализму, Гейзенберг, проявляя интерес к древнегреческой философии, естественно, чувствует Платона более близким себе по духу мыслителем по сравнению, скажем, с Демокритом или Эпикуром.

        Однако физика Платона привлекла  к себе внимание отнюдь не  одного только Гейзенберга. Несколько лет назад, 16 ноября 1970 г., в Москве состоялся доклад о «молекулярной физике» Платона, прочитанный доктором физико-математических наук проф. Я. Г. Дорфманом. Этот доклад был заслушан на сессии отделения общей физики и астрономии Академии наук СССР 2.

      Из  этих фактов, разумеется, не следует, что  физики XX в. обнаруживают у Платона  нечто, могущее принести пользу в  их конкретной научно-исследовательской  работе.

      1 См.: Heisenberg W. Der Teil und das Ganze. Gespräche im Umkreis der Atomphysik. München, 1969.

      2 Содержание этого доклада было  позднее воспроизведено Я. Г.  Дорфманом в его «Всемирной  истории физики с древнейших  времен до конца XVIII века» 

      Ни  о каком непосредственном влиянии  античных натурфилософских построений на науку нашего времени говорить не приходится. Дело заключается в том, что в высказываниях Платона об элементарных структурных единицах физических тел имеются черты, в тех или иных отношениях близкие стилю мышления современных физиков. В настоящей работе ставится задача отметить некоторые из них и показать, что отмеченная близость отнюдь не сводится к чисто внешним аналогиям, а имеет значительно более глубокий характер.

      Обращаясь к физике Платона, хочется прежде всего подчеркнуть ее концептуальную близость к атомистике Левкиппа-Демокрита. Это утверждение может на первый взгляд показаться неожиданным: ведь атомистическое учение, созданное названными философами, принято трактовать в качестве наиболее последовательной формы античного материализма, в то время как Платон всегда считался ярчайшим представителем объективного идеализма — направления, прямо противоположного любому роду материализма. Известно, например, о ненависти, которую Платон питал к учению Демокрита,— ненависти, доходившей до того, что он якобы скупал и уничтожал все демокритовские сочинения.

      Тем не менее каково бы ни было личное отношение  Платона к Демокриту (а по сути дела мы об этом отношении ничего не знаем), утверждение о близости физической теории Платона к атомистике Демокрита, безусловно, соответствует истине. В этом отношении физика Платона резко противостоит его космологии, изложенной в том же «Тимее», причем это противопоставление подчеркнуто самим автором. Космос Платона имеет божественное происхождение: он создан Творцом, Демиургом в подражание некоему идеальному образцу; в силу этого процесс космообразования является творческим актом Демиурга. Однако, переходя к теории строения вещества, Платон начинает говорить о вещах, которые существуют не в силу какого-либо высшего замысла, а возникают и гибнут по законам необходимости. Сам Платон пишет об этом так:

        «Все до сих пор нами сказанное,  за незначительными исключениями, описывало вещи, как они были  созданы умом-демиургом.

 Однако  рассуждение наше должно перейти  к тому, что возникло силой  необходимости, ибо из сочетания ума и необходимости произошло смешанное рождение нашего космоса»  
 

Какие научные дисциплины возникли в Древней  Греции? 

      Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней  Греции и своей вершины достигла в VI в. до н.э., прежде всего в Афинах. Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободных афинянин не было неграмотных людей. Обучение начали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству,мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика- такие школы назывались палестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли, собирались со всей Аттики под городом Пирей, где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами. 

      Кроме этого существовали учебные заведения  более высокого уровня - гимнасии (греч. γυμνάζω). В них преподавался цикл наук - грамматика, арифметика, риторика и теория музыки, к которым в  ряде случаев добавлялись диалектика, геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.

      Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки  литературы, где изучали тексты величайших авторов, таких, как Гомер, Еврипид, Демосфен и Менандр; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).

      В IV в. до н.э. в Афинах возникает и  высшее образование. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме  лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.

      Совершенно  иначе строилось образование  в Спарте. Юных спартанцев обучали  письму, счету, пению, игре на музыкальных  инструментах, военному делу.

      Важнейшим показателем высокого уровня развития древнегреческой культуры стало появление у греков науки. В конце VIII в. до н.э. в Милете возникла целая научная школа, которую принято называть ионийской натурфилософией. Её представители - Фалес, Анаксимандр Милетский, Анаксимен впервые задумались о том, что является первопричиной мира. так, Фалес предположил, что в основе всего на Земле лежит вода, а Анаксимен - воздух.

[править]

Ученые  Древней Греции

[править]

      Сократ  — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

      Создав  «сократический» метод ведения  спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором  мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

[править]

      Учение  Платона — первая классическая форма  объективного идеализма. Идеи (среди  них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего  преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

[править]

Аристотель 

Ученик  Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах  бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.

Информация о работе Наука древней Греции