Наука древнего египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Египет – одна из древнейших цивилизаций. Все современные достижения, уходят своими корнями, в том числе и в культуру Египта.

Наука является органической частью любой культуры. Без научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Наука современной цивилизации развивалась столетия, а наука Египта тысячелетия. 2500 лет до н.э. египтяне уже обладали широкими познаниями в геометрии, медицине и астрономии. Специфика развития науки в Древнем мире заключается в том, что знания, их накопление, систематизации и анализ находились в руках жречества. Об уникальности положения ученых-жрецов в Египте говорит следующий факт. В 1906 году в местечке Телль Фараин учеными была обнаружена статуя египетского астронома Хархеби, жившего в III века до н. э.. На этой статуе высечена надпись: « наследный принц и князь, единственный спутник царя, посвященный в тайные писания».

Работа содержит 1 файл

Наука в Древем Египте.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра физики 
 
 

Реферат

Наука в Древнем Египте 

по дисциплине «Концепции современного естествознания» 
 

Выполнила:

Студентка гр. ПИ-119

Чижова  О.С. 

Проверила:

Преподаватель

Сидорова  Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2009

Оглавление: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

     Египет  – одна из древнейших цивилизаций. Все современные достижения, уходят своими корнями, в том числе и в культуру Египта.

            Наука является органической частью любой культуры. Без научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Наука современной цивилизации развивалась столетия, а наука Египта тысячелетия. 2500 лет до н.э. египтяне уже обладали широкими познаниями в геометрии, медицине и астрономии. Специфика развития науки в Древнем мире заключается в том, что знания, их накопление, систематизации и анализ находились в руках жречества. Об уникальности положения ученых-жрецов в Египте говорит следующий факт. В 1906 году в местечке Телль Фараин учеными была обнаружена статуя египетского астронома Хархеби, жившего в III века до н. э.. На этой статуе высечена надпись: « наследный принц и князь, единственный спутник царя, посвященный в тайные писания».

   Недоступность знаний основной массе населения и, безусловно, господство религиозного мировоззрения в какой-то степени сдерживали, но не могли полностью остановить развитие научных знаний. Особенно большого успеха египтяне достигли в математике, астрономии и медицине, то есть в максимально ориентированных на практику науках, которые используются множеством людей изо дня в день.

 

Астрономия

 

   О глубоких познаниях египтян в  астрономии говорят многочисленные надписи на стенах храмов и дошедшие до нас египетские карты звездного неба.

   Иероглифические тексты, несущие информацию об астрономических  достижениях  древних  египтян встречаются в Дайр эль-Бахри на потолках заупокойного храма царицы Хатшепсут, возведенного в XVI веке до н. э. Изображения созвездий и планет, духов и небесных Богов вырезаны на стенах поминального комплекса Рамсеса II, построенного в XIII веке до н. э. в Фивах. Там же в эпоху Нового царства были возведены гробницы фараонов, на потолках которых мастерски прорисованы карты ночного звездного неба.

   Уникальным  источником является папирус Карлсберг I, в котором встречается описание звездного неба. Этот папирус также  включал в себя справочник и сборник  комментариев к небесным картам, изображенным на потолках храмов. Карлсберг I состоит из 13 разделов, содержащих информацию о пространстве, течении времени, движении солнца и закономерностях Вселенной.

     В «Книге описания движения  звезд» говорилось о том, что  место бога Ра на ночном  горизонте занимает Осирис-Ях. Среди мириад звезд особое место принадлежало Сириусу, отождествляемому с Богиней Исидой и Богиней Сехмет. Считалось, что Богиня Сехмет, имеющая львиную голову, каждый год возвращалась в Египет после долгого путешествия и наполняла воды Нила. Плодородные земли (Та Кемет) в благодарность за милость богини одаривали египетский народ хорошим урожаем. На потолках погребальных пирамид, возведенных в эпоху V - VI династий, бог Осирис изображается плывущим в ладье. Его лик обращен назад к ладьям Сириуса-Исиды и плывущей за ним звезды Сепед. Звезда Сепед в древнем Египте олицетворяла Хора — Бога с соколиной головой. Египтяне верили в то, что звезды зарождаются в озере и возносятся на небеса. Уже в эпоху Среднего царства египтяне окружили особым почитанием пять планет солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венеру. Сатурн, называемый «Хор — Бык небес», «Восточная звезда, пересекающая небо» или Себа Иабти Джа Пет, представлялся египтянами, как человек с головой быка. В руке он держал скипетр уас, являвшийся символом верховной власти.

   Такое внимание к звездному небу объясняется  тем, что с древнейших времен люди стали замечать связь между событиями на земле с событиями на небе. Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная") и Анибус (то есть "Звезда Пса").  Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха.

             Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило совпадение трёх великих явлений природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры - это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих". На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.

                 Год делился на три сезона  по четыре месяца каждый. Месяц  состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных  созвездиям, названным в честь  божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не  постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные – короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались за богов.

             Египтяне хорошо изучили видимое  простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды  и блуждающие планеты. Звезды  были объединены в созвездия  и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одной из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.

            Научным и техническим достижением  было изобретение водяных и  солнечных часов. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.). Эти часы (рис. 8) состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная же пластина, отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня устанавливаются часы пластиной на восток, во второй — на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Уменьшенные копии водяных и солнечных часов использовались в египетских храмах для вотивных (т. е. приносимых по обету) жертвоприношений. Так, на одном изображении в храме в Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов.

     При раскопках гробниц фараонов Рамсесов VI, VII и IX, построенных в период Нового царства, исследователями были обнаружены изображения уникальных «звездных часов», состоящих из полумесячных интервалов. Они имели не 12, как раньше, а 24 деления. Каждое изображение сопровождалось текстом, объясняющим, каким образом можно определять время в темноте ночи. Рисунок представлял собой таблицу из девяти вертикальных и тринадцати горизонтальных линий, которые означали ночные часы. Рядом с таблицей было помещено изображение сидящего жреца. Следуя описанным объяснениям, два жреца в ночные часы садились на вершине храма с севера на юг лицом друг к другу. Один из них смотрел на лицо другого через отверстие в специальном приспособлении и отмечал на карте положение нужной звезды (у левого глаза, у правого глаза, напротив сердца и т. д.) Таким образом, с помощью таблицы и описания жрецы довольно точно могли определять ночное время. 

     В результате египетскими астрономами  был создан фундамент для будущего развития этой наукой арабами, а потом и европейцами с Средние века.

 
Математика

     Наше  знание древнеегипетской математики основано главным образом на двух папирусах, датируемых примерно 1700 до н.э. Излагаемые в этих папирусах математические сведения восходят к еще более  раннему периоду - ок. 3500 до н.э. Египтяне использовали математику, чтобы вычислять вес тел, площади посевов и объемы зернохранилищ, размеры податей и количество камней, требуемое для возведения тех или иных сооружений. В папирусах можно найти также задачи, связанные с определением количества зерна, необходимого для приготовления заданного числа кружек пива, а также более сложные задачи, связанные с различием в сортах зерна; для этих случаев вычислялись переводные коэффициенты.

Но главной  областью применения математики была астрономия, точнее расчеты, связанные с календарем. Календарь использовался для определения дат религиозных праздников и предсказания ежегодных разливов Нила. Однако уровень развития астрономии в Древнем Египте намного уступал уровню ее развития в Вавилоне.

Древнеегипетская  письменность основывалась на иероглифах. Система счисления того периода  также уступала вавилонской. Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим  числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число. С появлением папируса возникло так называемое иератическое письмо-скоропись, способствовавшее, в свою очередь, появлению новой числовой системы. Для каждого из чисел от 1 до 9 и для каждого из первых девяти кратных чисел 10, 100 и т.д. использовался специальный опознавательный символ. Дроби записывались в виде суммы дробей с числителем, равным единице. С такими дробями египтяне производили все четыре арифметические операции, но процедура таких вычислений оставалась очень громоздкой.

Геометрия у египтян сводилась к вычислениям  площадей прямоугольников, треугольников, трапеций, круга, а также формулам вычисления объемов некоторых тел. Надо сказать, что математика, которую египтяне использовали при строительстве пирамид, была простой и примитивной.

Задачи  и решения, приведенные в папирусах, сформулированы чисто рецептурно, без  каких бы то ни было объяснений. Египтяне имели дело только с простейшими типами квадратных уравнений и арифметической и геометрической прогрессиями, а потому и те общие правила, которые они смогли вывести, были также самого простейшего вида. Ни вавилонская, ни египетская математики не располагали общими методами; весь свод математических знаний представлял собой скопление эмпирических формул и правил.

   Развитие  математики в Египте было обусловлено  необходимостью постоянных разметок земельных  участков после разливов Нила, а  также все усложнявшейся архитектурой храмов, гробниц и дворцов, строительство которых требовало точных расчетов.

 

Медицина    

 

     Древнейшие медицинские трактаты были написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о познаниях египтян в медицине по свидетельствам древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

   Главными  богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами.Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Информация о работе Наука древнего египта