Наука в Древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:23, реферат

Описание работы

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Уровень развития материальной цивилизации…………………………..4

2. Мировосприятие и религиозные верования……………………………...6

3. Философия………………………………………………………………….8

4. Конфуцианство……………………………………………………………11

5. Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения)………………………………..15

6. Основные принципы учения Конфуция………………………………...17

7. Учение Конфуция о государстве………………………………………...19

Литература…………………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Культура Древнего Китая-Наташа.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

  Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

  
 

  Реферат

    по культурологи

  на  тему: Наука в Древнем  Китае 
 

                                   Выполнила:

      студентка I курса ФЗОДТ, 34у, ФММ

                                                                                 Серагина Наталья Александровна

                                                                                       Проверила:

                  доцент КФН Быкова Е.Е.

                                                                                                                                                                              
 

  п. Спасское

  2009

  Содержание

  Введение……………………………………………………………………….3

  1. Уровень развития материальной цивилизации…………………………..4

  2. Мировосприятие и религиозные верования……………………………...6

  3. Философия………………………………………………………………….8

  4. Конфуцианство……………………………………………………………11

  5. Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения)………………………………..15

  6. Основные принципы учения Конфуция………………………………...17

  7. Учение Конфуция о государстве………………………………………...19

  Литература…………………………………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия  и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

  Название  «хайнцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань ( 202г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь восходит европейское название европейское название Китая со времен античности: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china.

  Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и  политический комплекс с присущими  всем древним обществам закономерностями различных этносов и укладов:

  1. I-II тыс. до н.э. – возникновение государства, период Шань (Инь)

  2. XI-VIII - вв. до н.э. - государство Чжоу (Западное)

  3. VII-VI вв. до н.э. – период «многоцарствования»  (Лего)

  4. V-III вв. до н.э. – эпоха «воющих  царств»

  5. III вв. до н.э. – II в. н.э. –  империя Цинь и Хань

  6. III – VI вв. н.э. – период «трехцарствования»

  Уровень развития материальной цивилизации

  В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае  по берегам поселения раннегородского  типа, охватывающие одну или несколько  общин. Такие территориальные общины явились основой становления протогосударственных объединений. В конце II тыс. до н.э. во главе одного крупного этнически однородного конгломерата таких общин встала наиболее сильная община – Шанская. Ее предводитель обладал большими военными полномочиями и назывался ваном. Постепенно в общине – государстве Шан особое развитие получил культ предков вана, что выражалось особым покровительством богов роду вана. В дальнейшем сакрализация власти, в эпоху Западного Чжоу, ван был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением.

  Наиболее  значительные изменения в социально-политическом, экономическом и духовном развитии древнекитайское общества произошли  качественные сдвиги в развитии земледелия, ремесла и торговли. Первое упоминание о железоплавильном деле содержится в летописе, сообщающей об отливке в царстве Цинь железного треножника с записью уголовных законов ( 513г. д.э.). Эта дата фиксирует важную веху в развитии Древнего Китая и знаменует появление писанного государственного законодательства взамен устного обычного права.

  В период «воющих царств» бурно  развиваются различные виды более  сложных ремесел: ткацкого, столярного, лакового, керамического, ювелирного. Важное значение стала приобретать  международная торговля, расцвет  которой связан с открытием Великого Шелкового Пути от ханьской столицы Чанани через Азию на римский Восток. Свое название он получил из-за главного предмета китайского экспорта – щелка. Кроме него по этому пути вывозили железо, никель, драгоценные металлы, изделия ремесла. Предметами импорта были драгоценные камни, пряности, благовония.

  В эту эпоху создавались мощные крепостные стены, ограждающие царства  от набегов кочевников и друг друга. Позже они стали частью Великой Китайской стены, построенной в период империи Цинь, - мощного фортификационного сооружения, протяженностью почти четыре тысячи километров, состоящая из утрамбованной земли и каменных глыб. Сооружение стены длилось почти десять лет и стоило неимоверных тягот и людских потерь.

  Реформаторская  деятельность первого императора Цинь Шихуанди привела к ускорению социально-экономических процессов, обусловленных развитием частнособственнических и рабовладельческих отношений, и коренному переустройству общественной и политической жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Мировосприятие и религиозные верования

  Перемены  в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политичесеких, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества – от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенны в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек-мир» и тем более «человек-космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек-общество».

  Таким образом религия превращалась в  этику, а Небо олицетворяло собой  всеобщий порядок – космический  и нравственный. Подобная религиозная  картина позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществление гармонии.

  Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая  традиция не ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала  жить в согласии с природой. Более  подробно такие идеи развивались  в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших менталитет китайцев на долгие годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Философия

  Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения  и развития не испытала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне автохтонная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.

  Далее, я приведу тексты, характеризующие  китайскую классическую философию, которая представляет собой оригинальные, самостоятельно возникшие в Китае философские учения, не включающие иностранные источник (например, буддизм) и не опирающиеся на него.

  Уже в древних памятниках письменности: «Шу цзине» («Каноне писаний»), «Ши цзине» («Каноне стихов»), сложившихся в первой половине 1 тыс. д. э. содержалась философская терминология и значительная часть ее проблематики.

  Первым  философом Китая и по значимости учения, и по исторической достоверности  был Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). По сложившийся  традиции другого крупного китайского философа – Лао-Цзы, основателя даосизма, считают старшим современником Конфуция. Однако, это спорно, так как первые подлинно даосские тексты написаны позже конфуцианских.

  Само  Конфуцианство во II в д.э, уже обладая  превалирующим влиянием на духовную жизнь Китая, добилось официального статуса господствующей идеологии. Отношение к конфуцианству было гранью определяющей той или иной философской школы в истории всекитайской философии. Последнее можно отнести к одной из специфических черт развития китайской философии. Прежде, нежели указать и на другие, следует отметить одну из ее основополагающих – это иероглифический характер китайской культуры в целом, в отличие от алфавитной культуры греческого типа.

  Здесь истоки тотального натурализма, определяющего специфику китайской классической философии, и своеобразие эквивалента европейской науки логики – китайской нумерологии. Последняя согласно определению известного российского синолога А. Кобзева, есть форматизированная, теоретическая система, элементами которой являются математические или математико-образные объекты, связанные, однако между собой главным образом не по законам математики, а как-то иначе – символически, ассоциативно, фактуально, эстетически, мнемонически, суггестивно и т.д.».

  Классифицирование, составление таблиц, разложение по группам без обязательной логической обоснованности – для китайской  классической философии это знак достаточной познавательной оформленности. Получаются устойчивые числовые комплексы  феноменов окружающего мира («пять свойств», «семь занятий», «два очищения» и т.д.), которые пронизывают текстовую ткань китайской мысли и представляют собой ее отличительную черту.

  Встречающаяся в текстах практика вводит в состав таких комплексов феноменов макрокосмоса социальные понятия, что указывает на невыделенность человеческого плана из общекосмического в сфере древнекитайского теоретического мышления. С другой стороны, в «чисто» социальных моделях управления, созданных, по преданию, мифическими культурными героями Китая, в ряд равнозначных объектов поставлены и народ, и природа, и божества.

  Таким образом, соблюдается некая коррелятивная  согласованность природных и  социальных явлений. На представлении  об этой согласованности основывается концепция гармонического устройства мира, а главным принципом древнекитайской космологии устанавливается гармония.

  Космическая гармония, достигнутая в результате усилий культурных героев, связывала  различные аспекты бытия и  служила источником покоя 
(порядка)и в природе, и в обществе.

  Согласно древним, гармония основывалась на постоянстве двух космических начал – земли и неба, рождающая образы, уподобления которым обеспечивает народу (третьей космической сущности) покой (порядок). Принцип, регулировавший поведение народа в этой триаде, именовался в древнекитайских текстах «ли».

  Таким образом, первоначально «ли» выступает  как категория космической гармонии, соразмерность функционирования третьего космического начала (народа)двум другим (небу и земле). Благодаря своему статусу, категория «ли» приобретает регулирующее значение и в повседневной практики китайского общества, выступая здесь в роли нормы социальной жизни.

  Такая историко-социальная «протяженность»  философских категорий и понятий  повлияла в известной степени  и на форму подачи новой философской мысли. Специфичным для Китая является традиционная «обернутость» новой идеи, когда последняя только тогда может получить известное признание или право на достойное внимание, если будет истолкованием или восстановлением старинной концепции (будет введена в ареал одного из устойчивых числовых комплексов). 
 
 
 

Информация о работе Наука в Древнем Китае