Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
скорректировать
параметры Единой тарифной сетки (ЕТС)
применительно к сфере
усилить ответственность
государственных и
В среднесрочной перспективе предстоит:
поднять заработную плату преподавателей по крайней мере до уровня, отвечающего нормам, заложенным в существующем законодательстве;
усовершенствовать
систему пенсионного
разработать целевую программу улучшения жилищных условий работников образования, в том числе путем выделения льготных целевых кредитов на строительство и покупку жилья;
осуществить комплекс мер по социальной защите и поддержке учителей сельских школ.
9.2. Адресная социальная поддержка студентов и учащихся
В целях обеспечения общедоступности всех ступеней образования в условиях резкого усиления дифференциации доходов семей и ограниченности финансовых возможностей государства стипендиальное обеспечение должно приобрести адресный характер. Экономически неоправданно и социально неприемлемо дотировать с помощью стипендий высокообеспеченные семьи, дети из которых фактически имеют за счет ряда факторов, в том числе найма репетиторов, наибольший доступ к высшему образованию. В то же время государство призвано гарантировать студентам из малообеспеченных семей реальную возможность получения образования, что предполагает доведение размеров стипендии до уровня 50=процентов от прожиточного минимума для студентов, проживающих в семьях, и 2/3=v для малообеспеченных иногородних студентов.
Стипендиальный
фонд вуза (ссуза) формируется по ныне
действующей схеме и в условиях
самостоятельности
Студентам из малообеспеченных
семей должны также в преимущественном
порядке предоставляться
Указанные меры,
равно как и включение
Для учащихся из
семей среднего достатка стипендиальное
обеспечение, финансируемое за счет
бюджета, будет постепенно дополняться
или замещаться льготным образовательным
кредитованием и целевым
Наряду с введением новых мер необходимо сохранить традиционные меры социальной поддержки учащихся профессиональных училищ: бесплатное обеспечение питанием и форменной одеждой, улучшить финансирование соответствующих расходов.
В интересах
поддержки территориальной
площадь общежития учебного заведения не менее чем на 70=процентов используется по прямому назначению, т.=е.=для проживания учащихся (студентов);
плата за проживание учащегося в общежитии не превышает 30=процентов от прожиточного минимума;
в случае систематического нарушения указанных условий общежитие подлежит передаче другим профессиональным учебным заведениям.
Получат развитие дистанционное образование, а также открытие филиалов ведущих российских вузов в различных городах, что позволит остановить распространение такого негативного явления, как региональная замкнутость высшего образования и улучшить качество преподавания.
10. Реформирование системы управления образованием
Изменения в
государственно-политическом устройстве
и социально-экономической
За последние
годы произошли существенные сдвиги
в организации управления образованием.
Приведены в соответствие с федеративным
устройством России полномочия субъектов
Федерации и органов местного
самоуправления в образовательной
сфере. Заложена правовая база академической
самостоятельности учебных
Основная цель
дальнейшего реформирования управления
образованием=v создание эффективной
системы управления образованием, обеспечивающей
взаимодействие государства и общественности
в интересах динамичного
Исходя из этого предстоит решить следующие проблемы в области управления сферой образования.
Федеральный уровень:
формирование национальной образовательной политики и стратегии ее реализации;
правовое регулирование деятельности системы образования в целом;
прогнозирование рынка образовательных услуг и нормативно-правовое обеспечение его развития;
разработка и
принятие государственных
создание системы оценки и контроля качества образования, его соответствия образовательным стандартам;
создание государственной
системы лицензирования и аккредитации;
формирование государственного заказа
в сфере профессионального
разработка нормативов бюджетного финансирования образования; определение (установление) порядка финансирования системы образования;
финансирование образовательных учреждений федерального ведения; определение объема и порядка предоставления федеральных образовательных субвенций;
формирование
системы информационного
регулирование
имущественных отношений в
координация деятельности органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов Российской Федерации;
анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики; организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования; формирование и обеспечение деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования.
Региональный уровень:
прогнозирование
регионального рынка
нормативно-правовое регулирование деятельности системы образования в регионе;
разработка и
принятие национально-региональных компонентов
государственных
формирование регионального заказа в сфере профессионального образования;
разработка нормативов бюджетного финансирования образования на уровне региона;
финансирование образовательных учреждений ведения субъектов Федерации;
формирование региональных систем информационного обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития, включая статистическое наблюдение;
регулирование
имущественных отношений в
координация деятельности местных органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов Российской Федерации и федеральными органами управления образованием;
анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики; организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования;
анализ, поддержка и активное распространение инновационной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования;
формирование и обеспечение деятельности региональных систем подготовки,
привлечение общественности к решению проблем развития образования.
Уровень местного самоуправления:
развитие местного самоуправления через вовлечение широкой общественности в управление и развитие образования, в решение вопросов деятельности образовательных учреждений;
удовлетворение специфических образовательных потребностей населения;
формирование
муниципальной системы
непосредственный контроль за реализацией конституционных прав граждан на образование и обеспечение финансовых, материально-технических, кадровых и других условий, необходимых для нормальной деятельности учреждений образования;
обеспечение адресной социальной поддержки определенных категорий обучающихся, воспитанников;
создание нормативно-правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей функционирование и развитие образовательного учреждения.
Уровень образовательного учреждения:
осуществление образовательной деятельности;
индивидуализация образовательного стандарта, разработка программ, учебных планов и учебно-методических пособий;
изменение структуры и объемов профессиональной подготовки с учетом величины госзаказа, заказов предприятий и семей, а также прогнозируемой конъюнктуры рынка труда; разработка и реализация мер по планированию и поддержке профессиональной карьеры выпускников (для учебных заведений системы профессионального образования);
формирование внутренней структуры управления;
формирование совместно с органами управления образованием органов общественного управления (по типу попечительских советов);
маркетинг образовательных услуг;
реализация различных видов деятельности, в том числе предпринимательской;
распоряжение доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;
сдача в аренду имущества, в том числе переданного учредителем;
привлечение для обеспечения своей деятельности финансовых ресурсов из различных источников.
Информация о работе Концепция очередного этапа реформирования системы образования