Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
5.2. Современные педагогические технологии
На новом этапе
реформирования системы образования
необходим переход к новым
педагогическим технологиям и современным
методам образования. Обучающиеся
и особенно студенты техникумов (колледжей)
и вузов должны располагать более
значительным временем для самостоятельной
работы. Образовательный процесс
следует переориентировать на воспитание
творческой личности, подготовленной
к эффективной
Совершенствование педагогических технологий целесообразно осуществить в краткосрочной перспективе по следующим направлениям:
разработать и внедрить в образовательную практику новые технологии подготовки и переподготовки педагогов, способных работать в изменяющихся условиях вариативного образования, включая развитие навыков будущих учителей и преподавателей в области формирования индивидуальных учебных планов и образовательных программ, конкретизирующих требования государственного образовательного стандарта и с учетом индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
усовершенствовать деятельность методических служб;
улучшить обеспечение работников образования профессионально- педагогическими периодическими изданиями, методической и научной литературой;
расширить доступ
педагогов к современным
осуществить широкую информатизацию образования и осуществить внедрение новейших коммуникационных технологий.
Таким образом,
задача очередного этапа реформы
в области совершенствования
образовательных технологий состоит
в том, чтобы, опираясь на накопленный
отечественный и международный
опыт, перейти от сложившейся в
прошлом нивелирующей индивидуальность
системы единообразного обучения для
всех к современному и качественному
образованию для каждого, а также
интенсифицировать
в среднесрочной перспективе:
на основе перехода
к прогрессивным
установить порядок,
стимулирующий использование
осуществить комплекс
мер по подготовке учителей для сельской
малочисленной и
6. Образование и здоровье
Радикальные перемены
в государственно-политическом и
социально-экономическом
Такая динамика
состояния здоровья v результат не
только длительного воздействия
неблагоприятных социально-
превращения охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений деятельности органов власти и управления всех уровней;
коренного улучшения организации образовательного процесса исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализации учебной нагрузки, создания благоприятной бытовой среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития;
создания экономических условий для развития материальной базы спортивных, спортивно-оздоровительных и медицинских подразделений учреждений системы образования, использования для оздоровления учащихся возможностей других ведомств и негосударственных организаций, привлечения внебюджетных средств, развития системы дополнительного медицинского страхования обучающихся;
разработки научно-методических
и организационных основ
С этой целью необходимо осуществить следующие меры:
определить принципы
взаимодействия всех уровней власти
и управления в деле охраны и укрепления
здоровья обучающихся; рассмотреть
вопрос о целесообразности создания
служб, ответственных за организацию
здравоохранения и физического
воспитания в образовательных учреждениях
на всероссийском и региональном
уровнях; разработать и реализовать
вариативные социально-
выделить в
Федеральной программе развития
образования в России подпрограмму
"Образование и здоровье", в
которой определить комплекс мер
по формированию у учащихся ценностей
здорового образа жизни, предусмотреть
их организационное, кадровое и финансовое
обеспечение, создать механизмы
общественно-государственной
разработать циклы телевизионных и радиопередач, организовать издание популярной литературы для родителей и усилить поддержку общественных объединений и движений в этой сфере;
существенно улучшить организаторскую и практическую работу по созданию в образовательных учреждениях условий, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая упорядочение режима учебных занятий, предотвращение перегрузки аудиторными и домашними заданиями, улучшение питания, надлежащую постановку контроля за соблюдением медико-санитарных требований;
стимулировать
выполнение инновационных программ,
направленных на охрану и укрепление
здоровья детей, полноценное развитие
учащихся и студентов, дальнейшее развитие
системы валеологических и
внести изменения в содержание педагогического образования, направленные на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья и физического развития учащихся;
существенно улучшить физическое воспитание учащихся, поднять его роль в укреплении здоровья, усилить контроль за физической подготовкой школьников и студентов;
упорядочить работу
спортивных учреждений, санаториев-профилакториев,
спортивно-оздоровительных баз
принять меры к
более полному учету в
7. Реформирование структуры образования
В ряду задач очередного этапа реформирования системы образования одно из ключевых мест занимает ее структурная перестройка. Она является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития образования, обеспечивающим его гибкость, динамизм, способность к своевременному удовлетворению изменяющихся потребностей личности, общества и государства.
Реформирование содержания образования и организационно- экономического механизма должно интенсифицировать процессы структурной перестройки, что позволит обеспечить:
в дошкольном образовании:
развитие многообразных организационных форм и институциональных структур по оказанию коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим образовательные учреждения по состоянию здоровья;
в общем образовании:
расширение многообразия
общеобразовательных
развитие интеграции образовательных учреждений различных профилей и уровней в сельской местности, формирование на их базе культурно-образовательных комплексов;
перестройку сети учреждений дополнительного образования детей;
разработку и
внедрение в системе
в профессиональном образовании:
реальную ориентацию на рынок образовательных услуг и перспективный рынок труда;
оптимизацию организационных структур учебных заведений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для этого необходимо:
осуществить дифференциацию
образовательных учреждений начального
профессионального образования
по 4 группам: государственные федерального
уровня (подготовка рабочих кадров
для наукоемких производств и
высокотехнологичных отраслей); государственные
v уровня субъектов Российской Федерации,
как основные в системе начального
профессионального образования (реализация
образовательных программ по большинству
профессий в соответствии с потребностями
территориальных рынков труда); муниципальные
образовательные учреждения (обеспечение
потребностей в рабочих кадрах для
муниципальных предприятий
передать управление, собственность и финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования с федерального на соответствующий уровень;
реструктурировать
по мере готовности и по согласованию
с органами исполнительной власти субъектов
Федерации образовательные
обеспечить совместное использование на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений начального и среднего профессионального образования и их кадрового потенциалов;
усилить практическую подготовку учащихся начального профессионального образования на базе профильных предприятий;
разработать правовую базу для развития новых организационно-правовых форм в системе профессионального образования, в том числе предусматривающих соучредительство, с соблюдением условий добровольности и сохранения автономии учебных заведений.
Необходимо сформировать программу приоритетной поддержки ведущих вузов России, составляющих ее национальное достояние. Эта программа должна предусматривать развитие их кадрового и технического потенциала, в том числе за счет интеграции с профильными учреждениями Российской академии наук и федеральными научными центрами. Задача ведущих университетов v воспроизводство научной, культурной, управленческой и политической элиты страны v должна подкрепляться особым режимом финансирования этих вузов, имея в виду повышенный норматив финансирования в расчете на студента, выделение целевых средств на обновление материально-технической базы, полное финансирование общежитий из федерального бюджета. Состав ведущих вузов будет определяться на основе рейтингов по специальностям (направлениям подготовки).
Информация о работе Концепция очередного этапа реформирования системы образования