Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
провести за
счет средств федерального бюджета
1998=v 1999=годов, выделяемых на методическую
и инновационную работу Минобразованию
России, эксперимент по использованию
разработанного минимального содержания
образования и системы
разработать за счет средств инновационного фонда Минобразования России до 2000=года структуру и содержание 12-летнего среднего (полного) общего образования, определить меры по поэтапному переходу к нему с учетом реальных условий различных регионов страны;
в профессиональном образовании:
завершить разработку
и введение государственных
обновить за
счет средств федерального бюджета
1998=года государственные
разработать за
счет федерального бюджета целевую
программу подготовки учебной, учебно-методической
литературы в пределах федерального
комплекта учебников для
реализовать меры,
направленные на повышение открытости
системы вступительных
провести эксперимент
по отработке системы
в среднесрочной перспективе (2002 v 2005 гг.)
в целом по системе образования:
активизировать выполнение программ эффективной компьютеризации образовательных учреждений и широкого использования информационных технологий;
принять меры к
развитию дистанционного образования
и реализации принятых ранее программ
в области дистанционного образования;
обеспечить переход к новым педагогическим
технологиям, интерактивным методам,
практической направленности обучения
в сочетании с фундаментальной
теоретической подготовкой
осуществить реформирование
учебных планов и образовательных
программ в соответствии с государственными
образовательными стандартами на всех
ступенях и уровнях обучения общего
и профессионального
создать, в основном, национальную систему контроля качества образования, дифференцированную по ступеням и уровням общего и профессионального образования, в том числе организовав федеральный и региональные центры контроля качества и тестирования.
в общем образовании:
осуществить дальнейшее
развитие системы общего среднего образования,
обеспечить переход на 12-летнее общее
образование с достаточным
реализовать комплексную медико-социальную и психолого-педагогическую программу выявления, коррекции, поддержки и реабилитации обучающихся из числа представителей различных групп риска;
в профессиональном образовании:
привести перечни
направлений, специальностей и профессий
подготовки кадров в соответствие с
запросами на рынках труда и образовательных
услуг, обратив особое внимание на специальности,
определяющие научно-технический прогресс
и конкурентоспособность
обеспечить ориентацию
на подготовку рабочих и специалистов
преимущественно по широкому профилю,
позволяющую выпускникам
осуществить дальнейшее
развитие среднего профессионального
образования на основе формирования
системы неуниверситетского высшего
образования, объединяющей средние
специальные учебные заведения;
включить в тех случаях, когда
для этого имеются объективные
условия, средние специальные учебные
заведения в родственные по профилю
вузы, что позволит существенно изменить
профессиональную и информационную
среду для студенческих и преподавательских
коллективов средних
ввести национальные
стандарты информатизации высшего
профессионального образования, отвечающие
прогрессивным мировым
повысить качество
профессионального образования
на основе его широкой информатизации
и обеспечения новейшими
Для развития работы
по обновлению содержания образования
необходимо использовать фонды финансирования
инноваций, активно применять практику
конкурсов и грантов на написание
новых учебников, а также процедуры
лицензирования, аттестации и аккредитации.
Для получения объективной
5. Кадры образования и педагогические технологии
5.1. Развитие кадрового потенциала
Педагог v ключевая фигура сферы образования. Дальнейшее реформирование образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит от профессионального уровня педагогического корпуса, его приверженности высокой общественной миссии учителя, от качества подготовки педагогов, их личной причастности к решению многообразных проблем развития образования.
Несмотря на трудности переходного периода, сфера образования сохраняет высокий кадровый потенциал. В учебных заведениях общего и профессионального образования работает более 2 млн. воспитателей, учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения. В системе образования занято более 70 процентов докторов и кандидатов наук.
Объективные причины,
связанные с кризисным
ограничению конкурентоспособности сферы образования по сравнению с другими сферами приложения труда, что нашло свое отражение в значительном отставании заработной платы педагогических работников от средней по промышленности;
резким региональным контрастам в уровнях заработной платы педагогических работников;
слабой мотивированности молодежи к выбору педагогической карьеры.
Нарастают процессы
оттока из системы образования наиболее
квалифицированных
Дополнительную
напряженность порождает
На новом этапе реформирования системы образования центр тяжести в развитии содержания и методик обучения переносится в конкретное учебное заведение, класс, аудиторию, осуществляется конкретным педагогом в содружестве с коллегами, учащимися, семьей и общественностью.
В силу этого необходимой является установка на создание условий для культурного, духовного и профессионального роста всех без исключения педагогов, повышение их общественного статуса, а также значительное в среднесрочной перспективе улучшение оплаты и организации их труда, повышение уровня жизни.
В свете изложенного предстоит:
в краткосрочной перспективе (1998 v 2001 гг.):
организовать
выполнение программы поэтапной
реализации в 1998=v 1999=гг. норм действующего
законодательства, включая законы "Об
образовании" и "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании", определяющих
особенности социального
установить на
основе системы минимальных социальных
и государственных
привести в
соответствие с этими нормативами
штатную структуру и
пересмотреть с учетом новых задач и предлагаемого организационно-экономического механизма Положение об аттестации педагогических работников, провести аттестацию педагогического персонала с учетом реальных условий их деятельности;
существенно улучшить отбор студентов на педагогические специальности; осуществить поэтапный переход к преимущественному приему на контрактной основе для подготовки по этим специальностям за счет федерального и региональных бюджетов, предполагающей последующую педагогическую деятельность выпускников согласно назначениям органов управления образованием;
в среднесрочной перспективе (2002=v 2005 гг.):
осуществить экспериментальную проверку новых механизмов преподавательской карьеры и в случае положительного результата эксперимента ввести в действие новый механизм преподавательской карьеры в тесной увязке с системой социальных льгот и гарантий;
преодолеть отставание
системы педагогического
поднять уровень фундаментальной подготовки учителей и преподавателей системы профессионального образования, одновременно усиливая практическую направленность педагогического образования;
осуществить дальнейшее
развитие учебно-научных педагогических
комплексов (педвуз=v педучилище (педагогический
колледж), педвуз=v учреждение повышения
квалификации педагогических работников
и др.) с целью обеспечения
создать крупные зональные центры педагогического образования и их филиалы (на базе отдельных педагогических вузов), концентрирующие условия по научно-методическому обеспечению обновления содержания и технологий образования, а также по реализации программы подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации для системы педагогического образования;
реорганизовать
системы повышения квалификации
и переподготовки педагогического
персонала образовательных
перевести систему
дополнительного
разработать на федеральном уровне концепцию профессиональной карьеры учителей и преподавателей с определением ступеней их делового и творческого роста,
рекомендовать
субъектам Федерации
Информация о работе Концепция очередного этапа реформирования системы образования