Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
Неотъемлемым условием функционирования предлагаемого механизма являются нормативное подушевое финансирование и новая организация финансовых потоков.
Необходимо обеспечить
переход от постатейного финансирования
к модели, в основе которой лежит
нормативное подушевое
Предлагается ежегодно утверждать нормативы бюджетного финансирования на одного обучающегося (в том числе при вечерней или заочной форме обучения) и нормативы дополнительного финансирования специальных образовательных программ (на уровне соответствующего бюджета).
Учитывая реальные бюджетные ограничения, первоначально нормативы бюджетного финансирования обеспечат, прежде всего, безусловное покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты (стипендии, питание).
В краткосрочной
перспективе (1998=v 2001=гг.) для реформирования
организационно-экономической
В среднесрочной
перспективе (2002=v 2005=гг.) в полном объеме
должны быть реализованы меры, направленные
на структурную перестройку
3.2.
Основные принципы
финансирования
Для стабилизации экономического положения системы общеобразовательных учреждений и усиления гарантий реализации конституционных прав граждан на получение среднего (полного) общего образования необходим переход к нормативному подушевому финансированию общеобразовательных учреждений. С его помощью будет реально поддерживаться взаимосвязь между численностью учеников и размером бюджетных ассигнований.
Подушевое финансирование
будет осуществляться на основе норматива
бюджетного финансирования, который
в краткосрочной перспективе
определяется возможностями региональных
и местных бюджетов, а в среднесрочной=v
будет приближен к объективно
обоснованному нормативу
В 1998 г. будет
проведен эксперимент по переводу общеобразовательных
школ на нормативное подушевое
Принцип подушевого финансирования непосредственно неприменим к малокомплектной сельской школе, к сельской школе с малой численностью учащихся, к малокомплектной школе в городах в тех случаях, когда такая школа остается единственной в пределах транспортной досягаемости для определенного контингента учащихся. В указанных случаях, а также для детских домов и интернатов, спецшкол и специальных профтехучилищ для детей с противоправным поведением, для учреждений системы специального образования детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования должен быть предусмотрен особый порядок их нормативного финансирования. Федеральные нормативы подушевого финансирования предстоит ежегодно устанавливать в федеральном законе о бюджете.
Субъектам Российской
Федерации и органам местного
самоуправления рекомендуется при
наличии соответствующих
Регистрация образовательных учреждений в качестве юридических лиц и передача им от органов управления прав бюджетополучателей позволит:
превратить образовательные
учреждения в самостоятельных субъектов
финансово-хозяйственной
более четко разграничить права и обязанности органов управления образованием и образовательных учреждений, их ответственность за осуществление и развитие образовательного процесса;
существенно расширить
возможности образовательных
упорядочить и
сделать "прозрачной" практику использования
внебюджетных, в том числе родительских,
средств на дополнительные образовательные
услуги и на развитие материальной
базы (сверх государственных
Статус юридического лица получат все образовательные учреждения, за исключением сельских малокомплектных школ и школ с малой численностью учащихся. Однако для того, чтобы избежать поспешности и негативных последствий, на реализацию такого преобразования отводится три года. За этот период необходимо методически обеспечить преобразования, включая, прежде всего реализацию программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в том числе переподготовки руководителей образовательных учреждений по специальности "менеджер образования".
Конкретные процедуры
и механизмы превращения
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется принять участие в эксперименте и определить наиболее приемлемые для них сроки и условия перехода образовательных учреждений к самостоятельному хозяйствованию.
Начиная с 1999=г., целесообразно ввести целевые субвенции из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, предназначенные стимулировать увеличение ассигнований на общее образование и рост фактически исполняемого норматива финансирования. Право на получение субвенции будет обусловлено достижением в конкретном субъекте Российской Федерации определенных уровней таких показателей, как доля ассигнований на образование в региональном бюджете, фактическое исполнение бюджета образования, прирост норматива бюджетного финансирования общеобразовательных школ. Конкретизацию условий получения субвенций, включая установление контрольных уровней перечисленных показателей, предстоит осуществить на основе консультаций с органами субъектов Российской Федерации. В соответствии с расчетами объем федеральных субвенций составит в 1999=v 2001 годах в среднем около 5 трлн. рублей в=год.
3.3.
Финансирование
Учебные заведения профессионального образования будут выполнять следующие виды заказов (контрактов) на подготовку: государственный федеральный заказ, государственный региональный заказ, муниципальный заказ, заказы предприятий и организаций, заказы граждан.
Финансирование
госзаказа образовательным
В общий объем
финансирования госзаказа будет
входить стипендиальный фонд, принципы
распределения которого рассматриваются
в разделе 9.2.="Адресная социальная
поддержка студентов и
Государственный
заказ устанавливается в
В среднесрочной
перспективе (2002=v 2005 гг.) предполагается
сформировать условия для участия
в конкурсном распределении государственного
заказа и негосударственных
Предполагается
разработка Госкомстатом, Минэкономики,
Минтрудом, Минфином и Минобразованием
России системы контрольных
Норматив бюджетного
финансирования высших учебных заведений
в краткосрочной перспективе
определяется возможностями федерального
бюджета, а в среднесрочной=v будет
постепенно приближаться к объективно
обоснованному нормативу
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется развивать систему региональных и муниципальных заказов.
Государственный
региональный заказ будет охватывать
основную часть начальной и средней
профессиональной подготовки, а также
определенную долю высшего профессионального
образования. Он должен определяться соответствующими
органами субъектов Российской Федерации.
Рекомендуется вырабатывать эти
предложения на основе консультаций
с представителями
Уже в краткосрочной
перспективе будет обеспечено постепенное
увеличение нормативов финансирования
государственных заказов в
Информация о работе Концепция очередного этапа реформирования системы образования