Концепция очередного этапа реформирования системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Работа содержит 1 файл

Концепция очередного этапа реформирования системы образования.docx

— 95.51 Кб (Скачать)

произошло все  многообразие форм земной жизни.

      Жизнь возникла на земле абиогенным  путем.  В  настоящее  время   живое

происходит  только  от   живого   (биогенное   происхождение).   Возможность

повторного возникновения  жизни на земле исключена. 
 
 

                                    -8 -

          4. Естественнонаучные представления  о жизни и её эволюции 
 

    Дарвин  вскрыл движущие силы эволюции  живой природы. Он попытался  понять

и объяснить действительную природу  внутренних  противоречий  органического

мира. Его теория не только  объясняет  характер  этих  противоречий,  но  и

указывает пути, по которым они разрешаются в  мире животных и растений.

    Значительное  место  во  всех  трудах  Дарвина,  и   в   частности,   в

«Происхождении  видов», занимают доказательства  самого  факта  органической

эволюции.

    Сейчас  общепризнанно,  что  в  основе  всего  живого   лежат   сходные

химические соединения группы белков, среди которых особое  положение  имеют

нуклеопротеиды.  Это  —  соединения  белковых  тел  и  нуклеиновых  кислот.

Нуклеопротеиды  составляют основной компонент  клеточного  ядра  растений  и

животных.  Исследования  в  области  молекулярной  биологии  показали,  что

нуклеиновые   кислоты    ответственны    за    многие    важные    процессы

жизнедеятельности организмов. При этом  особую  роль  играют  макромолекулы

дезоксирибонуклеиновой  кислоты  (ДНК)  и  рибонуклеиновой  кислоты.  (РНК).

Молекула ДНК  во взаимодействии с  другими  субстанциями  клетки  определяет

синтез белка  и ферментов, регулирующих обмен  веществ в организме.  Белки  и

нуклеопротеиды (в  особенности ДНК и РНК)  являются  обязательной  составной

частью  всех  биологических  организмов.  Следовательно,  с  точки   зрения

химической эволюции они лежат  в  основе  жизни  всех  известных  на  Земле

биологических форм.

    Помимо  этого  между  неживой   и  живой  природой  существует  извечная,

непрерывная связь. «Между косным и  живым  веществом  есть  —  непрерывная,

никогда  не  прекращающаяся  связь,  которая  может   быть   выражена   как

непрерывный биогенный  ток атомов  из  живого  вещества  в  косное  вещество

биосферы, и обратно. Этот биогенный ток атомов вызывается живым  веществом.

Он выражается в непрекращающемся никогда дыхании, питании, размножении и т.

п.».

    На  единство  живой  природы  указывает   и  дифференцированность   тела

животных и растений. Таким образом, единство  мира  организмов  проявляется

как в их химическом составе, так и в  строении,  и  функционировании.  Этот

факт не мог  ускользнуть  от  внимания  естествоиспытателей.  Идея  сходства

живых организмов привела Ж. Кювье к учению о  типах  животного  царства.  В

дальнейшем она  получила разработку в трудах К.  Бэра,  Э.  Геккеля,  А.  О.

Ковалевского, И. И. Мечникова, которые доказывали, что  сходство животных не

может быть объяснено  иначе, как общностью их происхождения.

    На единство  органического мира указывает  и существование так называемых

промежуточных форм, к которым относятся  животные  и  растения,  занимающие

переходное, промежуточное  положение между крупными таксонами.

    В органическом  мире нет жестких границ между  его подразделениями. В  то

же время границы  между видами всегда реальны. Дарвин уделяет большое  место

проблеме вида и видообразования. Не случайно в  заглавие его труда  вынесены

слова «происхождение  видов».  Как  важнейшая  единица  систематизации  вид

занимает центральное  место  в  эволюционной  теории.  Задачей  эволюционной

теории  является  объяснение  механизма  возникновения  жизни  и  изменения

реальных видов  животных и растений, населяющих Землю.

    Доказательством   эволюции   служит   и   сходство   органов   животных,

выражающееся в  их  положении,  соотношении  в  общем  плане  строения  и  в

развитии  из  сходного  зачатка   зародыша.   Сходные   органы   называются

гомологичными органами.  Эволюционная  теория  объясняет  сходство  органов

общностью   происхождения   сравниваемых   форм,   тогда   как   сторонники

креационистских концепций истолковывали это  сходство как волю творца,

                                    - 9 -

   создававшего  группы животных по определенному  плану.

    Подтверждением  идеи  эволюции  является  отражение   истории   развития

организмов на их строении и на процессах  зародышевого  развития,  а  также

географическое  распространение организмов.

    Особое  место  в  разработке  и   углублении  эволюционных  представлений

занимает   генетика.   Представления   о   неизменности   генов    начинают

преодолеваться  в 20—30-е годы XX в. в связи с возникновением популяционной,

эволюционной генетики. Выяснение структуры  популяций  позволило  по-новому

посмотреть  на  эволюционные  процессы,  разыгрывающиеся  на  популяционном

уровне. Генетика дала возможность проследить основные  этапы  эволюционного

процесса от появления  нового признака в популяции до  возникновения  нового

вида. Она принесла в исследование внутривидового, микроэволюционного уровня

точные экспериментальные  методы.

    Элементарная  единица  наследственности  —   ген,  представляющий  собой

участок молекулы ДНК, который определяет  развитие  элементарных  признаков

особи.  Элементарная  эволюционная  единица   должна   отвечать   следующим

требованиям: конечности деления;

    способности  наследственного изменения в  смене биологических  поколений;

реальности и  конкретности  существования  в  естественных  условиях.  Такой

единицей эволюции считается популяция — элементарная единица  эволюционного

процесса,  а  наследственное   изменение   популяции   представляет   собой

элементарное эволюционное явление. Оно  отражает  изменение  генотипической

структуры популяции. Ген подвержен  мутациям  —  наследственным  изменениям

отдельных особей. Мутация — дискретное

изменение  кода  наследственной   информации   особи.   Различают   генные,

хромосомные, геномные, а также внеядерные типы мутаций.

    Процесс   возникновения  мутаций  поддерживает  очень  высокую   степень

генетической  разнородности  природных   популяций.   Но,   выполняя   роль

«поставщика» элементарного  материала, сам мутационный процесс  не направляет

ход  эволюционных  изменений,  он  обладает  вероятностным,  статистическим

характером.

    Закономерности  эволюции  находят  свое  выражение   в  жизни  отдельного

индивида, но движущие силы эволюции содержатся внутри системы  индивидов,  в

данном случае популяции. Разрешение противоречий популяции  служит  основой

всей эволюции и при этом определяет преобразование организма как  составной

части популяции. Отношения между  организмами  в  популяции  носят  сложный

характер. Их изучение  затрудняется  тем,  что  помимо  внутрипопуляционных

взаимодействий  организмы испытывают влияние со  стороны  других  популяций,

других видов  и еще шире — условий окружающей среды. 
 
 

                                   - 10 - 

                       5. Геологические  эры и эволюция  жизни 

      Под влиянием эволюционной  теории  и  геологам  пришлось  пересмотреть

свои представления  об истории нашей планеты. Органический мир  развивался  в

течении миллиардов лет вместе  с  той  средой,  в  которой  ему  приходилось

существовать, т.е. вместе с Землёй. Поэтому эволюцию жизни невзможно  понять

без эволюции Земли, и наоборот. Брат А.О. Ковалевского Владимир  Ковалевский

(1842-1883) положил  эволюционную теорию в основу  палеонтологии  –  науки   об

ископаемых организмах.

      Первые  следы  органических  остатков  геологи  обнаруживают   уже   в

древнейших  отложениях,  относящихся  к  протерозойской  геологической  эре,

охватывающей огромный промежуток времени – 700 млн лет. Земля в  тот  период

была почти сплошь  покрыта  океаном.  В  нём  обитали  бактерии,  простейшие

водоросли,  примитивные  морские  животные.  Эволюция  тогда  шла  настолько

медленно,  что  проходили  десятки  миллионов  лет,  пока  органический  мир

сколько-нибудь заметно  изменялся.

      В палеозойскую эру (продолжительностью  около  365  млн  лет)  эволюция

всего  живого  шла  уже  более  быстрыми   темпами.   Образовались   большие

пространства суши, на которой появились наземные  растения.  Особенно  бурно

развивались папоротники: они образовывали гигантские дремучие леса.  Морские

животные  тоже  усовершенствовались,  что  привело  к  образованию  огромных

панцирных рыб. В  каменноугольном (карбоновом)  периоде,  на  который  падает

расцвет палеозойской фауны и флоры,  появились  земноводные.  А  в  пермский

период, завершавший  палеозойскую эру и начинавший мезозойскую  (она  удалена

от нас на 185 млн лет) появились пресмыкающиеся.

      Ещё быстрее животный и   растительный  мир  Земли   стал  развиваться  в

мезозойскую эру. Уже в самом её начале пресмыкающиеся  стали  господствовать

на  суше.  Появились   и   первые   млекопитающие   –   сумчатые.   Всеобщее

распространение получили хвойные деревья,  возникли  разнообразные  птицы  и

млекопитающие.

      Около 70 млн лет назад наступила  кайнозойская эра. Виды  млекопитающих

и птиц продолжали  совершенствоваться.  В  растительном  мире  преобладающая

роль перешла  к цветковым. Сформировались виды животных и  растений,  которые

обитают на Земле  и сейчас.

      С возникновением человека около  2 млн лет  назад  начинается  нынешний

период  кайнозойской  эры  –  четвертичный   или   антропоген.   Человек   в

геологическом масштабе времени – совершенный младенец. Ведь 2  млн  лет  для

природы  –  чрезвычайно  малый  срок.  Наиболее  значительным   событием   в

Информация о работе Концепция очередного этапа реформирования системы образования