Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:14, курсовая работа
Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права России как отрасли права.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
- дать понятие конституционного права Российской Федерации и выделить основные виды его источников.
- определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права Российской Федерации.
- проанализировать роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации и роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России
Введение 3
1. Понятие и виды основных источников конституционного права Российской Федерации 5
2. Международные правовые акты – источники конституционного права
России 10
3. Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России 13
4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России 23
Заключение 26
Список использованной литературы
Источниками
конституционного права являются обычные
федеральные законы, если они регулируют
конституционно-правовые отношения, то
есть отношения по поводу установления
системы органов
Третий вид источников конституционного права составляют федеральные законы, законы РФ и законы РСФСР. Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы РФ.
Термин "федеральный закон" употребляется в Конституции РФ двояко: в широком смысле, в качестве совокупности всех законов, имеющих общефедеральное значение, которые распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации, а также в собственном значении - как закон, принимаемый Федеральным Собранием РФ или на референдуме и по юридической силе стоящий после Конституции РФ, законов о поправках к Конституции и федеральных конституционных законов16.
Так, реализация права избирать и быть избранным, которое закреплено в Конституции РФ, осуществляется посредством норм Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"17. С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует. Обратить внимание следует на на тот факт, что в Конституции РФ не закреплен конкретный перечень вопросов, по которым необходимо принимать федеральные законы.
Среди обычных федеральных законов выделяют Основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли или определенной сферы государственного управления. Они издаются по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Кодексы – это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Земельный кодексы и др.). Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам18, что определяет более высокое место федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам в иерархии источников права.
Некоторые из правовых актов СССР и РСФСР являются также источниками конституционного права РФ в силу правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Раздел второй Конституции РФ устанавливает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ19. Сохраняет свое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов их количество постоянно снижается.
Среди второй группы источников конституционного права, относящихся к подзаконным нормативным правовым актам, обязательным для исполнения на всей территории РФ, первый вид источников составляют указы и распоряжения Президента РФ. Такие акты обычны для главы государства. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, что соответственно определяет их «подзаконность», т.е. они могут быть отменены федеральным законом. Указы Президента могут быть как нормативными20, так и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента РФ или в случае пробелов в законодательстве. Вторые – это прежде всего акты непосредственного применения Президентом какого-либо закона. По кругу лиц и по времени действия они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции. В случае возникновения вопросов, требующих оперативного решения, Президент издает указы по отдельным моментам, относящимся к полномочиям парламента, которые действуют до того момента, пока не будут изданы соответствующие федеральные законы.
Ко второму виду источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства РФ. Правительство осуществляет исполнительную власть, поэтому оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. К числу источников конституционного права мы относим только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Нормативные правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения Правительства должны быть официально опубликованы. Постановления Правительства РФ являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению РФ и её субъектов21.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус и многие другие отношения конституционного характера регламентируются подзаконными нормативными правовыми актами, относящимися к третьему виду источников конституционного права, такими как постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Верховного Суда РФ и др. Все эти акты должны пройти обязательную регистрацию в Минюсте РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.
К третьей группе источников конституционного права относят судебные решения. Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.
Акты
правосудия могут двумя способами
влиять на систему норм. Во-первых, признавая
незаконными или
В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу.
Существуют два вида актов правосудия как источников права22. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками конституционного права, – постановления Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции РФ. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, определяем, что
1. Конституция РФ – основной источник конституционного права РФ как отрасли права.
2.
С изданием юридических актов
связано возникновение
3.
На федеральном уровне виды
источников конституционного
- законодательные акты РФ;
- подзаконные акты РФ;
- судебные решения.
4. Президент РФ в пределах своих полномочий, законодательная власть в лице Федерального Собрания РФ, судебная власть, исполнительная власть в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств принимают и издают законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия, т.е. обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые являются источниками конституционного права как отрасли.
5.
Конституционный Суд РФ
4.
Нормативные правовые
акты субъектов
Российской Федерации
и местных органов
самоуправления как
источники конституционного
права России
Нормативные правовые акты субъектов РФ и местных органов самоуправления входят в систему источников конституционного права и в порядке иерархичности (после Конституции РФ и федерального законодательства) регулируют правоотношения конституционного характера.
В системе источников конституционного права на уровне субъектов РФ можем выделить следующие виды нормативных правовых актов23:
I. Группа – законодательные акты субъектов РФ:
а) конституции, уставы субъектов Федерации
б) законы субъектов Федерации
II. Группа – подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций)
б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации
в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации
г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве)
д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.
Согласно ч.1 ст. 65 Конституции РФ в РФ существует двадцать одна республика в качестве субъектов РФ. И в восемнадцати республиках в качестве основных региональных правовых актов действуют на данный момент собственные конституции. Вопрос о том, насколько данные виды правовых актов являются источниками конституционного права РФ, является спорным. С одной стороны у нас есть единая Конституция, имеющая прямое действие на всей территории РФ, с другой в каждой из принятых данными субъектами Конституций провозглашено, что их собственный Основной Закон имеет прямое действие на всей территории субъекта. Конституции субъектов РФ, как и законодательство субъектов РФ необходимо рассматривать как неотъемлемые источники конституционного права как отрасли права.
Конституция РФ отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно24. Следовательно, органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. Акты, регулирующие отношения в сфере конституционного права, например, расширяющие права и свободы или усиливающие их гарантии, признаются его источником25.
Этот вывод не противоречит конституционному указанию в ст. 12 Конституции Российской Федерации на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации. Так как при любом толковании данной статьи ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией Российской Федерации органов самоуправления, осуществляющих публичную власть без издания правовых актов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного мы пришли к следующим выводам:
Информация о работе Источники конституционного права РФ, как отрасли права