Источники конституционного права РФ, как отрасли права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права России как отрасли права.

В связи с поставленной целью определились следующие задачи:

- дать понятие конституционного права Российской Федерации и выделить основные виды его источников.

- определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права Российской Федерации.

- проанализировать роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации и роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России

Содержание

Введение 3

1. Понятие и виды основных источников конституционного права Российской Федерации 5

2. Международные правовые акты – источники конституционного права

России 10

3. Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России 13

4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России 23

Заключение 26

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

4а - тема № 5 - источники КПРФ.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     К числу специфических источников относятся нормативные решения  Конституционного суда РФ, например, в  части толкования Конституции РФ, и аналогичные решения органов  конституционного контроля (надзора) субъектов РФ. Эти органы действуют в небольшом числе субъектов РФ.

     Исключительно редко в системе источников российского  конституционного права встречается  конституционно-правовой обычай. Это  сложившиеся в практике правила  поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записываемые в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые. Он имеет устный характер.

     Исходя  их вышеизложенного определяем, что:

  1. Источники конституционного права – это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера.
  2. Юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
  3. Существует особый порядок не только принятия нормативных

     правовых  актов, но и их отмены, изменения и признания утратившими силу. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.

  1. Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.
  2. Закрепление конституционно-правовой нормы в нормативном правовом акте подчинено объективным реалиям и сложившимся на данный момент общественным отношениям, что придает норме высокий уровень юридической значимости.
  3. Закрепление конституционно-правовой нормы в законе зависит от размера территории, на которую распространяется данная норма, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы.
 
 
 
 
 
 
 

2. Международные правовые  акты – источники  конституционного  права России 

     В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению  к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное  нормотворчество демократических правовых государств. Именно международные правовые нормы определяют основные права и свободы человека.

     Ч. 4 ст.15 Конституции РФ гласит, что  если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила международного договора. В Конституции РФ закреплены правила о том, что первое - общепризнанные нормы и второе - принципы международного права являются частью национальной правовой системы7, тем самым становятся еще одним источником конституционного права.

     1.Под  общепризнанными нормами в международной  практике понимаются нормы, которые  «признаны достаточно представительным  большинством государств»8. Форма их существования – международный обычай и международный договор.

     2.Принципы  носят универсальный характер, поскольку составляют фундамент мирового правопорядка. Они охватывают как традиционные, так и новые области международных отношений, определяя направленность и характер международно-правового регулирования в целом. Отсылка к международным договорам и общепризнанным нормам международного права содержится и в ряде других конституционных статей.

     В РФ вопросы договорной деятельности наряду с нормами международного права регламентируются специальным  ФЗ РФ «О международных договорах  Российской Федерации»9. Под международным договором, являющимся источником конституционного права, понимается соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), либо с международной организацией в письменной форме, регулируемое международным правом. Ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона.

     Приоритет международных норм действует только в отношении обычных законов, а не конституционных норм. Органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции РФ. Если же такой договор заключен, то действуют конституционные нормы, иначе это было бы равнозначно отказу от государственного суверенитета.

     Среди межгосударственных договоров, имеющих  важное значение для российской конституционной практики в силу признания их Конституцией РФ частью российской правовой системы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод10  и др.

     Как уже говорилось выше о видах источников конституционного права как отрасли  права, существуют также и «внутрифедеральные»11 договоры. К группе внутригосударственных относятся Федеративный договор1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. В случае несоответствия Конституции РФ Федеративного договора действуют опять же нормы Конституции РФ.

     Исходя  из вышеизложенного, определяем:

     1. Признание – ратификация РФ  международных договоров означает  принятие российским законодательством международной правовой нормы в качестве источника конституционного права.

     2. Такие юридические факты, как  ратификация, выполнение, прекращение  и приостановление действия международных  договоров, закрепленные в виде  нормативных правовых актов также являются источниками конституционного права как отрасли права.

     3. К числу источников конституционного  права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых  Государств, одним из членов которого  является РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Федеральные нормативные  правовые акты  как источник конституционного  права России 

     Все источники конституционного права  различаются по юридической силе, которая определяется в зависимости  от того, каким органом издана.

     Далее мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедерального значения, поделенные на две группы12:

     I.Группа – законодательные акты РФ:

1. Конституция  РФ.

2. Федеральные  конституционные законы.

3. Федеральные  законы и законы РФ, законы  РСФСР.

     II. Группа – подзаконные акты РФ:

1. Указы и распоряжения Президента РФ.

2. Постановления  и распоряжения Правительства  РФ.

3. Распоряжения, инструкции, приказы и другие  нормативные правовые акты законодательной,  исполнительной и судебной власти  на общефедеральном уровне.

     III. Группа – судебные решения.

     Конституция как источник конституционного права  имеет первостепенное значение. Конституция  РФ, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г.

     Конституция как источник права характеризуется  и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

     Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст.15);

     в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

     значение  Конституции как основного источника  определяется и тем, что установленные  в ней нормы выступают в  качестве формы воплощения государственной  воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

     Конституция по сравнению с другими источниками  является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного  значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

     Осуществление конституционных норм в качестве источника конституционного права  протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование  и применение.

     Соблюдение  выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является неактивное поведение, т. е. он не совершает действий, запрещенных Конституцией РФ). "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации"13.

     Исполнение  конституционных норм (в отличие  от соблюдения) предполагает активную деятельность субъектов, требуемую  нормами Конституции РФ и направленную на достижение выдвинутых ею задач  и целей: "Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы"14 ; "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст. 57 Конституции РФ). В ней установлены три способа исполнения:

  1. Все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию РФ и законы РФ;
  2. Государство обязано исполнять международные договоры РФ;
  3. Граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности

     Использование связано с процессом реализации конституционных прав и свобод, т.е. субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права данным источником. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации" (ч.2 ст.27 Конституции РФ); "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения" (ч.3 ст. 35 Конституции РФ).

     Применение  конституционных норм в качестве основного источника конституционного права предполагает властное вмешательство  государства, его органов и других субъектов в реализацию непосредственно Конституции РФ. Выделяют три способа применения конституционных норм15:

  1. Обособленное от других, самостоятельное применение субъектами норм Конституции РФ
  2. Применение норм Конституции РФ совместно с иными нормами права
  3. Использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и толкования других правовых норм

     По  предметам ведения РФ принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории РФ и служащие также источниками конституционного права.

     Второй  вид источников конституционного права, имеющих особое значение в системе федеральных нормативных правовых актов, составляют федеральные конституционные законы. Согласно ст. 108 Конституции РФ они обладают следующими специфическими (присущими только им) чертами:

  1. Развивают и дополняют Конституцию РФ;
  2. Принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ;
  3. Обладают большей юридической силой, чем обычный закон;
  4. Подготавливаются в особом сложном порядке;
  5. Не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации;

     По  своей юридической силе федеральные  конституционные законы занимают промежуточное  место между Конституцией РФ и  обычными федеральными законами, принимаются  по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции РФ, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам").

     В настоящее время в РФ действуют федеральные конституционные законы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве Российской Федерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и другие ФКЗ РФ.

Информация о работе Источники конституционного права РФ, как отрасли права