Конституционное право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:37, реферат

Описание работы

Анализ конституционных положений позволяет выявить основные черты местного самоуправления в России, и в частности отнесение к ведению органов местного самоуправления вопросов местного значения, реализация местного самоуправления в рамках муниципальной деятельности, сочетание в муниципальной власти двух начал – общественное и государственное, т.е. ориентировка на концепцию теории дуализма муниципального управления.

Содержание

Введение 3
1 Содержание полномочий местного самоуправления…………………………… 5
2 Круг вопросов, относящихся к компетенции местного самоуправления…….. 7
3 Дополнительный круг вопросов отосящихся к компетенции местного самоуправления………………………………………………………………………… 17
4 Вопросы, входящие в предмет ведения органов местного самоуправления в г. Ижевске……………………………………………………………………………. 19
5 Заключение………………………………………………………………………… 25
6 Список использованной литературы……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КПРФ.DOC

— 214.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение 3
1 Содержание  полномочий местного самоуправления…………………………… 5
2 Круг вопросов, относящихся к компетенции местного самоуправления…….. 7
3 Дополнительный круг вопросов отосящихся к компетенции местного самоуправления………………………………………………………………………… 17
4 Вопросы, входящие в предмет ведения органов местного самоуправления в г. Ижевске……………………………………………………………………………. 19
5 Заключение………………………………………………………………………… 25
6 Список использованной литературы…………………………………………….. 27

 

    Введение

 

        Конституция от 12.12.1993 г. провозгласила Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Одновременно Конституция РФ, определяя российское государство как демократическое, признает и гарантирует местное самоуправление. П. 2 ст. 11 Конституции РФ гласит «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». «...Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» о чем говорит  п.1 ст.11 Конституции. Таким образом, как выражение государственной власти народа местное самоуправление рассматривается как основа конституционного строя.

        Анализ  конституционных положений позволяет выявить основные черты местного самоуправления в России, и в частности отнесение к ведению органов местного самоуправления  вопросов местного значения, реализация местного самоуправления в рамках муниципальной деятельности, сочетание в муниципальной власти двух начал – общественное и государственное, т.е. ориентировка  на  концепцию теории дуализма муниципального управления.

        Законодатель  довольно трепетно относится к формализации функций органов местного самоуправления, поскольку в своей совокупности они показывают возможность и эффективность всей системы местного самоуправления, характеризуют  социальное  предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления. А наличие пробелов в законодательстве ведет к проблемам в области  правоприменения и нередко спорам и судебным тяжбам.

        Преодоление возникших  проблем носит  актуальный характер.

        Обратимся к библиографии вопроса.

        Конституция РФ от 12.12.93 г. содержит в себе основополагающие черты  местного самоуправления. Также они  находят свое воплощение и развитие в федеральных законах, конституциях, уставах, законах и иных правовых актах субъектов Федерации.

        Документом, наиболее полно излагающим понятие  местного самоуправления, считается Европейская Хартия о местном самоуправлении 1985 г. Так, согласно  п.1  ст. 3 Хартии  под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под совою ответственность  и в интересах местного населения. 

        К федеральному законодательству необходимо отнести Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года, который закрепил, что местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

        Также, к  источникам, определяющим компетенцию  органов местного самоуправления можно отнести нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ – Конституция УР, Устав города Ижевска.

        Общее  представление  о системе органов местного самоуправления, об объеме и порядке наделения органов местного самоуправления полномочиями дает  юридическая  литература. К ней можно  отнести учебник Муниципальное право под редакцией Никитина А.М., а также учебник, имеющий аналогичное название, автора Баранчикова В.А.

        Об  имеющейся проблематике в области  полномочий органов местного самоуправления можно узнать из научно-практических  комментариев отдельных авторов к действующему законодательству. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    
  1. Содержание  полномочий местного самоуправления
 

        Согласно  ч.1 ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления, основные  полномочия органов местного самоуправления  устанавливаются Конституцией или законом. Тем не менее,  это положение не исключает  предоставления органам местного самоуправления в соответствие с законом полномочий  для  выполнения конкретных задач. Часть 5 указанной статьи говорит о возможности делегирования полномочий каким – либо центральным или региональным органом власти органам местного самоуправления.

        Ст. 6 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления  РФ» закрепляет в ведении муниципальных образований  вопросы  местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

        Кроме того, муниципальные образования  вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из ведения  и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти, о чем говорит п.2 ст. 6 Закона. Эта  форма закрепления компетенции местного самоуправления позволяет законодателю наиболее полно охватить правовым регулированием основные направления деятельности местной публичной власти.

        Таким образом, на законодательном уровне за органами местного самоуправления закреплены довольно широкий круг полномочий, регулирующий правоотношения в различных сферах государственного управления:

  • на местном уровне (исключительные  полномочия)
  • в пределах субъекта РФ
  • в пределах РФ
 

        Исключительные  полномочия органов местного самоуправления.

        Вопросы местного значения - это вопросы  непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

        Например, к исключительной ведению представительного  органа местного самоуправления относятся полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Оперативное управление муниципальной собственностью осуществляется главой муниципального образования, другими должностными лицами. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Глава муниципального образования обеспечивает составление проекта бюджета и организует исполнение утвержденного бюджета и др.

        Государственные полномочия – как одно из составляющих полномочий органов местного самоуправления. 

        Включение в предметы ведения местного самоуправления отдельных государственных, которыми они могут наделяться, расширяет круг полномочий органов местного самоуправления.

        П.4 ст.  6 Федерального закона «Об общих принципах...» закрепляет порядок и условия осуществления этих полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

        Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству. Условия и порядок контроля определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.

        Не  допускается передача государственных  полномочий по вопросам административно - территориального устройства, регулирования межбюджетных отношений. В случае, если выполнение переданных полномочий по причинам, не зависящим от органов местного самоуправления, становится невозможным, они могут быть возвращены досрочно соответствующему органу государственной власти вместе с полученными на их осуществление материальными и финансовыми ресурсами. Органы государственной власти вправе по собственной инициативе принять на себя выполнение переданных полномочий.

        Формы закрепления предметов ведения органов местного самоуправления:

        а) При решении вопросов местного значения субъекты местного самоуправления действуют в двух юридических формах:

  • исполняют нормы действующего законодательства по различным вопросам местного значения;
  • самостоятельно принимают нормативные акты по формированию управленческих структур местного самоуправления и решению задач, стоящих перед местной властью.

        б)  Осуществление отдельных государственных полномочий 
    органами местного самоуправления, которыми они наделены, возможно, только путем исполнения юридических предписаний органов государственной власти, которые  наделили  их  этими полномочиями.

        При решении любого важного вопроса, имеющего государственную значимость, должны быть соблюдены три обязательных условия:

        во-первых, правовой основой должен быть только 
    закон Федерации или ее субъекта;

        во-вторых, необходима одновременная передача соответствующим местным органам необходимых материально-финансовых средств;

        в-третьих, обязательно сохранение государственного контроля за органами местного самоуправления. Такой контроль включает возможность дачи указаний по осуществлению местными органами государственных полномочий, оценку их деятельности по качеству и содержанию принимаемых правовых актов, отмену последних и т.д.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    
  1. Круг  вопросов, относящихся  к компетенции местного самоуправления.
 

      Организационно-административные вопросы (в частности, к ним относится  принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением, охрана общественного порядка, организация о содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью и другие.

      Экономические вопросы – это владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов и другие.

      Вопросы социально-культурного значения, к  которым относятся  вопросы о  содержании и использовании муниципального жилищного фонда и нежилых помещений,  организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального среднего образования и другое.

      Для  уяснения содержания полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения необходимо детальное рассмотрение данных вопросов.

      Принятие  и изменение уставов муниципальных  образований, контроль за их соблюдением.

     Владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью.

    Вопросы режима и использования муниципального имущества решаются в соответствии со ст. 215 ГК РФ. Муниципальное образование по отношению к муниципальному имуществу обладает всеми правомочиями собственника, т.е. вправе им владеть, распоряжаться и пользоваться. От имени муниципального образования право собственника осуществляют органы местного самоуправления либо по их специальному поручению юридические лица и граждане.

Информация о работе Конституционное право РФ