Культура торговли и основные направления ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

перед данной курсовой работой стоит цель на примере работы магазина «КОЛОБОК» рассмотреть роль технического прогресса в розничной торговле, формы его проявления и влияние, которое он оказывает на культуру обслуживания населения.

Содержание

Введения
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Культура торговли и качество торгового обслуживания
1.1.1 Услуги розничной торговли как факторы повышения культуры обслуживания
1.1.2 Требования, предъявляемые к услугам торговли
1.2 Технический прогресс и его влияние на развитие торговли
1.2.1 Автоматизация расчетно-кассовых операций
1.2.2 Механизация и автоматизация торгово-технологических процессов в магазинах и их влияние на уровень культуры обслуживания
II ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ
2.1 Объекты исследования. Характеристика торгового предприятия
2.2 Методы исследования
III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Применение прогрессивных форм продажи и методов обслуживания в магазине «КОЛОБОК»
3.2 Способы денежных расчетов с покупателями в магазине «КОЛОБОК»
3.3 Планировка и размещение торгового оборудования «КОЛОБОК», как факторы повышения торгового обслуживания
3.4 Изучение технологической схемы организации торгового процесса в магазине «КОЛОБОК»
3.5 Оценка качества культуры обслуживания в магазине «КОЛОБОК» с учетом теста мнения покупателей
3.6 Пути совершенствования торгового процесса в магазине «КОЛОБОК»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А,Б

Работа содержит 1 файл

Курсовая Коммерчиская деятельность.docx

— 379.64 Кб (Скачать)

     Ккр.м = Птз / 2 * n * Т; 

     где Ккр.м - количество рабочих мест;

     Птз – площадь торгового зала;

     n – площадь торгового зала на одного покупателя, м2;

     Т – средние затраты времени  покупателя на обслуживание. 

     Ккр.м =208,07/ 2* 7* 7= 2,1 

     Данный  показатель соответствует действительному  количеству рабочих мест кассиров-контролеров  в магазине «КОЛОБОК» в зале самообслуживания, что свидетельствует о соблюдении рациональности при размещении рабочих мест. С расчетом размещения торгового оборудования (Приложение А), площадь для покупателей составляет 50%, что соответствует требованиям и обеспечивает свободное движение покупателей, тем самым не задерживая времени на их обслуживание, и повышая качество торгового обслуживания. Как видно из рисунка 1 (Приложения А), товары наиболее массового спроса (мясо и мясные продукты, рыба и рыбные продукты, молоко и молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия) расположены в глубине зала, что является целесообразным, поскольку частый спрос на эти продукты требует частого пополнения их текущих запасов, поэтому охлаждаемые витрины и горки для них установлены около кладовых и помещений, где товары подготавливаются к продаже. При размещении торгового оборудования с данными товарами было учтено то, что если разместить их около входа/ выхода это может повлечь скопление покупателей, создать неудобства при осмотре, отборе продуктов, затормозить процесс товародвижения. 

     Проанализировав схему торгового зала магазина «КОЛОБОК», расстановку оборудования, можно сделать вывод о том, что она:

  1. обеспечивает свободный доступ к товарам;
  2. входящие и выходящие потоки разделены путем рационального размещения входа, выхода, узла расчета, торгового оборудования, товарного ассортимента;
  3. рационально спроектирован рекламный проект, способствующий информационному обеспечению покупателей;
  4. обеспечена просматриваемость торгового зала и система сохранности товаров.

     При оказании дополнительных услуг, таких  как кафетерий, столы заказов  и другие, их следует располагать  с внешней стороны расчетного узла относительно торгового зала. Это учтено в магазине «КОЛОБОК» и такой вид дополнительной услуги как кафетерий расположен в прилегающем помещении, что очень удобно, так как поток покупателей не стеснен. 

     3.4 Изучение технологической  схемы организации  торгового процесса  в магазине «КОЛОБОК»

     Технический прогресс требует для развертывания  своих направлений постоянного  создания предпосылок в технике, производстве, экономике. Так, применительно  к продовольственному комплексу  достижения технического прогресса  ведут к коренным изменениям в  транспортировке, хранении, переработке  и продаже продукции. Иначе говоря, речь идет о существенных, а в  ряде случаев и принципиальных изменениях многосложной технологической цепи от поля до стола потребителя.

Технический прогресс – это непрерывное совершенствование  всех сторон общественного производства на базе взаимообусловленного и комплексного развития и повсеместного использования  достижении науки,

     техники и технологии с целью практического  решения социально-экономических  проблем общества.

     Торгово-технологический  процесс в магазине – это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда  и времени и высокой культуре обслуживания.

     Технологический процесс состоит из основных и  вспомогательных операций.

     Основные  операции: выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, то есть операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей.

     Вспомогательные операции: приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, таро оборот, то есть операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары. 
 
 

     Торгово-технологический  процесс в магазине «КОЛОБОК» можно разбить на три части:

     1) операции с товарами до предложения  в торговом зале покупателям  (загрузка, доставка в зону приемки,  приемка, доставка на хранение, подача в торговый зал, выкладка);

     2) операции по непосредственному  обслуживанию (встреча покупателей,  предложение товара, отбор товаров,  расчет);

     3) дополнительное обслуживание (сбор  использованной тары, предоставление  услуг кафетерия).

В магазине осуществляется разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, хранение, подача в торговый зал. Поскольку требуется накопление товаров в торговом зале, поэтому  имеются помещения для хранения. Продажа товаров методом самообслуживания требует переноса операций по нарезке  продуктов, их упаковке и этикетировке за пределы торгового зала - в фасовочные цеха или производственные предприятия, что дает возможность применять в них высокопроизводительные машины и оборудование,

     обеспечивающие  ритмичность работы и более высокую  производительность труда фасовщиков.

     Эффективность схемы механизации торгово-технологического процесса для каждого конкретного  магазина зависит от правильного  подбора и эксплуатации технических  средств. Для чего необходимо:

     а) определить кратчайшие пути перемещения  груза;

     б) максимально приблизить места хранения к местам разгрузки и отпуска  товаров;

     в) чтобы помещения для фасовки  по возможности примыкали к торговому  залу;

     г) предусмотреть помещения для  приемки и хранения товаров;

     д) чтобы ширина проходов соответствовала  габаритам транспортных средств;

     С целью исключения лишних операций, таких как погрузка и разгрузка  тележки, в магазине «КОЛОБОК» применяют тару-оборудование. В этом случае схема выглядит следующим образом:

  1. перемещение товаров к заднему борту автомашины;
  2. подача товаров в помещение приемки;
  3. приемка товаров по количеству и качеству;
  4. подача товаров в торговый зал;
  5. возврат тары-оборудования без товара;
  6. погрузка тары-оборудования в кузов автомашины.

Таким образом, в магазине «КОЛОБОК» процесс механизации осуществляется на всех стадиях процесса товародвижения на основе применения подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации, тары-оборудования, использования режущих, фасовочных, упаковочных машин и автоматов, весоизмерительного оборудования, электронных кассовых аппаратов, холодильного оборудования, а также используются автоматизированные системы управления, что в значительной степени определяет возможность доведения товаров до потребителей с

     сохранением их качества, с минимальными затратами  труда и времени и высокой  культуре обслуживания. 
 
 
 
 
 
 
 

     3.5 Оценка качества  культуры обслуживания  в магазине «КОЛОБОК» с учетом теста мнения покупателей 

     Для изучения, анализа, оценки мнений потребителей о качестве культуры обслуживания был  проведен опрос покупателей в  ноябре 2007 г. в магазине «КОЛОБОК» . Было опрошено 60 потребителей в возрасте от 20 до 60 лет, из которых 25 % – в возрасте от 20 до 30 лет, 50 % – от 30 до 50 лет и 25 % – от 50 до 60 лет. Из всех опрошенных женщины составляли 70 %.

     Анкета  опроса покупателей приведена в  Приложении Б.

     По  вопросу о частоте совершения покупок в данном магазине возникли затруднения при подсчете результатов, так как опрашиваемые достаточно неоднородно давали ответы. Однако в основном они совершают покупки  по мере необходимости, вероятность  возникновения, которой у 58% опрошенных происходит ежедневно, а иногда несколько  раз в день; либо желания, что делает весьма затруднительным выявление  какой-либо тенденции в приобретении продукции именно в магазине № 2. 32,9% покупателей ответили, что начали посещать магазин раз в два - три  дня совершенно случайно, из любопытства. 9% - от времени к времени; 0,1% - не посещают, по определенным сложившимся обстоятельствам. Из этих данных можно сделать вывод  об известности магазина и говорить о наличии как абсолютно лояльных, так и о лояльных потребителей.

На вопрос об ассортименте предлагаемой продукции  в магазине «КОЛОБОК», 86 % опрошенных говорили об устойчивости и достаточно широком выборе продукции, способной удовлетворить значительное количество потребностей и предпочтений; 12 % - не отрицали возможности расширения товаров и обеспечения большей постоянности предлагаемой продукции; 2% - считают ассортимент не достаточно разнообразным, не 
 
 

     всегда  отвечающим возникающим пожеланиям. Однако практически все отмечают, что предлагаемая хлебобулочная  и молочная продукция представлена достаточно широко, что оказывает  положительное воздействие на восприятие ассортимента в целом по магазину.

     По  вопросам об интерьере, санитарном состоянии  торгового зала и работников магазина, а также о чувствах, вызываемых от посещения данного магазина, практически  половина (62%) отзывались положительно, а остальные (38%) – равнодушно, как  и от посещения любого другого  магазина. Следует отметить тот факт, что негативно никто не отозвался.

     Значительная  часть посетителей (73%), оценивая затраты  времени на ожидание обслуживания, считают их максимально приближенными  к идеальным и удовлетворены  быстротой и качеством обслуживания; 3 % - считают ожидание на обслуживание длительным; остальные 24% опрошенных оценивают  затраты времени на обслуживание как удовлетворительные, не отличающимися  от затрат времени на ожидание, как  и в любом другом магазине.

     При оценке удобства размещения товаров  в торговом зале 76 % опрошенных отозвались отличными оценками, отмечая просматриваемость и соблюдение правила товарного соседства; 23,5 % оценили как не совсем удовлетворительный, т. к. некоторые товары весьма затруднительно найти, что усложняет их отбор и приобретение; 0,5 % затруднились ответить.

     Оценивая качество культуры обслуживания в магазине «КОЛОБОК» , по данным показателям, с учетом теста мнений потребителей о данном магазине, можно сделать вывод о том, что достаточно большое количество людей достаточно лояльно к нему относятся, и считают, что качество обслуживания находится на достаточно высоком уровне, что стало возможным, в значительной степени, благодаря техническому прогрессу. 
 
 

     3.6 Пути совершенствования  торгового процесса  в магазине «КОЛОБОК» 

     Для совершенствования торгового процесса магазина, повышения культуры обслуживания, необходимо обратиться к техническому прогрессу, а именно к машинам  и механизмам новых поколений, освоение производства которых следует осуществить  в перспективе. Механизация и  автоматизация торгово-технологических  процессов, являясь важнейшим направлением технического прогресса, наряду с сокращением  тяжелого физического труда способствуют улучшению экономических показателей  торговых предприятий.

     Одним из перспективных направлений технического прогресса в торговле является применение торговых автоматов, которые способствуют расширению ассортимента, увеличению объема продажи товаров и повышению  качества торгового обслуживания. Через  торговые автоматы целесообразно продавать  товары частого спроса в местах работы, учебы и отдыха, а в данном случае – магазине продовольственных товаров  «КОЛОБОК», расположенного в центре города. С их помощью можно обеспечить торговое обслуживание населения в любое время суток, они дают возможность продлить процесс продажи отдельных товаров после окончания работы магазина, чем в немалой степени способствуют снижению издержек обращения, ускорению товар оборачиваемости и повышению рентабельности.

     Автоматизация торговли в перспективе получит  значительное распространение, прежде всего по товарам массового и  устойчивого спроса, имеющим небольшие  размеры и невысокую цену. Практически  все продовольственные товары могут  реализовываться через торговые автоматы. Местом установки могут  быть торговые залы магазина, а также  открытая площадка, расположенная вблизи здания магазина. 

     Существующая  материально-техническая основа автоматизации  процесса продажи товаров населению  нуждается в совершенствовании. Конструирование и производство торговых автоматов должно быть направлено на создание надежных, технически и  эстетически совершенных, удобных  в эксплуатации торговых автоматов, базирующихся на современных достижениях  механики, электроники, кибернетики, автоматики и робототехники.

Информация о работе Культура торговли и основные направления ее развития