Культура торговли и основные направления ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

перед данной курсовой работой стоит цель на примере работы магазина «КОЛОБОК» рассмотреть роль технического прогресса в розничной торговле, формы его проявления и влияние, которое он оказывает на культуру обслуживания населения.

Содержание

Введения
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Культура торговли и качество торгового обслуживания
1.1.1 Услуги розничной торговли как факторы повышения культуры обслуживания
1.1.2 Требования, предъявляемые к услугам торговли
1.2 Технический прогресс и его влияние на развитие торговли
1.2.1 Автоматизация расчетно-кассовых операций
1.2.2 Механизация и автоматизация торгово-технологических процессов в магазинах и их влияние на уровень культуры обслуживания
II ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ
2.1 Объекты исследования. Характеристика торгового предприятия
2.2 Методы исследования
III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Применение прогрессивных форм продажи и методов обслуживания в магазине «КОЛОБОК»
3.2 Способы денежных расчетов с покупателями в магазине «КОЛОБОК»
3.3 Планировка и размещение торгового оборудования «КОЛОБОК», как факторы повышения торгового обслуживания
3.4 Изучение технологической схемы организации торгового процесса в магазине «КОЛОБОК»
3.5 Оценка качества культуры обслуживания в магазине «КОЛОБОК» с учетом теста мнения покупателей
3.6 Пути совершенствования торгового процесса в магазине «КОЛОБОК»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А,Б

Работа содержит 1 файл

Курсовая Коммерчиская деятельность.docx

— 379.64 Кб (Скачать)

     12) использование телевидения и  других средств контроля за процессом осмотра и отбора товаров покупателями;

     13) организация выкладки широкого  ассортимента мелких непродовольственных  товаров повседневного спроса  у кассовых кабин.

     Доказано, что, применяя надлежащие методы обслуживания покупателей, которым форма самообслуживания дает широкий простор, можно в 5-8 раз сократить средние затраты  времени покупателей на совершение покупок. В этом заключается социальная эффективность торговли с применением  самообслуживания в магазине; она  позволяет коренным образом реорганизовать процесс продажи товаров, ликвидировать  традиционные рабочие места, убрать прилавки и все прочие средства и  орудия труда.

     С введением самообслуживания резко  сокращается численность продавцов. Вместо продавца появляется новая профессия - продавец - консультант. От него требуется  знание более широкого круга товаров, а не одной группы, психологии покупателей, умение вовремя прийти им на помощь, дать исчерпывающую консультацию. Продавец-консультант  должен иметь общее среднее образование  и специальную подготовку на соответствующих  курсах. 
 
 

     Вместо  кассира-оператора вводится специальность  кассира-контролера в магазине самообслуживания. И эта новая специальность  требует более высокой квалификации по сравнению с прежней.

     И отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее экономичной  является технология товародвижения с  применением тары-оборудования, внедрение  которой позволяет механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы, значительно сократить количество технологических операций, численность  работников, простои транспорта, затраты  по таре и т. п.

     Покупатель - человек импульсивный; установлено, что 70 % решений о покупке товара определенной марки принимаются  уже в магазине. Поэтому создание покупательского предпочтения связано  также с умением создать комфортную обстановку для покупки товаров, грамотно расположить товар. Создание таких условий в розничном  предприятии связано с организацией внутримагазинной рекламы и информации.

     Правила организации внутримагазинной рекламы, применяемые в магазине «КОЛОБОК»:

     1) Правило, связанное с эффективным  расположением товара - оптимальным  размещением товара в торговом  пространстве и грамотной выкладкой  товара.

     2) Правило представления. Если группа  товаров одного производителя  занимает высокую долю в общем  объеме реализации, и выкладка  блоком не противоречит общей  концепции представления товара  в магазине, продукцию концентрируют  в корпоративный блок в каждой  продуктовой группе (например, кондитерские  изделия фабрики «Красный Октябрь»).

     3) Правило - лицом к покупателю. Товар должен быть расположен  фронтально, с учетом угла зрения  покупателя. Основная информация  на упаковке должна быть легко  читаема, не закрываться другими  упаковками и ценниками. 
 

     4) Правило определения места на  полках. При определении места,  отводимого под товары разных  видов на полках, необходимо найти  оптимальную комбинацию с учетом  общей прибыли торговой точки  и индивидуальности магазина.

     5) Правило приоритетных мест. Товары, приносящие наибольшую прибыль  и имеющие наилучшие показатели  продаж, должны находиться на  лучших местах в торговом зале  и на торговом оборудовании.

     6) Правило размещения ценников. Цена  продукции должна быть обозначена  четко и хорошо видна покупателю, ценник не должен закрывать  упаковку товара. Ценники должны  быть расположены так, чтобы  покупателю было предельно ясно, какой ценник к какому продукту  относится. Расположение ценников  должно учитывать угол зрения  покупателя. Выбор формата ценников  осуществляется индивидуально, но  группы однородных товаров должны  иметь единый формат.

     Данные  правила способствуют более быстрой  идентификации предлагаемых товаров  покупателями, что способствует ускорению  их покупки, тем самым, удовлетворяя желания клиентов. Таким образом, можно говорить о том, что все  выше перечисленные методы организации  торгово-технологического процесса, а  также правила организации внутримагазинной рекламы, применяемые в магазине «КОЛОБОК», оказывают положительное влияние, как на материальную, так и на социальную эффективность торговли в данном магазине, способствуя повышению культуры обслуживания покупателей. 
 
 
 
 
 

     3.2 Способы денежных  расчетов с покупателями  в магазине «КОЛОБОК»

Учет и контроль денежных сумм, поступивших в кассы  торговых предприятий, а также своевременная  сдача денег в банк имеют большое  значение для развития народного  хозяйства страны. Основную долю 

     кассового плана Национального банка составляют поступления от предприятий розничной  торговли и общественного питания, которыми продаются товары. Учет денежной выручки зависит от способа расчетов с покупателями. В торговых предприятиях в зависимости от конкретных условий  применяют несколько способов ведения  расчетно-кассовых операций. Они должны обеспечивать:

     а) правильность и наглядность расчетов;

     б) простоту ведения расчетно-кассовых операций;

     в) высокую производительность труда  кассира;

     г) сокращение времени, затрачиваемого покупателями на оплату покупок;

     д) создание условий, исключающих хищение  денег и злоупотребление ими;

     е) точный учет всех денежных поступлений.

Наиболее  эффективный способ расчета с  покупателями - автоматизированный способ с применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Он обеспечивает точный учет денежной выручки и контроль продажи  товаров, позволяет проверить правильность выполнение расчетно-кассовых операций, сокращает время, необходимое для  расчетов, повышает производительность труда контролеров-кассиров, снижает  до минимума возможность ошибок при  расчетах, предоставляет сведения об объемах продаж товаров и количестве обслуженных покупателей по часам  рабочей смены.

     В магазине «КОЛОБОК» применяется последующий расчет, который производится в едином узле расчета при выходе из магазина, независимо от того, где производится отбор товаров покупателями - с горок самообслуживания или с прилавков индивидуального обслуживания. Он удобен как для покупателей, так и для организации системы расчетов в магазине. При этом способе расчетов покупатель, выходя из магазина, предъявляет контролеру-кассиру для оплаты отобранные товары. Контролер- кассир проводит через кассовую машину стоимость отдельных покупок, считывая их с ярлыков. Если товар получен с прилавков индивидуального обслуживания, то продавец, отпускающий товар, указывает на упаковке его стоимость. Контролер-кассир определяет общую стоимость покупок, получает от покупателей необходимую сумму денег и выдает им вместе с товаром погашенный чек. Чек покупатель сохраняет до выхода из магазина на случай проверки администрацией правильности работы контролера-кассира (двойной контроль покупателей в магазинах самообслуживания не допускается). Чек на товары, подлежащие обмену (в случаях, предусмотренных правилами обмена), должен храниться весь срок, в течение которого производится обмен. Об этом контролер-кассир предупреждает покупателей.

     Также в некоторых отделах осуществляется одновременный расчет с покупателями, при котором он оплачивает стоимость купленных товаров непосредственно на рабочем месте продавца. Расчет производится продавцом или продавцом-консультантом через кассовую машину, находящуюся на его рабочем месте, и покупателю вместе с товаром выдается погашенный кассовый чек, который сохраняется в качестве документа, необходимого при обмене товара. Этот способ применяется при продаже товаров с открытой выкладкой, а также в магазинах самообслуживания с децентрализованным расчетом через контролеров-кассиров или продавцов-консультантов на линиях. Данный способ расчетов для покупателей удобен, так как сокращает затраты времени на покупку товаров, тем самым приносит большее удовлетворение и повышает качество торгового обслуживания.

     В настоящее время получили распространение  магазинные системы на карточках  с магнитной полосой и на карточках  с микросхемой (смарт-карты). Вторая разновидность карточек является более  перспективной, так как они почти  полностью защищены от подделок. Кроме  того, использование специальных  терминалов-касс существенно упрощает их авторизацию, которая производится торговым терминалом или самой картой.

     В магазине «КОЛОБОК» используется обыкновенный электронный кассовый аппарат автоматизированной системы кассового обслуживания, снабженный дополнительно выносным устройством считывания данных с карт и клавиатурой для ввода ПИН-кода (персонального идентификационного номера клиента) пинпадом. В магазине имеется 6 видов карточек безналичного расчета.

     При обслуживании покупателя оператор вставляет  карту клиента в пинпад и предлагает ему ввести свой ПИН-код. Если ПИН-код набран неверно или номер карты находится в списке карт, запрещенных к обслуживанию, то операция не выполняется, а карта, в зависимости от ситуации, возвращается покупателю или изымается. Далее продавец набирает на терминале стоимость товара. Терминал вычисляет сумму, обновляет содержимое электронной карты с учетом произведенных покупок, запоминает операцию в реестре и распечатывает торговые чеки.

     Применяемые способы расчетов с покупателями являются следствием технического прогресса  и позволяют максимально повысить скорость обслуживания, сократить затраты  времени на покупку товаров, тем  самым приносит большее удовлетворение населения и повышает качество торгового  обслуживания. 
 

     3.3 Планировка и размещение  торгового оборудования  магазина «КОЛОБОК», как факторы повышения торгового обслуживания 

Эффективная работа магазинов, культура торгового обслуживания, рациональная организация торгово-технологического процесса и труда работников во многом зависят от устройства, проектирования, планировки магазинов. При их строительстве  должны применяться современные  проекты и индустриальные методы строительства с использованием новейших конструкций и отделочных материалов, внедряться более совершенные

     системы вентиляции и кондиционирования  воздуха, что стало возможным  благодаря техническому прогрессу.

     При планировке помещений магазина «КОЛОБОК» соблюдались следующие основные требования:

  1. обеспечение нормального движения покупателей в торговом зале и создание максимальных удобств для обслуживания;
  2. расположение торговых залов и помещений для подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня они могли быть изолированы от других помещений;
  3. объединение помещений, входящих в одну группу, в единый блок;
  4. обеспечение внутри магазинного перемещения товаров кратчайшим путем и создание благоприятных условий для хранения;
  5. расположение административно-бытовых помещений таким образом, чтобы в них можно было бы пройти, минуя торговый зал и помещения для подготовки и хранения товаров;
  6. обеспечение хорошей обозримости торгового зала и возможности контроля.
 
 

     Основным  помещением магазина, в котором завершается  торгово-технологический процесс, является торговый зал, подразделяющийся на следующие  функциональные зоны: вход и выход, расчетный узел, зоны размещения товаров, движения потока покупателей и оказания дополнительных услуг. Площадь под  узлами расчетов включает площади для  установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними и резервную  площадь. В нормах площади торгового  зала на одну кассу, в продовольственных  магазинах с торговой площадью до 650 м2 установлена площадь, равная 60 м2.

Необходимое количество рабочих мест кассиров-контролеров  в магазине «КОЛОБОК» в зале самообслуживания можно рассчитать исходя из 
 

     интенсивности покупательского потока и затрат времени на ожидание обслуживания: 

Информация о работе Культура торговли и основные направления ее развития