Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:28, шпаргалка
Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus – опытный) – исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, экономики, торговли и других.
Товарная экспертиза – оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
Экспертная оценка – совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их уста-новленным требованиям или товарной информации.
Наибольшее распространение получили словесные и изобразительные товарные знаки.
За рубежом регистрируют также звуковые товарные знаки (особенно актуально для позывных радиостанций), запаховые товарные знаки (определенный запах товара) и некоторые иные, столь же экзотические для Беларуси.
Как можно заметить из определения товарного знака, основное его предназначение сводится к тому, чтобы способствовать отличию товаров одних лиц от однородных товаров других лиц. Эта функция товарного знака в юридической литературе именуется индивидуализирующей.
Параллельно с ней выделяют еще несколько функций товарных знаков – в частности, рекламную и идентифицирующую.
С рекламной функцией все в принципе понятно – она заключается в том, что товарный знак может использоваться в рекламе того товара, который обозначается этим знаком.
Идентифицирующая же функция
товарного знака заключается
в том, что благодаря товарному
знаку потребитель может
Самым основным вариантом использования товарного знака, в соответствии с Законом, является применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или на их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь. Однако это делается лишь при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или их упаковке.
21. Материально-технические средства
В зав-сти от исп-мых устройств эти ср-ва подразделяют на след виды: мат-техн база, ср-ва измерения и обнаружения, оргтехника.
Выбор этих ср-тв опред-ся условиями проведения экспертизы, в частности мат-техн базой заказчика, имеющимися у заказчика и в испыт-ной лаборатории сред-ми измерения.Оснащение эксперта сред-ми обнаружения и оргтехники зависит от матер-ных возм-стей эксп-ой орг-ции.Эксперту при пров-нии экспертизы необх создать опт условия для работы, что достигается с пом комплекса мат-техн ср-тв.
22Матер-техн база. Раб место экс-та д.б. оборудовано необх мебелью (письм или лабор-ный стол, стул), электроосветит-ми приборами.Если эксп оценка проводится в произв-ных помещ-х (в цехах, складах, торг зале маг-на), то в зав-сти от V и размещения тов партий могут понадобиться погрузо-разгрузочное, подъемное и весоизмер-ное оборуд-ние, приспособления для вскрытия тары, отбора проб (пробоотборники, щупы).Эксперт должен заранее составить перечень необх матер-техн ср-тв и довести его до сведения заказчика или лиц, ответ-ных за матер обеспечение экспертизы.Матер-техн ср-ва, сост-щие базу, подразд-ся на стационарные и передвижные, основные и допол-ные. К осн стационарным ср-м отн-ся здания, сооружения, торгово-технол-ское и лаб-ное оборуд-ие. В кач-ве доп-ных ср-тв исп-ся оргтехника, тран-ные ср-ва, погрузо-разгрузочное оборудование.Из всех видов мат-техн ср-тв самое непосредственное отношение к экспертизе имеют ср-ва измерений, средства обнаружения и оргтехника.
23. Средства измерений – техн-ие устр-ва для проведения измерений физ величин.Ср-ва измерений, исп-мые экспертами при проведении тов экспертизы, подразд-ся на средства измерений физ величин товара и ср-ва измерений показ-лей клим-ого режима хранения, а также на простейшие приспособления и сложные техн устр-ва.К простейшим приспособлениям отн-ся меры и простые портативные приборы, кот могут прим-ся в любых произв-ных условиях. Их достоинством явл-ся простота и быстрота измерений. Обращение с ними не требует доп-ого длит-ого обуч-я. Прим-м таких простейших приспособлений могут служить меры длины (дерев-ные и метал-кие линейки, рулетки, ленты), объема (мензурки, цилиндры), массы (гири и весы), темп-ры (термометры), отн-ной влажности воздуха (психрометры).Слож техн устр-ва для измерения – приборы, преобразователи, измерит-ые системы – прим-ся только в спец-но оборуд-ных испыт-ных лаб-ях, в кот есть обученный работе на них персонал. Эксперты на них не работают, а лишь отбирают пробы и направляют их в лаб-ии для проведения испытаний. Поэтому такие ср-ва измерений исп-ся при пров-ии тов экспертизы лишь в тех случаях, когда простейшие приспособления или органолепт-ие методы не могут дать достоверных и достаточно объект-ых данных о св-вах тов-ов или их изменениях. Среди многочисленных ср-в измерений при тов экспертизе наиб часто прим-ся ср-ва измерения показ режима хран-ия, весоизмерительное оборуд-ие, а также меры длины и V, относ-ся к прост-шим приспособлениям.
Средства обнаружения – тех. устройства или стандартные вещества, предн. для уст. наличия физ. величины или вещества или отдельных свойств веществ. В отл. от средств измерения средства обнаружения не могут служить для определения действительных значений измеряемой величины.
Примером средств обнаружения служат индикатор электрического тока, лакмусовая или индикаторная бумажки, различные вещества, которые при взаимодействии с веществами товаров дают цветные реакции, термические реакции сгорания (нагревания), иные способы.
Многие средства обнаружения, в которых используются цветные реакции, относятся к методам качественного анализа. При необходимости они могут быть дополнены методами количественного анализа. В совокупности все эти средства относятся к средствам анализа: количественного и качественного, применяемым при определении химического состава товаров и свойств веществ, входящих в них.
Эксперты чаще определяют качественный состав товаров с помощью средств обнаружения. Количественный состав и характеристику свойств проводят испытательные лаборатории с помощью объективных измерительных методов.
Оргтехника. К оргтехнике относятся средства связи (телефоны, телефаксы, телеграф, почтовая связь); размножения (множительная техника – ксероксы, ротаторы, ротапринты, ризографы, пишущие машинки); счетно-вычислительная техника, компьютеры, а также канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, бумага, средства обработки и хранения документов).
Учитывая огромный объем информации, который должен собрать, обработать и сохранить эксперт, очень важно рационально использовать оргтехнические средства в экспертной деятельности. Для этого эксперт должен владеть приемами научной организации труда, знать и уметь использовать имеющуюся оргтехнику, исходя из принципов осознания целесообразности и эффективности применения конкретных ее видов.
24. Объективные методы
— методы, основанные на определении
характеристик товаров путем
измерений (измерительные
Среди измерительных методов можно выделить экспресс-методы, основным достоинством которых является простота и скорость определения характеристик объекта. Экспресс-методы применяют тогда, когда необходимо быстро провести несложную экспертизу или идентификацию объекта.
Регистрационный метод основан
на наблюдениях и подсчетах числа
объектов, выбранных по определенному
признаку. Таким признаком могут
быть определенные дефекты, приемочные
и браковочные числа при
25. Субъективные (эвристические)
методы — методы, основанные на
совокупности логических
Социологические методы:
Этот метод определения
показателей основан на сборе
и анализе мнений широкого круга
фактических или потенциальных
потребителей. Сбор мнений потребителей,
осуществляется различными путями: посредством
анкетного опроса, распространения
анкет-вопросников, организации выставок-продаж,
конференций, аукционов и т. д. Результативность
этого метода во многом зависит от
уровня его организации и способов
обработки получаемой информации. Социологические
методы широко используют в товароведной
практике: для определения значении
показателей качества товаров народного
потребления, изучения спроса и решения
других вопросов. В торговле широко
используется анкетный опрос. При этом
можно выявить весомость
30 Постановка
целей и задач эксп-зы и форм-
Экспертные орг-и оказывают услуги по ТЭ по заявкам организаций на основании: договора устан формы; долгоср письменной заявки с гарантией заказчика по созданию условий и оплате расходов за услуги. Перед началом проведения Э рассматриваются основания для её проведения, что и определяет цели и задачи экспертизы, выбираются средства и методы. На подготов этапе Э получают докумен¬ты о назнач-и ТЭ – заявка и наряд на проведение Э.
В заявке на
проведение экспертизы содержатся необх
сведения, позволяющие идентифици¬ровать
товар, даты отправки и получения, №
товарно-сопроводит документов; дата и
номер вызова эксперта, объем товарной
партии и метод исслед-я. Кроме
того, заказчик должен оп¬ределить
цели и задачи, которые ставятся
перед экспертом. В наряде указыв
№, дата поступления заявки, дата начала
Э, организация-заказчик, её адрес, теле¬фон,
ФИО и должность
При назначении группы экспертов учитыв их опыт работы в данной области Э, знания конкрет¬ных товаров, при этом один из них назначается ответственным. Если эксперт не имеет достат опыта работы, то вначале его лучше включать в эксп группы вместе с более опыт¬ными экспертами. Не следует привлекать для проведе¬ния самостоят ТЭ экспертов, не являющихся специалистами по опред товарам. Назначение эксперта руков-во экспертной орг-и осущ с учётом квалиф-и и компет-ти эксперта; его незав-ти от заказчика; наличия у него времени для обстоятел проведения Э.
На подгот этапе м.б. проведен инструктаж экспертов, Особенно необходимый перед проведением ТЭ органолептическим, комплексным или др эксп методами. При проведении инструктажа указываются цели и задачи конкретной Э, особенности применяемых средств и методов. В ряде случаев инструктаж необходим, т.к. без него возмож¬ны грубые погрешности из-за технических ошибок, незнания экспертами конкретного объекта и т. п. Напр, при экспер¬тизе новых товаров, определении коэфф-в весомости и т. п.
31 Особ-ти
орг-и разл видов эксп-з в
зав-ти от сферы прим-я:
Э производится по вопросам, возник в правоотн-х м/у субъектами права, с целью разрешения спорных ситуаций, установления интересующих фактов. Э проводится специально привлекаемым для этого лицом — экспертом, облад спец знаниями. Сущ большое кол-во разл видов Э. Товароведч Э бывает след видов: контрактная; Э кол-ва и качества; Э предотгр, приёмочная; таможенная и т.д. Отлич они тем, что имеют свои собств характ признаки: предмет, задачи, объекты и методы иссл-я.
Предотгрузочная экспертиза – независимое иссл-е на основании поручения заказчика Э, проводимое эксп орг-й с целью получения достоверных сведений о соотв-и качества, кол-ва, комплект-ти, цены, включая валютный курс и фин условия, и (или) тамож классиф-и товара, предназн для вывоза за пределы терр-и РБ на основании договора (контракта) междунар купли-продажи или др договора, заключ экспортером с иностр импортёром.
Приёмочная
экспертиза – оценка товаров экспертами
для подтверж-я достоверности
рез-в проверки при приёмке. Основанием
м. служить: разногласия м/у поставщиком
и получателем; обнаруженное или
предполагаемое несоотв-е качество
товара; нарушение упаковки и др.
Правовая и норм база: стандарты, санитарные
и ветеринар правила и
Контрактная – оценка товаров экспертами на соответствие условиям контрактов, стандартов, др. нормативных документов. Цель: устан-е исполнения технич усл-й договора/контракта по инициативе заинтерес стороны. Задачи: проверка состояния экспорт грузов перед погрузкой и во время погрузки, набл-е за процессом погрузки, контроль перевеса грузов, упаковки, маркировки, проверка состояния пломб трансп средств, контроль кол-ва, компл-ти, качества, цены и т.д. Правовая база: Основным регламент док-м явл Договор/Контракт.
Таможенная – это спец научно-практическое иссл-е, проводимое экспертами в целях решения задач тамож дела. Задачи: идентиф-я товара; опред-е страны происх-я; опред-е кодов товаров по ТН ВЭД и др.