Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:45, курсовая работа
В условиях товарного производства продукты труда проходят три сферы общественного производства:
•сферу производства, где они создаются и функционируют как предметы труда;
•сферу обращения, где они являются предметами обмена (купли-продажи);
•сферу потребления, где они превращаются в предметы потребления.[1]
Каждая из данных сфер, так или иначе, затрагивает товароведческий аспект.
Объектом товароведения в условиях товарного производства являются не все продукты труда, а только те из них, которые удовлетворяют личные потребности человека и распределяются путем купли-продажи, т.е. приобретают форму товара.
Введение------------------------------------------------------------------------3
Реферат--------------------------------------------------------------------------5
Глава 1.Теоретические основы товароведения
1.Товароведение, как научная дисциплина. Цели и задачи товароведения на современном этапе-----------------------------6
2.Принципы и методы товароведения--------------------------10
Глава 2. Область регулирования товароведения
1.Объект, субъект и предмет товароведной деятельности--------------------------------------------------------16
2.Связь товароведения с различными дисциплинами и сферами деятельности --------------------------------------------18
Заключение--------------------------------------------------------------------21
Библиографический список-------------------------------------------------22
Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.
Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других товаров — непременное условие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.[2]
Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Взаимозаменяемость
товаров обусловливает
Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.[1]
Систематизация — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.
С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану.
Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование.[2]
Методы товароведения. Метод (от греч. methoclos) — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.
В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности. Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения — товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, и аналитические методы научного познания.
Эмпирические, или экспериментальные, методы — методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.
В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на: измерительные — физические, физико-химические, химические, биологические; органолептические.
Измерительный метод — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.
Органолептический метод — метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.[1]
Аналитические методы — методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
К методам управления научным познанием относятся методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования. Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами. В результате применения аналитических методов становится возможным диагноз, или научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары.
Методы систематизации — методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Методы систематизации находят самое широкое применение наряду с эмпирическими. Более того, многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, применяя соответствующие методы систематизации. Основополагающие методы систематизации — идентификация, классификация, обобщение (группировки) и кодирование.[1]
Идентификация — метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой.
Группировка — метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.[2]
Классификация
находит широкое применение в товароведении,
так как огромное количество объектов
— товаров, их свойств и показателей, условий
и сроков хранения -— требует подразделения
множества на подмножества по определенным
признакам.Классификация — разделение
множества объектов на подмножества по
сходству или различию в соответствии
с принятыми методами.Признак классификации
— свойство или характеристика объекта,
по которому производится классификация.1
Глава 2. Область регулирования товароведения
2.1. Объект, субъект и предмет товароведной деятельности
Объект (от лат. objectum — предмет) — предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность. Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары. Различия между указанными видами деятельности заключаются в широте охвата объекта. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские; но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).
Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения.[1]
Товары
как объекты товароведной деятельности
имеют четыре основополагающие характеристики:
ассортиментную, качественную, количественную
и стоимостную. Первые три характеристики,
которые можно назвать
Стоимостная характеристика товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением путем эксплуатации или использования для внутреннего либо наружного применения. Немаловажное значение при этом имеют три основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная и количественная, обусловливающие степень удовлетворения потребностей.
Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.
Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы — специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходится 25—30% всех руководителей и специалистов в торговле.Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами. Первые обеспечивают производство продукции, т. е. стоят на начальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности продукция, ставшая товаром, превратилась в объект товароведной деятельности.
Вторая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена товароведная деятельность. К ней относятся потребители товаров, поэтому эта группа по численности превосходит первую.Следует отметить, что потребители с их потребностями и запросами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность товароведов и маркетологов должна быть ориентирована в первую очередь на потребителя.
Товароведы
редко взаимодействуют
Предметом
товароведения являются потребительные
стоимости товаров. Только потребительная
стоимость делает продукцию товаром, так
как обладает способностью удовлетворять
конкретные потребности человека. Если
потребительная стоимость товара не отвечает
реальным запросам потребителей, то он
не будет востребован, а следовательно,
не будет использован по назначению в
обусловленной для него сфере применения.[1]
Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.
Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов: экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и др. Она связана с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими.
Предшествующими
связями товароведение
Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.
Товароведение
как комплексная научная
Для изучения, измерения и формирования объективных свойств товаров являются знания из области естественных наук (физики, химии, биологии и др.) и технических и технологических дисциплин (отраслевых технологий и материаловедения, сопромата и др.).
Для раскрытия основ формирования и управления субъективными свойствами товаров, кроме вышеуказанных научных дисциплин, необходимо знание таких научных дисциплин, как техническая эстетика, эргономика, психология и др.[1]
Информация о работе Анализ областей применения и возможностей методов товароведения