Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:45, курсовая работа
В условиях товарного производства продукты труда проходят три сферы общественного производства:
•сферу производства, где они создаются и функционируют как предметы труда;
•сферу обращения, где они являются предметами обмена (купли-продажи);
•сферу потребления, где они превращаются в предметы потребления.[1]
Каждая из данных сфер, так или иначе, затрагивает товароведческий аспект.
Объектом товароведения в условиях товарного производства являются не все продукты труда, а только те из них, которые удовлетворяют личные потребности человека и распределяются путем купли-продажи, т.е. приобретают форму товара.
Введение------------------------------------------------------------------------3
Реферат--------------------------------------------------------------------------5
Глава 1.Теоретические основы товароведения
1.Товароведение, как научная дисциплина. Цели и задачи товароведения на современном этапе-----------------------------6
2.Принципы и методы товароведения--------------------------10
Глава 2. Область регулирования товароведения
1.Объект, субъект и предмет товароведной деятельности--------------------------------------------------------16
2.Связь товароведения с различными дисциплинами и сферами деятельности --------------------------------------------18
Заключение--------------------------------------------------------------------21
Библиографический список-------------------------------------------------22
Самарский
Государственный
Технический Университет
Физико-технологический
факультет
Курсовая работа
Тема: анализ
областей применения и возможностей
методов товароведения
Выполнил:
Проверил:
САМАРА 2010
Содержание
Введение----------------------
Реферат-----------------------
Глава 1.Теоретические основы товароведения
Глава 2. Область регулирования товароведения
Заключение--------------------
Библиографический
список------------------------
Введение
С
развитием товарно-денежных отношений
товароведение получило широкое
распространение и большое
Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» и означает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров, обеспечению условий их сохранения.
В условиях товарного производства продукты труда проходят три сферы общественного производства:
Каждая из данных сфер, так или иначе, затрагивает товароведческий аспект.
Объектом товароведения в условиях товарного производства являются не все продукты труда, а только те из них, которые удовлетворяют личные потребности человека и распределяются путем купли-продажи, т.е. приобретают форму товара.
Всякий
товар как предмет обмена обладает
двумя свойствами: потребительной стоимостью,
т.е. способностью удовлетворять какую-либо
конкретную человеческую потребность,
и меновой стоимостью, т.е. способностью
обмениваться как вещь в известных
пропорциях на другую вещь. Для торговли,
выступающей посредником между производством
и потреблением, оценка потребительной
стоимости продукта труда является не
самоцелью, а необходимым условием для
определения его меновой стоимости, т.е.
его способности превращения в товар при
сложившейся конъюнктуре рынка. При этом
оценка потребительной стоимости носит
вероятностный характер и ее достоверность
зависит от уровня товароведной квалификации
работников торговли, полноты информации
о товаре, сложившейся конъюнктуры рынка.
Реферат
Целью данной курсовой работы является анализ областей применения и возможностей методов товароведения. Для достижения поставленной цели, автором решались следующие задачи:
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена изучению теоретических основ товароведения, а именно рассмотрению товароведения как научной дисциплины. Вторая глава посвящена классификации и анализу областей регулирования товароведения.
Объектом исследования является товароведение, как научная дисциплина.
Работа написана с помощью приведенных в списке литературы книг. Основными источниками, на которые автор опирался при написании данной работы, стали книги Николаева М.А. «Теоретические основы товароведения», Болтухов А.К. «Товароведение», Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. «Теория товароведения» и др.
Кроме
того, были использованы следующие
интернет-ресурсы: http://www.tovarovedenie.org/
Глава 1.Теоретические основы товароведения
Любая
наука начинается с основных понятий,
применяемых в ней. К теоретическим
основам товароведения
Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то, нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.[1]
Товар — материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги,
продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.
Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество различных определений термина «товароведение».
Одно из первых определений товароведения дано И.Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».[1]
Кроме того, существует следующее определение термина: «Товароведение — наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик»[2].
Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение — знания о товарах.
Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.
Таким образом, цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.[1]
Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:
Товароведение
относится к основополагающим учебным
дисциплинам при формировании профессиональной
компетентности товароведов, экспертов,
коммерсантов и маркетологов. Кроме того,
основы товароведных знаний необходимы
бухгалтерам, экономистам, менеджерам
и технологам, так как учет, планирование
товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной
деятельности, управление производством
и другие виды профессиональной деятельности
должны осуществляться с учетом особенностей
товаров, их основополагающих характеристик
и возможных изменений при транспортировании,
хранении и реализации.
1.2.Принципы и методы товароведения
Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.
Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.
Принципами
товароведения являются: безопасность,
эффективность, совместимость, взаимозаменяемость
и систематизация.
Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей. Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.
С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.
Таким образом, принцип безопасности является важнейшим в товароведной деятельности.[1]
Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.
Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.[1]
Информация о работе Анализ областей применения и возможностей методов товароведения