Символы и Эмблемы в медицине

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

В разные времена в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Говоря о происхождении медицинских символов, мы вспомним известные нам имена богов — покровителей врачебного искусства, а также древние способы врачевания, о которых рассказывают предания и священные тексты многих народов.

Содержание

1)Введение
2) ЧАША СО ЗМЕЕЙ
2.1. Змея
2.2. ЧАша

Работа содержит 1 файл

Символы и ЭМБЛЕМЫ.docx

— 24.15 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по здравоохранению и  социальному развитию ГОУ ВПО  «Ростовский государственный медицинский  университет Федерального агентства  по здравоохранению и социальному  развитию» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Эмблемы  и символы в медицине» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Май 2011 год

г.Ростов-на-Дону

Содержание:

1)Введение

2) ЧАША СО ЗМЕЕЙ

2.1. Змея

2.2. ЧАша 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение:

В разные времена  в разных культурах медицинские  символы отражали восприятие жизни  и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах  лечения. Говоря о происхождении  медицинских символов, мы вспомним известные нам имена богов  — покровителей врачебного искусства, а также древние способы врачевания, о которых рассказывают предания и священные тексты многих народов.

Эмблемой в старину  называли "замысловатую картину", условно изображавшую какую-нибудь идею, а символом - подпись, "остроумное изречение" к этому рисунку. Лучшие из эмблем и символов стали международными и не утратили своего значения и  в наши дни. И ныне без них не обходятся международные фестивали  и конгрессы, съезды ученых и деятелей культуры. Сегодня их использует геральдика для гербов государств и городов (к примеру, якорь в гербе Одессы означает, что она является портом; между тем с давних пор якорь  считается символом надежды). Особенно популярны эмблемы и символы  были в XVII-XVIII веках. Тогда из них  брали темы для картин, скульптур  и памятников, сюжеты для фейерверков. По указу Петра I в 1705 году в Амстердаме были напечатаны "Символы и емблемата" на восьми языках. Около 800 экземпляров этого сборника доставили в Москву. "Емвлемы и символы избранные" появились в 1788 году. Это издание, "много против прежнего исправленное, умноженное и украшенное", подготовил доктор медицины и профессор повивального искусства Н. М. Максимович-Амбодик, автор знаменитого в истории медицины труда "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле". Накануне Отечественной войны 1812 года он снова выпустил в свет свои "Емвлемы".  
 

 

ЧАША СО ЗМЕЕЙ.

Наиболее распространенный символ медицины — чаша со змеей. История  его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций  Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды — покровительницы  врачевания в Древнем Египте.

Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит:  «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк — олицетворение жизни и здоровья.В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания. 

ЗМЕЯ  

Змея — традиционный символ мудрости и могущества. В  мифах и легендах стран Древнего Востока нашли отражение отголоски  культа змей, часто связанного с  водной стихией. Древнеегипетская сказка повествует о мореходе, потерпевшем  кораблекрушение и выброшенном  волной на чудесный остров. Вскоре он услышал  сильный шум: «деревья трепетали, земля  тряслась. Я открыл лицо мое и  понял, что это змей, который приближался. Длина его 30 локтей, борода его более 2 локтей, члены его вызолочены, брови  его из настоящей ляпис-лазури. Он продвигался вперед». Змей называется в этой сказке «князем Пунта» — легендарной страны благовоний, «страны богов». Другая, более поздняя египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.

Предания Вавилона и Ассирии, еврейские и абиссинские  легенды связывают доисторические времена с царством змея. Вот что  говорит об этом абиссинская легенда: «Есть великий змей; он царь земли  эфиопской; ему кланяются все  правители и приносят ему в  дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина — 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути». Предания об островах, населенных змеями, сохранились в греческих хрониках. Геродот и Теофраст упоминали о змеях, стерегущих драгоценности на чудесных островах, Диодор Сицилийский рассказывает о «змеином острове», наполненном драгоценностями, и описывает охоту на змея длиной в 30 локтей, в пасти которого погиб один из охотников.

Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение. Это  представление нашло интересное воплощение в религии египтян. Смена  дня и ночи связывалась с тем, что в полночь бог Солнца Ра выходит со своей свитой из солнечной  ладьи и входит в тело огромного  змея, из которого утром все выходят  «детьми», вновь садятся в ладью  и продолжают путешествие по небу. Африканские сказки и легенды  рассказывают о первых людях, которые  могли, подобно змеям, менять старую кожу на новую и жить вечно. В шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами. Греческий миф повествует о чудесном средстве, которое Зевс подарил людям.  Оно могло вернуть человеку молодость.  Однако люди не захотели сами нести этот бесценный дар и положили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной молодостью.

Исторические параллели: Легенды Древнего Китая называют огромного змея — дракона родоначальником  первых императоров, наделяют его когти, зубы, слюну и рога целебными свойствами. На спине дракона можно было достичь страны бессмертных. Дракон, согласно легенде, некогда вышел из Желтой реки и впервые показал императору знаменитое изображение тайцзы, в котором отражена взаимосвязь инь и ян.

Йога уподобляет змее духовную энергию человека — кундалини.

За тысячу лет  до нашей эры культ змеи как  символа мудрости, науки и познания возник у греков. Именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды знаменитый исцелитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего.

В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего  очага. Во время раскопок Помпеи на стенах и домашних алтарях многих домов было обнаружено изображение  змеи, которая символизировала покой  и здоровье обитателей дома. Как  мы знаем, змеи были непременной принадлежностью асклепийонов. Древнеримские хроники сохранили свидетельства о том, что во время эпидемии чумы Асклепий символически был перевезен из Эпидавра в Рим в виде змеи. Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей — «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

Однако в истории  медицины с образом змей и червей часто связывали не только жизнь  и здоровье, но также болезни и  смерть. В Египте олицетворением бога Тота был ибис — птица, пожирающая змей и червей, которые вызывают болезни. Вавилонские маги-врачеватели часто изображались с кнутом для изгнания всех ползающих животных, прежде всего — змей и червей. Вавилонское заклинание связывает происхождение зубной боли с проникновением червя внутрь зуба. В индийском эпосе и буддийской литературе священная птица Гаруда нередко называется «пожирателем змей». Китайская легенда приписывает червям смерть древнего мудреца Янь-ди, который пытался пробовать лекарства по примеру Шэнь-нуна, мифического покровителя врачей и аптекарей : «Рассказывают, будто у Шэнь-нуна тело было из прозрачного нефрита и можно было видеть все его внутренности; и это правда. Как иначе удавалось бы избавлять его от смертельной опасности, когда он пробовал по двенадцати ядов в день? Но вот рассказывают, будто Янь-ди пробовал лекарства и спасался от всех ядов, но проглотил сороконожку, каждая нога которой превратилась в червяка, червяки же тоже начали размножаться и Янь-ди, не сумев побороть их, умер...»

Римский писатель Плиний Старший писал, что укус змеи в  любой момент может положить предел жизни человека, что даже под землей черви не оставляют людей в  покое и пожирают умерших. Некоторые  исследователи считают, что в  основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню  смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи. Древние  предания содержат множество упоминаний о мифических змееподобных существах, угрожающих жизни человека. В то же время части их тела и яд считались  сильными и универсальными лекарствами. Так, Плиний Старший в «Естественной  истории» писал о целебных свойствах  амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») — змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд»

Змея символизировала  смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный  язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении  двух разных, часто противоположных  начал, характерно для символов, пришедших  к нам из глубокой древности. Другой пример воплощения этого противоречия — чаша. Происхождение этой эмблемы  врачевания различные гипотезы связывают  с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.  
 
 
 
 
 
 

ЧАША  

Наиболее распространенное предположение о возникновении  чаши как медицинского символа связывает  ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и  пустынных странах Древнего Востока. Вода была здесь даром небес. Поймать  и сохранить драгоценную влагу  можно было руками, сложенными вместе в виде чаши, а также с помощью  камней с углублениями —- «чашечных камней», глиняной и металлической посуды. Моления о ниспослании воды сопровождались просьбами о сохранении жизни и исцелении от недугов. Больной, изображенный на древнеегипетской стеле, держит в руках чашу, обращаясь к богам.

Лечение с помощью  воды — древнейшая традиция медицины Древнего Востока. Средство внешнего и  внутреннего очищения, вода считалась  универсальным лекарством: есть библейские свидетельства о целительном  действии вод Иордана; традиции лечения  водой получили развитие в медицине Древней Индии; алхимики использовали росу и дождевую воду для получения лекарств. Когда лечение водой было связано с религиозными ритуалами, кубки для нее украшались надписями-заклинаниями или изречениями из священных текстов. Так, например, страх («болезнь боязни») мусульмане излечивали глотком воды из «кубка боязни» — медной чаши, изготовленной в Мекке и украшенной изречениями из Корана.

Народные сказания сохранили дошедшие до нашего времени  выражения «чаша жизни», «чаша  счастья», «чаша терпения», «чаша  страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да  минует меня чаша сия». Они говорят  о двойственном начале образа чаши — двойного (двудонного) кубка, творения земли и неба. В нем, согласно мифологическим представлениям Древнего Востока и  античного мира, отражается двойственная природа человека. Когда человек  пьет из чаши земного начала, его  силы обращаются к земным страстям. Питье из небесной чаши устремляет его к небу, к возвышенным идеалам, избавлению от страстей и заблуждений. Греческий фиал — чашу без подставки  использовали в различных ритуалах, направленных на достижение здоровья, исцеления от болезней, успеха в  делах. Ее часто держат в руках дочери Асклепия Гигиея и Панакея. У этой чаши не случайно нет второго дна: она призвана нести в себе лишь целительное начало и душевный покой.

Иногда происхождение  чаши со змеей как медицинского символа  связывают с

историей ядов и  противоядий. Лекарства часто имели  сложный состав и включали в

себя змеиный яд, который хранили в специальных  чашах. О действии змеиного яда

писали многие врачи  и философы Древней Греции и Рима. Изучением ядов животного происхождения,  в том числе змеиного,  занимался Аристотель. Клеопатра (I в до н.э.), последняя александрийская царица из рода Птолемеев, изучала змеиный яд и испытывала его на рабах. Греческий врач Никандр  Колофонийский (III в.)  описал действие змеиного яда и указал состав противоядий. Змеиный яд и в наше время входит в состав медицинских препаратов. Особенно большое распространение в качестве  лекарства змеиный яд получил в эпоху средневековья, и вплоть до XIX в. он входил в состав многих противоядий — «териаков». Кроме того, считалось, что печень и жир змеи очищают кровь, а суп из змей прибавляет мужества.

Чаша со змеей  и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран  чаще эмблемой врачевания считалась  змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение  было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей. 
 

Информация о работе Символы и Эмблемы в медицине