Медицина в Армении

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:32, доклад

Описание работы

Образование армянского народа происходило на территории Армянскою нагорья в период VII—VI веков до н. э. в процессе распада государства Урарту и образования новых племенных союзов. Возникшее во II в. до н. э. независимое армянское государство было рабовладельческим, 'наивысшего развития оно достигло при Тигр а-не II (95—56 гг. до н. э.). В IV в. в Армении сложилось феодальное общество.
Сильное влияние на развитие медицинских знаний Армении оказали связи армян с народами Ирана, Греции, Сирии, арабского халифата и позднее Византии. Но, наследовав ряд древневосточных и античных традиций, взаимодействуя с культурой Византии, древняя культура Армении развивалась самостоятельным путем.

Работа содержит 1 файл

Медицина Армении.doc

— 27.50 Кб (Скачать)

Медицина в Армении

Образование армянского народа происходило  на территории Армянскою нагорья  в период VII—VI веков до н. э. в процессе распада государства Урарту и  образования новых племенных  союзов. Возникшее во II в. до н. э. независимое  армянское государство было рабовладельческим, 'наивысшего развития оно достигло при Тигр а-не II (95—56 гг. до н. э.). В IV в. в Армении сложилось феодальное общество.

Сильное влияние на развитие медицинских  знаний Армении оказали связи  армян с народами Ирана, Греции, Сирии, арабского халифата и позднее Византии. Но, наследовав ряд древневосточных и античных традиций, взаимодействуя с культурой Византии, древняя культура Армении развивалась самостоятельным путем.

Медицина существовала в Армении  с древнейших времен. До нашего времени дошли разнообразные свидетельства этого: каменные и металлические изображения матери с грудным ребенком на руках (символ материнства и плодородия в природе), относящиеся к эпохе урартиицев медицинские инструменты бронзового века, черепа со следами трепанации и т. п. Древние армяне накопили немало практических знаний в области врачевания.

В армянской народной медицине, в  фольклоре и в средневековой  армянской литературе сохранились  от древних времен медицинские знания эмпирического характера и описания заговоров, заклинаний, молитв и гш.. к которым поибегали для лечебных целей. В религиозных явлениях языческого периода у армян был культ божеств, имеющих отношение к здоровью людей.Армения славилась лекарственными растениями, которые вывозились в другие страны. Еще в I веке до н. э. в Армении существовал сад для разведения лекарственных растений. Из армянской медицины в медицину других народов проникли: армянская глина, бура, нашатырь и др.

К V веку н. э. армяне имели свою достаточно разработанную медицинскую терминологию. Изобретение в конце IV века я. э. армянской письменности и появление литературы на армянском языке совпали со временем оформления феодальных отношений. Медицинские произведения армянских авторов раннего средневековья носят отпечаток религиозной идеологии, но в Армении медицина носила более светский характер, была более близкой и понятной народу.

С III века н. э. Армения ориентировалась  на Византию. Армянская молодежь группами отправлялась для обучения в Афины, Александрию и другие центры эллинистической культуры. Принятие в IV веке армянами христианства и более тесные связи с Византией оказали влияние на армянскую медицину. Усилилось влияние греческой культуры: в Армении были открыты греческие и сирийские школы. В V веке был создан армянский алфавит.

В Армении в III веке были открыты  первые гражданские лечебные учреждения: в 260—270 гг. в местности Арбенут  был открыт лепрозорий на 35 прокаженных. Начиная с IV века в Армении стали  открываться больничные учреждения и приюты для немощных, находившиеся в ведении духовенства, но содержавшиеся на счет населения. В решении Армянского церковного собора 365 г. было записано: «Для пресечения распространения заразных заболеваний соорудить: для прокаженных лепрозории, для больных — больницы, для хромых и слепых — приюты. Для содержания этих учреждений установить на города и селения повинности и подати, назначить смотрителей и служителей. В каждом местечке... открыть больницы». Наибольшей известностью пользовались больницы в Западной Армении, в городах Севастии и Кесарии. Кесарийские больницы имели госпитальные корпуса, изоляторы, приюты и др.

В V веке медицина у армян стояла на высоком уровне, в Армении существовали врачи, умевшие считать пульс, выслушивать  сердце и ощупывать печень. Армянские  ученые того времени были знакомы с произведениями лучших представителей классической греческой медицины.

 

 

 

С V века в армянскую медицину наряду с армянскими терминами в большом  количестве проникли греческие медицинские  слова и термины, которые до X—XI веков  применялись.параллельно с армянскими. Влияние греческой медицины не прерывалось вплоть до VIII века включительно и ослабело в IX—X веках.

 

В промежутке между VI и VIII веком с  греческого языка на армянский язык было переведено несколько медицинских  и естественнонаучных сочинений: Аристотеля, Галена. Асклепнада и др. Галей оказал наибольшее влияние на армянскую медицину этого периода.

 

В 698—705 гг. Армения была покорена арабами. Арабские нашествия вызвали  временный  упадок экономики и культуры армянского народа. Цветущая, духовно богатая Армения была обращена в пустыню. Культурная жизнь Армении в VIII—IX веках была крайне подавлена. Только в 914—921 гг. из центральных областей Армении были окончательно изгнаны арабы. Период с 922 по 1044 г. в условиях длительного мира Армения пережила экономический И культурный расцвет страны. В середине XI века турки-сельджуки завоевали большую часть Армении. Из разоренной сельджуками Армении началась значительная эмиграция врачей и других мастеров, приводившая их и в Киевское государство. Во второй половине XI века после разрушения сельджукским султаном столицы Великой Армении много армянской молодежи переселилось в славянские страны. Во Львове в это время беженцы-армяне образовали особый армянский квартал.

Армянские врачи наряду с врачами греками и сирийцами сыграли видную роль в деле ознакомления народов арабского халифата с древнегреческой медицинской литературой. Среди выдающихся врачей эпохи возникновения арабской медицины были врачи-армяне Бахтишуа и Сера-пион.  Сила медицинских традиций в Армении была так велика, что ряд сирийских и арабских врачей, поселившихся в Армении, писали свои медицинские произведения на армянском языке, причем это происходило в такое время, когда арабский язык был официальным научным языком медицины.

В Армении в XI—XIII веках развитию науки, литературы и искусств способствовали: 1) значительный подъем экономического благосостояния армянского народа при  Багратидах, когда Армения была экономическим  посредником и транзитным путем  между Византийской империей, арабским халифатом и всем азиатским Востоком, что способствовало накоплению в Армении материальных богатств; 2) широкое развитие торговли, появление массы богатых горожан-торговцев и ремесленников, развитие богатых торговых городов; 3) демократическая идеология, способствовавшая развитию новой идейной тематики, свободомыслия, нового более близкого народу среднеармянского языка и светской литературы.

Представители нового направления  в науке настаивали на перестройке  ее на опытных началах, так как  «без опыта мысль не может стать убедительной, и только опыт надежен и несомненен». Особенное развитие в этот период получили средневековые высшие школы, известные с Армении в XIII—XIV веках академии и университеты в Ани, Ахпате, Санаине, Гладзоре, Татеве, Сезабе, Сизе и др.

Основоположником научной медицины в Армении и виднейшим деятелем врачебного искусства средневековой  Армении    являлся , армянский  врач XII века Мхитар Гера-Мхитар

Мхитар выступал против шаблона  при назначении кровопусканий и  подчеркивал необходимость учитывать силы и состояние больного. Мхитар считал, что лечение туберкулезных больных затрудняется тем, что у врачей нет возможности предоставить легким покой без ущерба для организма. Другим препятствием для успешного лечения легочных заболеваний Мхитар считал скопление в плевре и легких жидкости и гноя.

Туберкулез Мхитар предлагал выявлять по возможности раньше и Для его  лечения рекомендовал усиленное  питание.

 

 

 

Мхитар предавал значение влиянию  профессии на происхождение заболеваний, особенно при работе у огня, выделял лихорадку у стекловаров, кузнецов и других рабочих. Лихорадки были подразделены   им   на три группы: однодневная, длительная, или изнурительная, и плесневая. Взамен старого понятия о гнилостной лихорадке Мхитар ввел новое понятие о плесневой лихорадке. В связи с этим он выдвинул понятие о заразительности некоторых лихорадочных заболеваний, что было определенным шагом вперед в понимании их сущности. Описания клинической картины лихорадочных болезней у Мхнтара столь ясны и четки, что среди них легко распознать тифозные заболевания, различные виды малярии, туберкулеза легких и пр.

 

К обстоятельствам, благоприятствовавшим развитию медицинских знаний в XII—XIII веках, следует отнести наличие  в г. Сисе в Киликий-ской Армении  в Малой Азии медицинской школы, а также проведение армянскими врачами анатомических исследований на трупах. Прогрессивные ученые Армении понимали преимущество научного опыта над схоластическими и идеалистическими концепциями, господствовавшими в средневековой науке.

В своей хирургической практике врачи применяли методы активной и рациональной помощи. В случае сабельного удара, если рана оказывалась  глубокой, ее зашивали шелком. При неглубокой ране края ее стягивали и склеивали  рану смолистыми лекарственными веществами, а также смесью из воска, дегтя и смолы. Этой массой смазывали стянутую рану и накладывали повязку, которую снимали через 3 дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Медицина в Армении